Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

Инновационная работа

Без стремления к научной работе
учитель неизбежно попадает во власть
трех педагогических демонов: механичности
рутинности, банальности.


А. Дистервег 

Учителя гимназии "Радонеж" принимают активное участие в инновационной работе по педагогике.

В школе открыты две инновационные площадки.

1. С 2010 учебного года педагогический коллектив Православной гимназии "Радонеж" является участником Городской экспериментальной площадки Департамента образования города Москвы "Создание условий для развития субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей".

    Состав рабочей группы:
  1. Тишков Михаил Борисович - директор православной гимназии "Радонеж"
  2. Рогожина Елена Борисовна - учитель математики. член Совета гимназии
  3. Себина Елена Николаевна - учитель литературы, председатель методобъединения филологов и кураторов-воспитателей
  4. Воронкова Ирина Евгеньевна - педагог-организатор внешкольной работы
  5. Карасева Наталья Михайловна - куратор-воспитатель
  6. Рышкова Виктория Викторовна - куратор-воспитатель
  7. Бывшева Юлия Александровна - учитель Закона Божьего, куратор-воспитатель
  8. Полуэктова Мария Юрьевна - учитель английского языка, председатель методобъединения учителей английского языка
  9. Седых Марина Леонидовна - учитель начальных классов, куратор-воспитатель
  10. Исаченкова Нина Алексеевна - учитель начальных классов, куратор-воспитатель
  11. Бехтина Ольга Борисовна - учитель начальных классов

2. С 2010 учебного года педагогический коллектив Православной гимназии "Радонеж" является участником Государственной экспериментальной площадки Департамента образования города Москвы "Преподавание в школах Москвы религиозной культуры и светской этики".

    Состав рабочей группы:
  1. Тишков Михаил Борисович - директор православной гимназии "Радонеж"
  2. Рогожина Анна Алексеевна - учитель Закона Божьего и древних языков
  3. Чельцов Кирилл Юрьевич - учитель истории, учитель Закона Божьего, руководитель методобъединения историков
  4. Бывшева Юлия Александровна - учитель Закона Божьего, куратор-воспитатель

 

Общие сведения

Городская экспериментальная площадка «Создание условий для развития субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей» действует на основе приказа № 1090 от 11.06.10 Департамента образования Москвы.

    В состав площадки входят творческие группы педагогов 3-х образовательных учреждений:
  • Негосударственного образовательного учреждения Школы «Ника»,
  • Негосударственного образовательного учреждения Центра образования «Православная классическая гимназия «Радонеж»,
  • Автономной некоммерческой организации Центр образования «Знак».

 

Научный руководитель ГЭП: Битянова Марина Ростиславовна, канд.психол.наук, директор «Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ».
Научно-методическое консультирование ГЭПА осуществляет психолог-методист Центра психологического сопровождения образования Беглова Татьяна Владимировна.

Ключевая проблема, на решение которой направлена деятельность ГЭП, может быть выражена следующим вопросом:
Каковы механизмы и психолого-педагогические условия формирования устой-чивой субъектной позиции учащихся в системе образовательной деятельности школы?

Цель деятельности ГЭП: разработка и апробация моделей а) психолого-педагогической деятельности, направленной на развитие субъектной позиции учащихся; б) управления такой деятельностью как составляющей общей системы управления качеством образования.

    В течение 1 года работы решались следующие задачи:
  1. Создание постоянно-действующей исследовательской группы для реализации этапов формирующего психолого-педагогического эксперимента.
  2. Обучение участников исследовательской группы, повышение теоретической компетентности в обсуждаемой теме.
  3. Поддержка инновационных процессов в образовательных учреждениях.
  4. «Инвентаризация» имеющегося опыта, его критическая оценка и определение перспектив развития.
  5. Выбор конкретного направления экспериментальной работы.

 

    В рамках ГЭП прошли следующие обучающие семинары и мероприятия по обмену опытом:
  1. Научно-методический семинар «Субъектная позиция, механизмы и способы ее развития в образовательном процессе».
  2. Научно-методический семинар  «Школьный уклад как ресурс развития субъектной позиции».
  3. Научно-методический семинар «Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка учащегося в процессе его личностного развития».
  4. Научно-методический семинар «Содержание образования как ресурс развития субъектной позиции».
  5. Заочный научно-методический семинар «Формирование ценностей как профессиональная задача педагогов и психологов».
  6. Круглый стол и мастер-классы на тему «Опыт формирования субъектной позиции учащихся на основе традиционных Российских ценностей».


В результате годичной работы подготовлены следующие материалы:


1.    Концептуальное обоснование деятельности ГЭП:
1.1.    Рабочие определения основных понятий.
1.2.    Теоретическая модель развития субъектной позиция учащихся разных возрастных групп.
1.3.    Виды образовательных ситуаций, способствующих развитию субъектной позиции и их технологические схемы.
1.4.    Содержание образовательных ситуаций на различных этапах развития субъектности учащихся.
2.    Схема психолого-педагогической экспертизы внеурочного мероприятия с точки зрения условий развития субъектной позиции.
3.    Схема психолого-педагогической экспертизы школьного уклада с точки зрения условий развития субъектной позиции.
4.    Примеры экспертных заключений, выполненные участниками ГЭП.

В настоящий момент результаты ГЭП представлены следующими рабочими материалами:

1)    Раздаточные материалы к 4 научно-практическим семинарам, прошедшим в течение 2010-2011 учебного года.
2)    Аудио-запись лекций М.Р.Битяновой «Формирование ценностей как педагогиче-ская задача».
3)    Презентации к научно-практическим семинарам в формате PowerPoint.
4)    Документы: схемы анализа, экспертные заключения, сценарные разработки.
Основные сферы применения разработок ГЭП в настоящий момент:
1)    Экспертиза и проектирование системы воспитательной работы в ОУ на основе ценностных задач. Были проведены рефлексивные семинары в каждом педагогическом коллективе и на их основе проведена коррекция подходов к осуществлению деятельности по разработке планов воспитательной работы на год, проектированию образовательной среды ОУ.
2)    Разработка конкретных воспитательных программ и сценирование воспитательных мероприятий в этом учебном году осуществляется  с учетом представлений о механизмах и условий развития субъектной позиции учащихся.
3)    Рефлексия проведенных мероприятий осуществляется с опорой на разработанную схему.
Участники ГЭП отмечают:
1)    Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в во-просах, касающихся психологических механизмов решения развивающих педагогических задач.
2)    Повышение мотивации педагогов на профессиональное развитие.
3)    Создание в ОУ единого понятийного поля для постановки и решения педагогических задач.
4)    Воспитательная работа осуществляется системно и целостно, в ее основе лежат задачи, а не мероприятия.

Основные понятия ГЭП:

Гипо́теза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её фактов. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.

Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня - эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

 

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Проект обладает рядом свойственных ему характеристик, определив которые, можно точно сказать, относится ли анализируемый вид деятельности к проектам.

 

1.    Временность — любой проект имеет четкие временны́е рамки (это не относится к его результатам); в случае, если таких рамок не имеется, деятельность называется операцией и может длиться сколь угодно долго.
2.    Уникальные продукты, услуги, результаты  -  в противном случае такое предприятие становится серийным производством.
3.    Последовательная разработка — любой проект развивается во времени, проходя через определенные ранее этапы или шаги, но при этом составление спецификаций проекта строго ограничивается содержанием, установленным на этапе начала.



Эксперимент - (от лат. experimentum - проба - опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. При этом происходит проверка гипотезы. 


Формирующий эксперимент— это специфический  вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

 

Общность - общность есть объединение людей на основе общих ценностей и смыслов: нравственных, профессиональных, мировоззренческих, религиозных и т. п. Общность - прежде всего внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг другу. Нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности. (В.И. Слободчиков)

Уклад школьной жизни - совокупность норм, правил и иных регламентов, в том числе распорядка, формирующих, сохраняющих и развивающих устойчивый,  сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций, состав функций школы, порядок их осуществления,  действующие   в   школе   отношения   производственного,   социального характера,  этикет и атрибутику,  направленные на  развитие  социально значимых качеств личности обучающихся (Письмо министерство образования РФ  17 сентября 2001 г.  N 22-06-1222)


Цель, ценность, смысл:
Цель — это конечный желаемый результат, который определяется в процессе планирования и регулируется функциями управления. А также:
1.    Чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть.
2.    Предвосхищаемый в сознании результат деятельности.
3.    Место или предмет, в который нужно попасть при перемещении какого-либо объекта.

Ценности – это осознаваемые (то есть, они могут быть осознаны) представления, которые выступают для личности идеальной моделью, основанием выборов и непосредственно задействованы в процесс выбора человеком той или иной стратегии поведения в жизненной ситуации.

 


Ценность Идеал Совершенный образ, определяющий деятельность человека
Норма  Внутренне принимаемое обязательство
Принцип  Руководящая идея, основное правило деятельности
Цель  Предвосхищение результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий направление действий человека
Отношение  Оценивание явления в системе
Значение     Определение смысла, благодаря которому происходит оценивание

 

Смысл — сущность любого феномена, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности (Шредер). Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения "часть-целое", делает его необходимым в качестве части этой целостности.
Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью.
Вопрос о смыслах – это вопрос об устремленности человека к над-обыденной реальности, которая располагается вне пределов его наличного бытия. Это вопрос о вертикали, задающей масштаб, укорененность и устойчивость ценностным основаниям того или иного способа жизни (Слободчиков).

Место и роль целей, ценностей и смыслов в деятельности человека:
Цель – то, что определяет содержание активности (про что деятельность человека? К какому результату стремится человек?)
Ценность – то, что предает активности человека социокультурное «звучание», позволяет соотносить свою деятельность с культурой человечества. Роль ценности в процессе соотнесения и оценки: идеал. Идеал, принцип, вектор
Смысл – то, что предает активности человека трансцендентность, возможность выхода за пределы собственного существования и существования своего рода
Место и роль целей, ценностей и  смыслов в развитии человека
Умение ставить цели и достигать их, а также способность отвечать на вопрос «Зачем? Для чего?»  - субъектность.
Умение оперировать ценностями и отвечать на вопрос «Во имя чего?» – субъектная позиция.
Умение определять для себя смысл действия или поступка и отвечать на вопрос «Во имя Кого?» - нет научного названия, в каждом мировоззрении свое обозначение, например «транцендентность».

 
Список литературы:
1.    Абрамова С.Г. Феномен индивидуальности в образовании// Новые ценности образования. – «Индивидуальность в образовании», стр. 13. №2,  2004г.
2.    Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. Москва: «НИИ школьных технологий», 2010.
3.    Антропологический, деятельностный, культурологический подходы. Тезаурус.– Новые ценности образования, сборник № 5(24), 2005.
4.    Бояринцева А.В. Опыт проектирования образовательной деятельности школы, направленной на развитие индивидуальности // Новые ценности образования. – «Индивидуальность в образовании», стр. 44. №2, 2004.
5.    Игумен Георгий (Шестун) Православная педагогика. Москва:  «ПРО-ПРЕСС», 2010.
6.    Индивидуальность в образовании. – Новые ценности образования, сборник № 2(17), 2004
7.    Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 http://edu.1september.ru/courses/15/006/
8.    Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. – СПб.: «Детство-пресс», 2001.
9.    Крылова Н.Б. Культурология образования. – Новые ценности образования, сборник № 10. – М: «Народное образование», 2000.
10.    Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. Москва: «Народное образование», 2003.
11.    Культура взаимодействия детей и взрослых.  - Под ред. Е.А.Александровой и Н.Б.Крыловой. – М., 2009.
12.    Культурные практики детства. Опыт организации.– Новые ценности образования, сборник № 4(42), 2009.
13.    Михайлова Н.Н. Педагогическая поддержка как норма педагогической деятельности. //Новые ценности образования. – «Миссия классного воспитателя», стр129. №1, 2007г.,
14.    Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности
15.    Новые ценности образования, выпуск 2(17), 2004.
16.    Педагогические технологии развития ценностных ориентаций школьников как важный компонент их личностного потенциала. Москва: МЦКО, 2010
17.    Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. Москва: «Академический проект», 2006
18.    Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. М. : Центр «Педагогический поиск», 2005
19.    Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2010.
20.    Слободчиков В.И. Индивидуальность как способ духовного бытия человека // Новые ценности образования. – «Индивидуальность в образовании», стр 3.  №2. 2004г
21.    Уклад школы будущего,  в двух частях с приложением. – Редактор – составитель Н.Б. Крылова. М., НИИ школьных технологий, 2007 .

 

Схема анализа мероприятия

Типы образовательных ситуаций. Схемы и таблицы

Этапы личностного развития. Таблица

Этапы педагогических стратегий. Схема

Семинар 1. Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной площадки 2010-2013 гг.

Семинар 2. Школьный уклад как ресурс развития субъектной позиции учащихся

Семинар 3. Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка учащегося в процессе его личностного развития

Семинар 4. Содержание образования как ресурс развития субъектной позиции учащихся

http://gymnasia-radonezh.ru/news/414.html

 

 


















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2024.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22