Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:

Почаев-2002

Послепутевые заметки.
Воспоминания о паломничестве гимназистов в Почаев и Киев

Ноябрь 2002 года; руководитель поездки Рогожина Е.Б.

2 ноября

Группа детей и сотрудников гимназии собралась в поездку. Нас 39 человек. 33 гимназиста и 6 преподавателей. Гимназисты в возрасте от 8 до 17 лет. В основном, поехали ребята, для которых эта поездка уже не первая, которые, не смотря на разницу в возрасте, умеют радоваться не только увиденному, но и общению друг с другом. Поездка готовилась полтора месяца.

Мы знали, что нас встретят экскурсоводы из «Радонежа» и мы сумеем увидеть за такое небольшое время множество святынь.

В 13.45 встречаемся на Теплом Стане. Я в полной уверенности, что кто-нибудь обязательно опоздает. Я права. Все ждали меня.

У поезда на Киевском вокзале встретились с остальными ребятами. В 14.23 поезд тронулся. Как обычно оказалось, что кому-то родители забыли дать деньги, а кому-то и документы. А нам ведь границу пересекать надо будет. В вагоне кроме нас едут еще примерно 5 человек, а может и не 5, а больше или меньше. Они жутко пьяные, ходят все время по вагону, стучась головами о полки, и продолжают пить свою горилку.

Самая главная задача этого вечера заключалась в том, что надо было съесть все непостные продукты. Это очень тяжелая задача. На столиках у детей остались кучи йогуртов, бутербродов, творожков и котлет.

Станция Сухиничи превратилась для нас в сказочную планету плюшевых зверей. Когда открылась дверь вагона на остановке, мы увидели у наших ног целое море громадных плюшевых игрушек. Мы решили, что именно в этом месте Российско-Китайская граница проходит ближе всего к нам. A иначе откуда столько желающих торговать китайскими игрушками?

Следующая задача, помолившись, укладываться спать сначала начала исполняться. У наших соседей по вагону желание ходить без конца во время молитвы еще сильнее возросло. А уж когда ребята начали наконец-то укладываться по своим местам, нашелся сердобольный гражданин, который очень долго и громко всех уверял, что дети спать ни за что не будут. Конечно, где уж тут спать, когда над тобой стоит такой глашатай. А на следующую ночь нам предстоит позднее укладывание и ранний подъем. До границы 1 час дороги.

3 ноября

Кое-как заснувшие только что паломники были разбужены громкими стуками на весь вагон. Все замечательно, но много выпивший проводник нашего вагона закрылся у себя в купе, и выйти оттуда не может. Пришлось сначала пытаться дверь выламывать, а затем разбирать дверь купе. А мы уже у границы. Елене Борисовне (нашей бессменной старшей и организатору всех наших поездок) было велено собрать все имеющиеся паспорта и держать их у себя. Громко топая и разговаривая, пограничники прошли по вагону. Это повторилось дважды. Границу проехали.

С утра поднимались сильно не выспавшиеся, замерзшие дети. Помолились, позавтракали, вычитали правила к причастию. Один кусочек дороги закончился.

На перроне в Тернополе нас встретили две обаятельные женщины. Оказалось, что это наши экскурсоводы (ангелы-хранители) по поездке. Автобусом добрались до Почаева. Какая же красота открылась нам.

Лавра стоит на горе и приветствует нас. Ото всюду ощущение величия и древности. Разместили нас в монастырской гостинице очень быстро. Комнаты оказались уютные и чистые. Превосходный обед полностью расположил наши сердца к монастырю. Дальше попытка попасть в пещерку Преп. Иова Почаевского. Эта попытка нам не удалась, т.к. осталось уже довольно мало времени до вечерней службы. Мы, конечно, огорчились. Это было одно из главных желаний наших паломников.

А дальше чудесная всенощная под праздник Казанской иконы Божей Матери. Все для нас было благорасположено. Мы сумели, и исповедоваться (игумен Лавр взял себе на исповедь всю нашу группу), и приложиться ко всем иконам, и помазаться у Стопы Божей Матери. А после службы оказалось, что мы можем попасть в пещерку.

4 ноября

Утром мы были разбужены гостиничным колокольчиком. Служба в Троицком храме. Затем спускаемая икона Божей Матери в Успенском храме. Затем мощи Иова Почаевского. Затем прогулка по Лавре. Оказалось, что пол дня пролетело, пора обедать и ехать во Львов. Из Почаева уезжали с мыслью, что надо обязательно сюда вернуться еще.

На дорогу были снабжены местными яблоками. Дорога во Львов не оказалась легкой и приятной. Нам все время приходилось делать остановки по разным причинам. Во Львов въезжали в сумерки, немного заблудились, на встречу с экскурсоводом по Львову опоздали. На весь Львов у нас получилось 4 часа.

Самое запоминающееся событие то, что при подъеме на башню ратуши почти все взрослые отстали и оказались перед закрытым подъемом в башню. Львов сверху не был увиден. Но в результате сложилось впечатление, что это красивый город с домами в 3 окна. Вместо ожидаемого дальнейшего 3-х часового сидения на Львовском вокзале было решено отправиться в вокзальный ресторан. Оказалось, что там могут 33 ребенка накормить мороженным и кофе. Это было приятно. Поезд из Львова уходил почти в полночь, начинался новый этап нашей поездки.

5 ноября

Киев. Дальше все время будет ощущение чистоты. Наша красавица Москва, замусоренная бомжеством и бескультурьем, сильно проиграла. Чистый перрон, красивый вокзал, опрятные люди, отсутствие черноты.

С такими первыми ощущениями мы добрались до гостиницы в Лавре. А там еще лучше. К нашей радости погода была сухая и немного солнечная. С высокого лаврского склона открывался вид на часть города. Наш экскурсовод Владислав Анатольевич оказался очень знающим и умеющим доносить свои знания до окружающих человеком.

Первый день в Киеве был посвящен историко-культурному значению Киева для христианской Руси. Мы увидели и услышали о великой Софии – Премудрости Божей с ее 6-ти м мозаичной иконой Оранта – Нерушимая стена, гору Киевицу с остатками быв. Десятинной церкви и Андреевским храмом на месте воздвижения ап. Андреем Креста. Посмотрели Васнецовскую икону Божей Матери Благодатное небо во Владимирском храме. Совсем вечером побывали на Аскольдовой могиле. А потом нам встретилась детская площадка, и ей мы тоже уделили наше драгоценное время. Первый день в Киеве прошел как один час.

6 ноября

Этот день посвящен посещению лаврских пещер. С утра мы пошли в Крестовоздвиженский храм на акафист Успению Богородицы. Удивительный распев. Я бы даже сказала бравый, радостный. Именно так Успение ощущается как радость. Затем мы спустились в Антониевы пещеры. Когда вокруг столько святынь, невозможно передать свои ощущения. Потом мы пошли в пещеры прп. Феодосия. Наш экскурсовод рассказала нам о чудесах, которые и по сей день совершаются по молитвам к Св. Феодосию. Какая радость, что и мы смогли помолиться в кельи преподобного.

В этот же день мы отправились на Подол. Ехали туда на киевском трамвае и таким образом познакомились и с городским транспортом. Вообще этот день очень отличался по своей наполненности от предыдущего.

Мы были в тех местах, которые не относятся к местам обильного туристического посещения, и тем приятнее, что и тут мы увидели Киев в его красе. Храм Успения на Пиргоще, Киево-Братский монастырь с его интереснейшей историей, Флоровский женский монастырь. А потом был длинный подъем по почему-то неосвещенному Андреевскому спуску, где в темноте мы ощущали красоту исторических особняков. И под самый вечер мы оказались на Хрещатике. Вот это да! Европа да и только! Нас не минула туристическая участь и мы закупили себе сувениров в виде флажков и булав.

7 ноября

Последний день в Киеве посвящен пригороду и монастырям, образованным в кон. ХVIII - ХIX вв. Мы побывали на Церковщине, в тех пещерах, куда в дни Великого поста уходил молиться прп. Феодосий. В Китаевой пустыни побывали у мест погребения прп. Досифеи и прп. Феофила и с большим интересом выслушали их жития. Там монахини надарили нам орехов и монастырских заготовок, как благословение от Св. Феофила. Побывали в Ионицком Троицком монастыре и в Покровском монастыре, который был основан по предсказаниям Св. Феофила на месте сада для гуляний и в котором происходят чудесные исцеления. Смогли приложиться к иконе Божей Матери Призри на смирение в Введенском монастыре. Эта икона чудесным образом отобразилась на стекле, а мы стали свидетелями этого чуда.

И вот дорога обратно. На вокзале в последние минуты закупается еда в дорогу, кто-то теряется, кто-то находится лишний, но мы уже в поезде. И у всех одна мысль – хочу снова в Почаев и в Киев.

Светлана Петрова

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2024.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru