Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

События

"ВО ВСЁМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ..."

Наши старшеклассники - в Переделкино! Совсем недавно ребята 10 и 11 классов вместе с родителями с неизъяснимым удовольствием вдыхали чуть смолистый, напоенный влагой воздух переделкинских дач, смотрели с жадностью городских жителей на первые, нежные и робкие весенние цветы, медленно и задумчиво бродили по музейным кабинетам и по аллеям сельского кладбища... А в голове снова и снова всплывали строчки стихов Пастернака: "Во всём мне хочется дойти до самой сути..." ,"...и быть живым, живым и только, живым и только до конца..."

Как это всё было мучительно непросто ТОГДА..., когда художники - летописцы стали свидетелями небывалых событий, свершающихся в момент социального и духовного взрыва... Когда произошёл колоссальный выброс энергии из недр народной жизни, национальной истории... Когда из всего этого рождалась "русская литература советской эпохи". Палитра прозы в эти годы была так же широка и многокрасочна как и многоголосие стихотворства.

Язык новой поэзии, и это наши старшеклассники вполне испытали на себе, отнюдь не всегда был общедоступным. Поэзия Арсения Тарковского, Бориса Пастернака была сориентирована на "своего читателя", читателя подготовленного, опирающегося на богатый аллюзиями "культурный слой". Русская поэзия тех лет поднималась на новые вершины стиховой культуры. Поэтический язык смело стал включать слово в такие новые, неожиданные связи, обнаруживать в нём такие звучания, которых не было у поэтов - предшественников. 

И как интересно и увлекательно сегодня открыть это для себя... "дойти до сути" стихотворения, которое постучалось в твоё сердце... Уже по сложившейся традиции, каждый участник нашего переделкинского путешествия, заранее, выбрал стихотворение, чтобы прочесть его в доме поэта и рассказать товарищам о своём виденье "зацепивших" душу образов. Затаив дыхание ребята слушали друг друга, слушали "живой" голос Пастернака, слушали рассказ научного сотрудника музея и, казалось, жизнь поэта таинственным образом соприкоснулась с их жизнью. 

А потом был дом-музей Корнея Ивановича Чуковского и интересный спор, в который с жаром включились буквально все: и взрослые, и дети. Спор о роли и сути искусства (как хотелось "дойти до самой сути"!), толчком которому послужила статья Чуковского "Современная литература и Натан Пинкертон" - её ребята начали обсуждать ещё на уроках литературы в школе.

Здесь на Переделкинской земле состоялся и разговор о талантливой семье Тарковских. Цветы к могиле Арсения Тарковского, Бориса Пастернака, Корнея Чуковского очень трогательно положила от лица всех радонежцев самая маленькая участница поездки - семилетняя Оленька Кузнецова.
В скорбном и светлом молчании, стоя у могил каждый думал о своём... 
Но многие размышления текли и в русле слов Николая Бердяева "В эти годы, - писал Бердяев, - Росии было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания... Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни." 

Каждый, кто побывал в этой поездке, увозил много сильных и сложных впечатлений, и простую мысль: безусловной заслугой "серебряного века" было... чаянье... светлое чаянье Новой Жизни и Нового Человека.
Спасибо тем, кто помог открыть нам эту "суть"... 
Здесь сами собой просятся слова благодарности замечательным экскурсоводам: Светлане Витальевне Кузьминой (дом-музей Б.Л.Пастернака) и Наталии Васильевне Продольновой (дом-музей К.И.Чуковского), и учителю сценической речи Власовой Г.Ю., которая помогла подготовить ребятам выразительное чтение стихотворений, кураторам Бывшевой Ю.А и Неновой Л.В, организатору поездки - Воронковой И.Е., и автору всего этого грандиозного образовательного "переделкинского проекта" - преподавателю литературы Себиной Е.Н. Словам благодарности вторят и "живые" впечатления участников, прозвучавшие в их отзывах и эссе, вот они:

Кузнецова Юлия (11 класс):
Как можно почувствовать и в полной мере понять суть произведений, не зная судьбы автора? В связи с какими событиями к поэту приходит вдохновение, как они алияют на человека?
В субботу мы побывали в Переделкино, в писательском городке Подмосковья, где в свое время жил Борис Леонидович Пастернак.
В небольшом доме-музее нас встретила экскурсовод, которая очень интересно рассказала о жизни и творчестве известного поэта. В её словах звучала гордость за нашего великого соотечественника. Было видно, что она вложила свою душу в работу всей жизни - исследование такого феномена русской поэзии как Б.Л.Пастернак. 
Я рада, что, благодаря такому замечательному рассказу, открыла для себя поэта с другой стороны, смогла почувствовать его «изнутри».

Мельничук Мария (11 класс):
Любите ли Вы свое дело? Что бы это ни было. Можте ли Вы о не рассказывать днями напролет и все с тем же чувством, как будто это в первый раз? С душой, порой со слезами на глазах. Не многим это дано. 
В одну апрельскую субботу нам с классом повезло дважды - в доме Пастернака и в доме Чуковского. Эти писатели - два совершенно разных человека, но о них говорят до сих пор с любовью и благоговением. Быдто они среди нас, живых. Просто отошли ненадолго, но сейчас вернутся и сами заговорят о своем творчестве.
Я была на многих разных экскурсиях, в разных странах. Но нигде не встречала такой искренности рассказчика, как в этом поселке писателей, в Переделкино.

Воронкова Мария (11 класс):
Недавно я посетила село Переделкино. Место, где в начале XX века сконцентрировались творческие талантливые люди этого столетия. Арсений Тарковский, его сын - Андрей Тарковский, Корней Чуковский, Борис Пастернак...
Самое яркое впечатление от поездки у меня осталось после посещения музей Бориса Леонидовича Пастернака. Больше всего меня впечатлили люди, работающие в этом музее. Какой горячей любовью к поэту пронизаны их сердца. Сколько искренности чувствовалось в их словах. Экскурсовод Светлана Витальевна не просто рассказала нам заученную информацию о хозяине дома, она вложила частичку себя в свои слова. С восторгом говорила она о взлетах, с горечью - о тяжелых страницах жизни Пастернака. 
Мне очень приятно осознавать, что в наших музеях есть такие люди. Благодаря им в наших сердцах навсегда останется память об этом месте, об этом великом поэте.

Седых Мария (10 класс):
На меня поездка в «писательский городок» произвела большое впечатление. Было очень интересно узнать о замечательном русском поэте Борисе Пастернаке и детском писателе, публицисте К.И.Чуковском.
До этой поездки у меня были очень размытые, неясные представления об этих удивительных писателях. Теперь я имею сформировавшееся мнение о творчестве этих людей.
Также эта поездка дала возможность узнать людей, которых я знаю достаточно давно, с другой стороны. Я поняла, что ценность наших школьных выездов состоит в том, что они помогают раскрыться человеку, как личности.

Казанцев Дмитрий (10 класс):
Творчество Б.Пастернака отличается особой глубиной мысли. Его стихотворения полны драматизма («Гамлет», «О, знал бы я, что так бывает...»). Его творчеству нет аналогов как в русской поэзии, так и в зарубежной литературе. Особенно в описании судьбы Поэта. У Бориса Леонидовича одновременно с красотой изложения, мысдь зарыта очень глубоко «среди строк». Чтобы ее понять, нужно серьезно поразмыслить, чтобы «дойти до самой сути». Лирика Пастернака мне импонирует своей открытостью, драматизмом и глубиной, подчас эта глубина очень большая...

Максимов Юлия (10 класс):

В субботу мы ездили в удивительное место - оазис искусства начала ХХ века -в Переделкино. К сожалению, я не успел побывать в местном храме, но снаружи он выглядит потрясающе!
Также мы побывали в домах Б.Пастернака и К.Чуковского. Экскурсоводы отдавали своему делу душу.
По причине поста пикник не был изысканным, но все жы было достаточно весело и познавательно.

Бывшева Юлия Александровна (куратор 11 класса, преподаватель Закона Божия):
В Переделкино я была впервые. И вот на что прежде всего обращаешь внимание, когда въезжаешь в ту часть Переделкино, где находятся знаменитые дачи - это храм! Новый, удивительный храм в честь св.Игоря Черниговского и Киевского. Это поистине украшение Переделкино. 
А потом видишь то, что и ожидал увидеть - резиденцию патриарха, сосновый бор - и это, конечно, добавляют к первым впечатлениям нечто особенное, непередаваемое. 
Наша экскурсия по Переделкино, собственно и началась у храма. Здесь нас встретил его алтарник - Марков Даниил, наш десятиклассник. Как это было приятно! Рассказ Данилы о резиденции патриарха был простой, доходчивый, но с интересными подробностями. И за этот рассказ ему хочется сказать большое спасибо! 
Далее мы отправились в музей поэта Бориса Пастернака. Не хочется употреблять "заезженное" выражение "Я для себя открыла Пастернака", но это именно так! Произошло это благодаря искусству экскурсовода, а по другому не скажешь: именно искусству! Так рассказать о поэте может только человек одаренный! И только тот, кто горячо влюблен в свою профессию. Я по-новому увидела творчество Б.Пастернака. Читая стихотворения дома, в школе, мы можем многое представить, но почувствовать все то, о чем писал поэт стало возможным именно в его доме, в кабинете, где он работал, около той постели, на которой он умер... А проникновенное чтение стихов нашими старшеклассниками в кабинете Б.Пастернака многократно усилили впечатления от рассказа экскурсовода. Особенно хочется отметить выразительное чтение Маши Воронковой, Маши Мельничук, Ксении Лопуховой, Юлии Кузнецовой, спасибо вам, наши гимназисты! Я отрыла для себя не только Пастернака, но и вас! Я могу ещё много написать о поездке, потому что столько всего хотелось бы рассказать и стольким поделиться! Но, боюсь, мой отзыв превратится в мемуары, а это уже другой жанр...
Спасибо за внимание!

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2024.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22