Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

События

Интервью директора гимназии "Радонеж" интернет-порталу «Реальная школа»

Директор православной гимназии Михаил Борисович Тишков рассказывает о том, как организован учебный процесс с учетом религиозной традиции. 

Михаил Борисович, расскажите, пожалуйста, о вашей гимназии. Какова история ее появления?
 
Школа наша основана в 1990 году. Это старейшая православная гимназия и вообще старейшая негосударственная школа в постсоветской России. Целью создания школы  было возрождение классических традиций русского дореволюционного образования. Собралось небольшое количество воцерковленных родителей, которые хотели дать своим детям и православное образование.  И на сочетании этих интересов школа была организована. Из родителей сложился первый педагогический коллектив - учителя, директор. Дальше школа стала расти, развиваться, и сейчас ей уже 23 года. За это время у нас было 18 выпусков.

Наша школа - средняя общеобразовательная, в которой есть предметы с православным компонентом. Преподается Закон Божий - это, прежде всего, литургика, священная история Нового и Ветхого Завета, история Византии. По этому предмету ставятся оценки. Православный компонент присутствует и в других предметах - в истории, литературе, мировой художественной культуре, пении, музыке, рисовании, риторике. И, например, в биологии, наряду с теорией эволюции Дарвина мы преподаем другие точки зрения на эту тему. При этом мы выполняем федеральный государственный стандарт для общеобразовательной школы, являемся аккредитованной лицензированной школой, выдаем аттестаты государственного образца.

Учатся в нашей школе ребята с 1 по 11 классы. У нас по два класса в младшей школе и по одному в старшей. Все классы малокомплектные (по 13-14 учеников), поэтому по каждого ребенка преподаватели спрашивают на каждом уроке. И у нас невозможно, как в обычной школе «отсидеться на галерке», чтобы учитель спросил 2 - 3 раза за четверть. Интенсивность внимания уделяемого ребенку на порядок выше, чем в обычных школах. Ведь только в таком небольшом классе можно добиться хорошего учебного результата. Поэтому часто бывает, что перешедшие к нам из обычных школ ребята оказываются неподготовленными, не мотивированными к учебе, и их приходится заново учить учиться.
 
Есть ли у вас специальные требования для поступления в школу?
 
Принимаем мы на учебу детей из воцерковленных или воцерковляющихся семей. По нашему уставу для поступления требуется рекомендация духовника, который удостоверяет, что ребенок является членом церкви, регулярно посещает храм и приобщается к  церковным таинствам. Также надо пройти собеседование у педагогов, потому что школа у нас с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла и для того, чтобы учиться, нужен определенный уровень подготовленности и мотивации.
 
Нужно как-то готовиться, чтобы поступить в гимназию?
 
У нас существует система подготовки к школе. Большинство ребят приходят в школу  уже подготовленными. Для дошкольников есть два отделения - одно для подготовки к школе, а другое - своеобразный семейный клуб, там даже занимаются дети с родителями. Для родителей проводятся специальные семинары, а с детьми занятия начинаются с 1,5 лет.
 
А кто ваши ученики? Откуда они? И платное у вас обучение?
 
В нашей школе учатся до 60-70% многодетных семей. К нам ездят дети из разных районов. Условно говоря, от Подольска до Одинцово. Некоторые родители, которые имеют такую возможность, жертвуют некоторые суммы на нужды школы.
 
Михаил Борисович, «Радонеж» - православная гимназия. Существует у вас школьная форма или какие-то правила для внешнего вида учащихся?
 
Есть правила и для одежды, внешнего вида (девочки ходят в юбках, запрещено пользоваться косметикой и т.п.).
 
Сегодня большую роль в жизни подростков играет Интернет. Как положительную, так и отрицательную. Какое отношение к этому в вашей школе?
 
Дети не имеют неконтролируемого доступа в Интернет (без преподавателя). С родителями мы договариваемся, чтобы дети и в семьях не имели доступа к Интернету, и к социальным сетям, в особенности, до 8 класса. После 8 класса доступ в Интернет тоже должен быть контролируемым. Мы можем за неблагочестивые поступки (курение, употребление спиртного, сквернословие), и в том числе за недостойное поведение в Интернете, исключать из школы.
 
А чем занимаются ребята после уроков?
 
В гимназии есть кураторы у каждого класса - они обеспечивают организацию внеурочной деятельности школьников. Существует группа продленного дня для младших классов (до 4 класса), кружки и секции. На продленке ребята делают домашнее задание под руководством учителя или куратора. А если ребенок пропустил или не понял какую-то тему - он может после уроков остаться и дополнительно позаниматься с преподавателем. В школе работают три изостудии (для младшей школы, масляной живописи для младшей и средней школы, основы академического рисунка для средней и старшей школы), компьютерная графика, вышивка, футбольная секция, гимнастика, художественное конструирование, студия мозаики, театральная студия, есть еще спецкурс по истории, и в качестве факультатива есть греческий язык. Вообще, у нас ребята учат четыре языка: английский (с первого класса), немецкий (с пятого), церковно-славянский (с 3 по 6 класс) и латынь (с 7 класса). Также у нас есть физико-химический кружок - там ребята, у которых еще не начались эти предметы, получают некие предварительные знания и интерес к ним, проводят разные опыты.

В содружестве с центром духовного развития при Российском православном университете наши ребята обучаются основам киноискусства - там есть студия мультипликации, фотостудия, дети занимаются сценарным, операторским творчеством, режессурой. Все наши кружки бесплатные.
Мы организовываем для детей большие выезды (на 3-4 дня) два раза в год. Мы выезжаем, как правило, после Пасхи в Пушкинские горы (Тригорское - Михайловское - Петровское), Псков, Изборск, Печерский монастырь. Кроме того ребята посещают много театров, музеев, выставок.
В самой школе есть большая библиотека художественной литературы. Здесь проводятся встречи со священниками и другими интересными людьми на важные и актуальные темы. В школе работают логопед и психолог.
 
Как организовывается отдых детей в летние каникулы?
 
У нас есть лагерь, которому 22 года, рядом с монастырем Оптина Пустынь. Ребята с самого начала участвовали в восстановлении монастыря. Ходят на послушания - в переплетной мастерской, ризнице и т.п. Лагерь работает один месяц летом.
 
 Духовная пища не принесет пользы без пищи земной. Как у вас обстоит дело с питанием школьников?
 
У нас своя кухня, еду готовят повара. Для ребят есть завтрак, обед, а для тех, кто на продленке остается, - еще и полдник. Питание для всех детей с 1 по 11 классы бесплатное. Во время постов готовятся специальные постные блюда.
 
Какие пути выбирают выпускники после окончания гимназии?

Все выпускники сдают ЕГЭ и получают, как правило, высшие баллы по отрасли. Они поступают и в технические, и в гуманитарные, и в художественные вузы, и в православные (например, в Православный Свято-Тихоновский университет), в МГУ, Педагогический, Медицинский и даже в МВТУ (в позапрошлом году два мальчика поступили на аэрокосмический факультет) и МИРЭА. Есть выпускники, которые входят в крупные иконописные артели Москвы. Мы ведь преподаем знания не только гуманитарной направленности, но и по всем школьным предметам в полном объеме.
Некоторые выпускники преподают в нашей школе. Например, преподавательница Закона Божьего и древних языков - уникальный специалист в России по количеству древних языков, которые она знает (около 10 языков): греческий, латынь, иврит, коптский, сирийский, древнеармянский, эфиопский, древнегрузинский. Сейчас она защищает докторскую диссертацию в Оксфорде. Есть среди наших выпускников и священнослужители.
 
Как Вы считаете, нужен ли в школах новый предмет «Основы религиозной культуры и светской этики»?
 
Поскольку постольку сейчас идет регресс гуманитарного образования в стране, то введение культурологического предмета, который знакомит с основами русской цивилизации,  с основами нашей национальной культуры (если говорить о православной культуре) идет только на пользу. И вообще знание о религии, той или иной, очень расширяет кругозор учащегося и, безусловно, идет на пользу.
 
А может быть стоит лучше преподавать школьникам историю всех мировых религий?
 
Может быть, и стоит преподавать историю всех религий. Но все равно человек должен знать глубже что-то одно. Ведь невозможно знать одинаково хорошо все - это грешит поверхностностью, дилетантизмом, неуглубленностью. И самое главное, что это вводит принцип нравственного релятивизма, относительности истины. К сожалению, современное общество постмодерна исходит из принципа относительности, непринципиальности, неважности любой этической доминанты или системы. Лучший способ навязать индифферентное отношение к любой религиозной культуре - это говорить о них обо всех сразу, как о равнозначных. А раз они равнозначны, то ни одна из них не обладает претензией на достоверность, исключительность. Но, ни одна религиозная семья не согласится с этим. Поскольку у нас не существует государственной религии, то религиозное воспитание - это дело выбора каждой семьи. И в рамках этого предмета у каждого есть право выбрать свой модуль.  В нашей школе мы даем представление о других религиозных культурах, в рамках изучения истории, но особенно углубленно изучаем нашу православную культуру.
 
С какого возраста нужно начать обучать ребенка основам религиозной культуры?
 
Надо начинать еще до его рождения. С бабушек, дедушек, родителей - тогда ребенок вырастет нравственным. Вот у англичан есть пословица: «Если хотите сделать леди - начинайте с бабушки». У нас этот предмет преподается с 1 по 11 класс и называется Закон Божий - мы преподаем знания о православной религии и культуре.
 
А кто, по вашему мнению, должен преподавать такой предмет? Священнослужитель или светский педагог?
 
Конечно, очень хорошо, если этот предмет преподает священник. Задача преподавателя - рассказать ребенку о той или иной культуре, по выбору семьи. И делать это должен тот, кто лучше понимает эту культуру. Наиболее объективным будет тот, кто больше знает. Поэтому, в преподавании этого предмета объективнее будет священник. Могут это преподавать и миряне, но прошедшие хорошую фундаментальную подготовку. Проблема в том, что Министерство образования не включает ресурс Церкви в подготовку таких преподавателей. И вместо того, чтобы создавать краткосрочные курсы повышения квалификации, нужно все-таки дать фундаментальную подготовку педагогам. Например, при сотрудничестве с Церковью можно было бы организовать подготовку педагогов.
 
А не усилятся ли в результате введения этого курса межрелигиозные конфликты?
 
Религиозные конфликты возникают, когда кто-то со стороны хочет эти конфликты развязать. Когда третья сила, не заинтересованная ни в одной из этих религий, пытается этот конфликт организовать и стравить верующих. И когда люди плохо представляют свою религиозную культуру. А если бы они хорошо знали свою традиционную культуру, если бы им хорошо ее преподавали, тогда ничего бы не было. Для этого и введен этот курс.
 
Как вы считаете, вера, изучение православной культуры помогает вашим ученикам?
 
У нас есть священник, который служит в школьном храме. Отец Артемий - духовник гимназии, а также ведет Закон Божий. У нас хорошие отношения с подворьем монастыря Оптина Пустынь. Священники из Оптиной Пустыни проводят классные часы или беседы с детьми на определенные темы. Утро в гимназии начинается с молитвы в школьном храме, потом дети читают молитвы до и после уроков, до и после приема пищи. Ребята участвуют во всероссийских Олимпиадах по православной культуре, которые организуются Свято-Тихоновским университетом и занимают призовые места. Они знают, почему они живут, зачем они живут. Вера дает им силу духа, крепость в преодолении испытаний, она помогает и в учебе.
 
Беседовала  Любовь Самуляк - Безукладникова, «Реальная школа»

http://www.realschool.ru/interview/102/

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2024.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22