Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

События

"Моцарт и Сальери" в Доме музыки.

"1 декабря ученики 7 класса православной классической гимназии «Радонеж» вместе с учителями и родителями посетили Московский Международный Дом Музыки.

Вниманию зрителей была представлена литературно-музыкальная композиция «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина в исполнении народного артиста РСФСР Леонида Кулагина. 

Музыкальное сопровождение (партия органа и фортепиано) - солистка Московской государственной академической филармонии, лауреат международных конкурсов Анастасия Сидельникова.

Нужно отметить, что большинство ребят нашей гимназии получает дополнительное образование в музыкальных школах Москвы. Прекрасный, гармоничный мир классической музыки близок и понятен детям с раннего возраста. Но каждая новая встреча с ним - это всё равно открытие!

Конечно, есть среди наших гимназистов и дети, которые не попали в орбиту музыкальных школ. Они впервые слышали органную музыку, впервые видели живого органиста. Для них поход в Дом Музыки стал не просто открытием, а прорывом! Прорывом в новую галактику!

Наши ребята хорошо подготовлены, как раньше говорили о школах, подобной нашей. Мы - «гимназия с гуманитарным уклоном», и поэтому наши дети - благодарные слушатели. С творчеством Моцарта семиклассники подробно знакомятся на гимназических уроках музыки, а о «Маленькой трагедии» Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» с ребятами подробно и глубоко говорят на уроках литературы и риторики.

Но я хочу отметить единодушие зрительного зала. То, о чём я расскажу дальше происходило не только с нашими «подготовленными» детьми (мы часто водим детей на такие программы). Мне показалось, что в зале воцарилось какое-то незримое единение всех, кто пришёл в этот день на этот концерт. Но, начну по порядку.

Театр начинается с вешалки. А «Дом Музыки» начинается ещё раньше! Незабываемая атмосфера Дома Музыки оказывает свое воздействие на посетителей еще до входа в его вестибюль.

Красивое, словно сделанное из прозрачного хрусталя здание, заключенное на острове между двух рек, как бы парит в воздухе, переливаясь на солнце стеклянными гранями стен. Оно похоже на волшебный замок-храм, на вершине которого блестит главный музыкальный символ - скрипичный ключ.

Еще только когда поднимаешься по широкой парадной лестнице, ведущей ко входу, проходишь мимо памятника композитору Дмитрию Шостаковичу, тогда уже попадаешь под влияние атмосферы этого особенного места - удивительного места нашего родного города.

Минуем просторный, светлый гардероб. С вешалками, к слову, здесь всё в порядке! Очень приветливые и радушные служители театра пожелали «Приятного вечера!» и помогли детям раздеться.

И вот перед нами дружелюбно распахиваются двери камерного зала Дома Музыки. Входим внутрь. Мягкие кресла, уютные маленькие ложи, теплые оттенки цвета драпировок стен создают комфортную, приятную для глаз обстановку. Зрители рассаживаются по местам, звучит пригласительный звонок, гаснет свет и начинается действие

 ...На сцене световая декорация, имитирующая витражи готического австрийского собора. Звучит произведение Баха для органа, которое переносит нас в другую эпоху, в мир западноевропейского музыкального искусства 18 века. Вероятно, что Моцарт также слышал эту композицию, находясь на церковной службе в одном из соборов Зальцбурга или Вены. Легко предположить, что, будучи вдохновленным музыкой Баха, Моцарт оставил миру свои бессмертные произведения.

Смолкают величественные звуки органа и на сцену выходит мастер художественного слова Леонид Кулагин. Перед началом декламации трагедии мэтр увлекательно рассказывает историюотношений Моцарта и Сальери, заинтересовывает слушателей интересными фактами из жизни обоих композиторов. 

Был ли на самом деле Сальери убийцей? 

Почему Пушкин решил представить итальянского композитора в образе завистливого собрата Моцарта? 

На эти вопросы Леонид Кулагин дает исчерпывающие ответы. Зал слушает, затаив дыханье. Мастер слова - мастер в каждом своём движении. Удивляет изысканная продуманность всего - до мельчайших подробностей.

Рассказ артиста перемежается музыкальным исполнением произведений Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери. Слушателям предоставляется редкая возможность услышать, оценить и сравнить музыкальные труды обоих авторов. Как красиво Леонид Кулагин молчит и внимает льющейся откуда- то свыше музыкальной гармонии, как красиво он «слушает музыку»! Заражает зрителей своей любовью к звукам.Далее следует выразительное, незабываемое, чтение текста маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Оно раскрашено с помощью богатейшей палитры эмоциональных оттенков, интонаций, ударений, пауз, средств и приемов искусства художественного слова. Классика жанра! Неужели это где-то ещё сохранилось в таком первозданном классическом виде!

Царство поэтического слова. Велика сила воздействия этого слова на восприятие человека! Гениальный текст Пушкина, произнесённый по-настоящему талантливым артистом, усиленный гениальной музыкой Моцарта, производит глубочайшее впечатление, и на взрослого, зрелого человека, и на ребенка. Всё, что свершается на сцене, находит живой отклик в душах.В конце звучит седьмая часть Реквиема Моцарта - знаменитая «Лакримоза».

Смолкают звуки музыки. И после глубокой тишины, которую, кажется, боятся спугнуть загипнотизированные этим музыкально-риторическим пиршеством зрители, слышатся робкие хлопки. Но уже через пару секунд весь зал тонет во всё нарастающем шквале аплодисментов! Раздаются крики «Браво!» Овация не смолкает. И как примирительный подарок для не желающей расходиться по домам публики, Леонид Кулагин напоследок, «на бис» читает одно из своих любимых стихотворений Пушкина - «Безумных лет угасшее веселье...»

Лёгкие пушкинские строки каким-то невероятным образом рифмуются с тем, что переживается здесь и сейчас каждым:

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь...

Концерт окончен, и зрители неспешно покидают зал. Люди уходят, унося с собой впечатления, размышления. Это похоже на светлые лучи, зажжённые от яркого пламени солнца - великого, истинного искусства. Соприкосновение с ним не может оставить никого равнодушным. Дети обмениваются впечатлениями и видно, что многим трудно сразу подобрать слова, чтобы рассказать о своём душевном состоянии.

Что ещё добавить? Мы всё это пережили на самом деле! И искренне рекомендуем посетить композицию «Моцарт и Сальери» всем любителям и ценителям литературного и музыкального искусства. Благодарим всех тех, кто придумал и поддержал этот замечательный формат - «союз художественного слова с гармонией звуков». Как здорово, что в Доме Музыке этот союз обрёл не просто случайное пристанище, а родную гавань! Место, куда теперь хочется возвращаться нам, зрителям, снова, снова и снова."

Классный руководитель 7 класса Православной Классической гимназии "Радонеж", Ольга Борисовна Рыжова.

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2024.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22