Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

МХК. 7 класс

 


1 триместр 2 триместр 11.03 13.03 13.03 26.03 2.04 30.04 11.05    
      Экскурсия
ГМИИ
д/з работа
на
уроке
Рабочая тетрадь
Вачьянц.
Глава 3
Учебник
"Новое время" -
Возрождение,
конспект.
  Просмотр
фильма
3 триместр ГОД
Агафонов Роман 4 4   н
      5 3 4
Арутюнян Джаван   4   4 5 5 5 5 5 5 5
Буров Сергей 5 5 5 3 4 5 5 5 5 5 5
Иншутина Варвара  4 3 5 2 4     5 5 3 3
Калашников Константин 5 4 5 5 5- 5 5 5 5 5 5
Калинина Таисия 4 3   5   4 2 4 5 4 4
Котов Михаил  4 4   5 4 5     5 5 4
Кузнецов Степан        
      5    
Кузнецова Оля 5 4 5 4 4 5 2 55 5 5 5
Новикова Дуня 5 5 5 н   5 5 5 5 5 5
Славицкас София 3 4   н   2 2 5 5 4 4
Шахназаров Дави 4 4   5 5 3 ? 5 5 5 5

Домашнее задание на 30 апреля:

Творческая работа Мона Лиза.


Домашнее задание на 2 апреля:

Учебник "Новое время" - Возрождение.

Страница 46-49 - читать.

Страница 48 - Задания - устно.

Страница 49 - задания - письменно.

Домашнее задание на 26 марта:
1. Рабочая тетрадь Вачьянц. Глава 3

Домашнее задание на 20 марта:

Учебник "Новое время" - Возрождение - доделать конспект до 44 страницы. 

Сделать конспект 45-52. Быть готовым к опросу  

Домашнее задание на 13 марта:

1. Рабочая тетрадь Вачьянц. Глава 2

Домашнее задание на 13 февраля:

1. Рабочая тетрадь Вачьянц. Глава 1. Страница 19-33.


Домашнее задание на 6 февраля:

1.  Знать биографию Данте.

2. Прочитать краткое содержание "Божественной комедии". 
https://briefly.ru/aligeri/bozhestvennaja_komedija/

3. Выучить наизусть любые четыре терцины из "Божественной комедии" Данте.

Например:

1 Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

4 Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

7 Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.

10 Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.

 

Домашнее задание на 30 января:

Письменно в тетради ответить на вопросы.

Подтоговиться к проверочной работе.

1. Как по-итальянски называются периоды в истории культуры и искусства итальянского Возрождения в которые жил Джотто?
2.Что такое «капелла»? Что такое «палаццо»?
3. Что такое «Проторенессанс»?
4.Напишите Периодизацию Итальянского Возрождения.
5. Чем характеризуется эпоха Проторенессанса в архитектуре?
6. Кто такой Арнольфо ди Камбио?
7. Кто автор проекта купола Санта-Мария-дель Фьоре?
8. Назовите имя учителя Джотто.
9. Что отличало изображения Джотто от средневековых мастеров?
10. В каких городах работал Джотто?
11. Назовите представителей Сиенской художественной школы.
12. Как называются две церкви Италии, прославившиеся благодаря фресковому циклу работ Джотто?

Домашнее задание на 23 января:

1. Рабочая тетрадь Вачьянц. Стр 1-18. 

2. Имена, выделенные полужирным шрифтом, выписать в тетрадь по МХК. 


Домашнее задание на 26 декабря:

Творческая работа искусство Древней Руси. В любой технике. 

Домашнее задание на 19 декабря:

1. Подготовиться к контрольной работе.

Примерные вопросы
Как называется Новгородский кремль?
Какой храм имеет 13 глав-куполов? Что означает это количество глав?
В каком городе Древней Руси была устроена первая библиотека?
Перечислите особенности Новгородского архитектурного стиля.
Назовите отличительные черты новгородской живописи?
Какой собор в каком городе расписывал Феофан Грек?
Какие вы знаете соборы с белокаменной резьбой?
По образцу какого храма строили соборы в Новгороде?
Почему Десятинная церковь так называется?
Какая птица охраняет по преданию город? Назовите этот город?
Как называется Псковский кремль?
По образцу какого храма строили соборы в Киеве?
Что такое плинфа?
Какой архитектор год изучал Успенский собор и с какой целью?
Какой собор в каком городе расписывал Андрей Рублев?

Назовите храм по фотографии. 




ТЕКСТ для подготовки.

АРХИТЕКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Начало но-вой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце X в. при великом князе Владимире Святославиче. Древнейшая русская лето-пись - "Повесть временных лет" - сохранила предание о том, как Владимир "испытывал веры", желая выбрать для Руси иную религию вместо язычества. Княжеские послы побывали в соседних странах, где знакомились с обряда-ми различных религий. Посетив богослужение в великом православном храме Византии - храме Святой Софии столичного города Константинопо-ля, они сказали: "Не знаем, на небеди быди мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой краебты мы не знаем, как рассказать., .об этом, только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той". Именно это переживание красоты как святости сохранится в каждой русской иконе и будет сокровенным идеалом и непреложным законом для каждого истинного творца: иконописца, книжника и зодчего. Удивительно, как много велико лепных храмов, украшенных мозаиками, росписями (фресками), иконами, было возведено в XI столетии в только-только крещёной стране. В то время мастерагреки (так на Руси называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями.
Десятинная церковь
Рядом с княжеским двором поднялась многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение это-го храма. Он был по строен в 991-996 гг. греческими мастерами. В середине XI в. церковь с трёх сторон была обстроена галереями, что характерно для древ нерусских храмов домонгольской эпохи. За образец была принята цер-ковь Большого императорского дворца в Константинополе, также посвя-щённая Богоматери и в истории искусства именуемая Фаросской. Совре-менники считали Фаросскую церковь совершенной и называли храмом, кра-сотой превосходящим знаменитые библейские святилища. На образном языке того времени в этих словах звучала высочайшая похвала. Вероятно, поражала красотой и великолепием и Десятинная церковь, о которой ныне может рассказать только её фундамент. Его вернули из небытия археологи, раскопав в 1908 г. Как и все храмы Киева XI в., Десятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кирпича) в традициях византий-ского зодчества. Вот только плинфу здесь использовали особую - светложёл тую и необычно тонкую (всего два с половинойтри сантиметра). Из та кого же материала были построены и дворцы, её окружавшие. По мнению разных историков, их было три или четыре. В отделке Десятин ной церкви широко использовалась мозаика. Учёные по сей день спорят, как выглядел этот храм. Решить не простую задачу помогают тщательный анализ археологи-ческих раскопок и уникальная находка: выложенный древним мастером из необожжённого кирпича рисунок западного фасада храма. На протяжении нескольких десятилетий, пока не был построен главный храм Киева - храм Святой Софии, Десятинная церковь оставалась самым значительным и са-мым почитаемым храмом Руси. В 1240 г., в чёрную годину нашествия Ба-тыя, Десятинная церковь была разрушена.
По летописи, великий князь Владимир Красное Солнышко «помысли созда-ти церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастерыот грек». Кир-пичная церковь была заложена в Киёве рядом с княжеским двором в 989 г. Князь Владимир даровал ей десятину от своих доходов, поэтому церковь назвали Десятинной. Это древнейшая из известных нам монументальных построек на Руси.
Многоглавая Дёсятинная церковь состояла из трех нефов, разделенных тре-мя парами столбов;
Она имела три апсиды. Размеры ее были 27,2 х 18,2 м. С трех сторон ее окружали галереи. Внутри храма были хоры - балкон для князя и его при-ближенных.\
Здание церкви было построено из плинфы. В Киеве плинфа была особая, тонкая - всего 2,5-3 см толщиной. Многие мраморные детали внутренней отделки греческие мастера привезли с собой (Русь еще не знала мрамора).
На площади перед храмом поставили «четыре коня медяны» - трофейные скульптуры из Корсуни.
Собор Святой Софии в Киеве
Новый, этап _в истории зодчества Киевской Руси связан со строитель-ством Ярослава Мудрого в стольном граде Киеве. В конце 30х - начале 50х гг. XI столетия по указанию великого князя киевского был собор Святой Софии (что значит Премудрости Божьей). Дта архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства. Огромный пятинефный собор с большими хорами"палатами", свет лыми и широкими, имел купол с не обычным взлётом в самом центре, перед алта-рём, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом фоне. В XI в. Со-фийский собор был тридцатикупольным, но позднее подвергся серьёзной перестройке, и число куполов уменьшилось Число , глав (куполов) церков-ного здания в древнерусской архитектуре было исполнено глубокого сим-волического смысла.
В храме совершались не только богослужения и таинства (крещение, при-частие и др.), но и светские церемонии - например, торжественное вступ-ление князя на престол.
В здании храма была резиденция митрополита. В Софийском соборе была первая на Руси библиотека, архив, школа. Здесь хоронили князей и митро-политов. Сам Ярослав Мудрый был похоронен в этом храме в 1054 г. Храм этот в Киеве сохранился до сих пор.
В плане он поделён на пять нефов двенадцатью мощными крестообразными столбами. С восточной стороны собора - пять апсид, с трех других - двух-этажные галереи. К ним снаружи примыкает еще один ряд одноэтажных га-лерей.
Светлые, широкие хоры - «палаты собора открываются в центральное, крестообразное в плане пространство с помощью ряда арок. Арки эти рас-положены в два яруса в виде аркад и опираются на столбы. Площадь хоров 260 м. Помещения под ними в первом яруса перекрыты купольными свода-ми, Такими же купольными сводами перекрыты двенадцать квадратных в плане помещений в первом и столько же во втором этаже внутренних гале-рей.
Центральный купол (символ Иисуса Христа) окружают четыре купола по-меньше (символы четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна), а к ним примыкают остальные восемь куполов. Всего их 13, по числу учени-ков и их учителя. Четыре главы вокруг главного купола.
Эти 13 куполов и еще 12 купольных сводов второго этажа внутренних гале-рей - всего двадцать пять - придавали особую выразительность пирами-дальному силуэту
Строили собор русские мастера под руководством архитекторов из Визан-тии. Материалом для строительства была розовая плинфа. Колоны клали из кирпича. Карнизы, ограждения, полы исполнили из местного сланца, так называемого красного шифера, имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет. Полы покрывали мозаикой, керамической. Снаружи собор украшали ниши и окна, тонкие колонки на апсидах выложенные из плинфы кресты и меандры - геометрические орнаменты, кладка со скрытым рядом и полосы шероховатого, необработанного камня. В ХVП-ХVШ вв. собор подвергся переделкам. В наше время древняя кладка видна всего лишь на участках, где специально снята штукатурка. Великолепный интерьер Софийского со-бора во многом сохранился. Это мозаики и фрески. Кусочки смальты (цвет-ного непрозрачного стекла), из которой выполнены мозаики, имеют разный наклон и поэтому искрятся на свету, создавая впечатление «мерцающей жи-вописи».
В главном куполе изображен Христос Вседержитель с Евангелием в левой руке, в круглом обрамлении - медальоне. Его окружают архангелы (сохра-нилось мозаичное изображение одного из них, остальные написаны мас-лом). В барабане центрального купола в простенках мёжду окнами - фигу-ры апостолов-учеников Христа, как будто парящие в воздухе. На столбах, поддерживающих купол изображения четырех евангелистов.
Христос, архангелы, апостолы символизируют Церковь небесную. Образ Богоматери-заступницы - символ Церкви земной. Фигура Богоматери по-мещена в центральной апсиде на золотом фоне. Высота ее достигает пяти метров. Она изображена с вознесенными в молении к Спасителю руками. Такое изображение Богоматери называется Оранта (от лат. - молящийся). Огромная; внутренняя сила образа заступницы привела к тому, что в годы испытаний в народе ее стали называть Нерушимой Стеной.
В алтаре - фигуры апостолов; глаза их обращены ко Христу. В нижнем ря-ду алтаря - мозаичные изображения великих отцов учителей церкви. Же-сты их спокойны, движения выразительны.
Золотые ворота
Входили в город при Андрее Боголюбском в Золотые ворота (1164 г.) И сейчас торжественно высится на главной улице Владимира их сводчатый массив, увенчанный церковью, которая была перестроена в XVIII в. Высота проема ворот настолько велика (около 14 метров), что не позволила масте-рам изготовить воротное полотнище таких размеров. Пришлось перекрыть их на половине высоты арочной перемычкой, на уровне которой распола-гался настил для воинов - защитников ворот.
Разумеется, строители руководствовались не только практическими соображениями: ворота были форпостом города, представляли гостям его лицо и служили границей между враждебным внешним миром и обжитым внутренним. Поэтому для Божественной защиты ворот на них ставили цер-ковь, хотя она и ослабляло оборонительные свойства сооружения. Не слу-чайно, конечно, было выбрано посвящение надвратного храма Положению Ризы Богоматери.
Это праздник установили в Константинополе в 860 г. после осады столицы Византийской империи русскими войском под предводительством князя Аскольда. Когда славянский флот подошел к берегу вплотную, патри-арх Константинопольский погрузил в воды залива край ризы Богоматери, хранившейся во Влахернском храме, и поднявшаяся буря разбросала ко-рабли противника. С тех пор этот праздник чтился именно благодаря его «градозащитному» свойству, а храм Ризположения должен был обеспечить надежную защиту ворот.


АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ
Успенский собор
Главным зданием Владимира, построенным в самой высокой точке го-рода, стал возведенный в 1158-1161 годах Успенский собор. Это большое шестистолпное здание вскоре после сооружения пострадало при пожаре и в 1185 году было реконструировано - первоначальное сооружение было взя-то в своеобразный «футляр» дополнительных наружных стен. Судя по со-хранившимся стенам и столбам, Успенский собор, построенный Андреем Боголюбским, был изящнее, чем храмы середины века. Интерьер более про-сторен, воздушен. Летописи сообщают, что в древности интерьер Успен-ского собора был богато украшен цветными тканями и позолотой, - воз-можно, позолочены были резные каменные детали.
Успенский собор во Владимире был построен Андреем Боголюбским, но до нас не дошел в первоначальном виде, и только апсиды на восточной стороне собора остались прежними
Успенский собор города Владимира представляет белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными рез-ными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом.
Дмитриевский собор
Дмитриевский собор - самая интересная церковь Владимира, постройку которой нужно отнести к концу XII века, - дошел до наших дней хорошо сохранившимся. Бесспорно, собор этот, хотя и построенный под руковод-ством иностранных мастеров, представляет одну из самых оригинальных и самых красивых церквей в России. Князь Всеволод обратился к Фридриху V германскому с просьбой прислать зодчего, который был бы способен возве-сти такое здание, которое бы превзошло по красоте другие постройки горо-да. План собора опять-таки чисто византийский, с тремя алтарными апси-дами.
Характер барельефов Дмитриевского собора представляет собой смесь византийского стиля, романского и даже итальянского. Многие пред-полагают, что строителем собора был зодчий, хорошо знакомый с венеци-анским собором святого Марка, так как многие из фигур и украшений этого собора: львы, кентавры, олени, птицы и даже восхождение Александра Ма-кедонского на небо - совершенно тождественны с венецианским собором. Барельефы отличаются пестротой и фантастичностью: тут есть борьба со зверями, невиданные львы и птицы, разные всадники, цветы и листья расте-ний. Благословляющий Спаситель - центр барельефов - изображен безбо-родым, каким Он является в первое время христианства. Талантливость трактовки сей лепной работы заставляет гармонировать целое, устремляя все внимание зрителя на центральную фигуру Христа. В общем, впечатле-ние, производимое Дмитровским собором, настолько сильно, что при по-стройке московских церквей Аристотель Фьораванти смотрел на него как на образец.
Церковь Покрова на Нерли
При впадении реки Нерли в Клязьму, в том месте, где корабли повора-чивали к княжеской резиденции, на высоком искусственном холме, как на пьедестале, была построена церковь Покрова на Нерли (1166 г.). Порази-тельная утонченность и стройность этого небольшого храма до сих пор по-ражает зрителя. Совершенство форм и пропорций, богатая декоративная резьба придают облику здания почти скульптурную завершенность. Это вы-дающийся памятник не только древнерусской, но и мировой архитектуры. Историки архитектуры полагают, что первоначальный облик храма был бо-лее торжественным за счет опоясывавших его внешних галерей, основания которых были вскрыты археологами. Как храм придорожного монастыря, построенного при подъезде к Боголюбову и Владимиру у слияния рек Нер-ли и Клязьмы, церковь Покрова имела исключительно важное значение.
В центральных закомарах церкви находятся резные изображения ца-ря Давида, играющего на гуслях, и внимающих ему зверей. В боковых зако-марах располагаются изображения терзающих друг друга хищников. Рас-пространено такое толкование изображения: царь Давид метафорически изображает Владимиро-Суздальское княжество, объединяющее вокруг себя другие русские земли, тогда как без его организующего начала мелкие фео-дальные государства принуждены жить во вражде, подобно терзающим друг друга зверям.
Праздник Покрова появился на Руси в XII в. в память о чудесном явле-нии Богородицы в одном из храмов Константинополя во время осады горо-да сарацинами. Предание гласит, что находившимся тогда на службе рус-ским паломникам Андрею Юродивому и его ученику Епифанию привиде-лась Богоматерь. Она распростерла над собравшимися свое покрывало и молилась об избавлении народа от бедствий. Поначалу Покров стал одним из главных праздников владимирских земель, а затем и всей Руси.
Во времена князя Андрея Боголюбского на Владимирской Руси приоб-ретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богома-тери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября - "Влахерн-ское чудо".
Формула ВитрувияПрочность, польза, красота - эта необычная фор-мула была "выведена" почти две тысячи лет тому назад. Древнеримский зодчий Витрувий (I век до н. э) пришел к выводу, что именно эта триада составляет сущность архитектуры. Каждый ее компонент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.
Марк Витру́вий - римский архитектор, инженер, теоретик архитек-туры второй половины I века до н. э. вывел формулу «архитектура = польза + прочность + красота» - и лежит в определённом гармониче-ском отношении к пропорциям человеческого тела.
Польза
У любого архитектурного сооружения свое назначение: дом - для жи-лья, храм - для молитвы, крепость - для защиты от врагов. В зависимости от назначения здание имеет ту или иную форму, размер, внутреннюю плани-ровку
Прочность
• Надежность постройки зависит в значительной степени от строи-тельного материала. В древние времена на Руси строили в основном из де-рева - материала достаточно прочного, удобного в обработке и доступного. По прочности деревянные сооружения все же уступают каменным. Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя.
• Красота архитектуры при постройке крепости, например, не имеет большого значения. Главное ее качество - прочность и надежность: высокие неприступные башни и стены с узкими прорезями бойниц.
• В крестьянском жилище, лишенном изысканной красоты дворца и избыточной прочности крепости, больше всего ценились простота и удоб-ство.
• Многое зависит и от климата. Снежная зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы при строительстве жилья: высокая крутая кров-ля не задерживала ни снег, ни воду.
• По этой же причине островерхие шлемовидные купола в русской ар-хитектуре вытеснили покатые византийские.
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, ко-торую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли друг друга. Так польза порождает красоту.
Красота
• Именно этот компонент формулы Витрувия возводит архитектуру в ранг искусства и отличает от простого строительства. Красоту трудно вы-разить математически или словесно.
• Во Владимиро-Суздальской земле строили из ослепительно белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. "Белый камень" мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ.
КОНСТРУКЦИЯ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО.
Вместе с христианством Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма. Церковь такого типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа (от лат.- ко-рабль): центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест - важнейший символ христи-анства. На месте перёсечения сводов расположен световой барабан, увен-чанный куполом. Он покоится на столбах, соединенных между собой арка-ми (они называются подпружные арки). Чтобы построить храм больших размеров, увеличивали количество столбов (в Киевском Софийском соборе их более сорока). Верхнюю часть стен храма завершают закомары (от др.-рус. комар комора - свод). Они полукруглые, так как повторяют форму сводов.
Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли фор-му куполов византийских храмов. Затем появились шлемовидные купола (шлем, шелом - старинный воинский металлический головной убор), а еще позднее - луковичные.
Число куполов имело символический смысл. Два купола означали божественное и земное происхождение Христа, три купола - символ Святой Троицы (Бог Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), пять - Христос и че-тыре евангелиста, тринадцать - Христос и 12 учеников-апостолов. Каждый купол завершен православным крестом, всегда расположенным лицевой стороной к востоку.
Обычно храм имеет три входа: главный (западный) и два боковых (северный и южный). В Древней Руси вокруг церкви строили галереи, или гульбища (от слова «гулять»). Их возводили с трех сторон - северной, западной и юж-ной. Некоторые храмы имели приделы пристройки, в каждой из которых был свой алтарь и могли совершать службы. Пристройка с западной сторо-ны храма (там, где был главный вход) называлась притвор. Под полом церк-ви находились подклети, в которых хоронили знатных людей и священно-служителей.
Восточная часть храма имеет апсиды (от греч. апсида -дуга) - полукруг-лые выступы. В зависимости от размеров храма может быть одна или пять апсид. Каждая перекрыта полукуполом. В апсидах размещен алтарь («жерт-венник»),
В алтарь могут входить только мужчины. В центре алтаря находится пре-стол - квадратный каменный стол, символ гроба Господня. Согласно пра-вославной вере, во время богослужения Господь незримо пребывает на пре-столе.
В южной части алтаря расположена ризница (дьяконник) - помещение, где хранится церковная утварь и облачения (ризы) священников. Слева от пре-стола, в северной или северо-восточной части алтаря, есть специальный стол - жёртвенник. Во время службы на него кладут освященные хлеба и вино для причащения. От остального пространства церкви алтарь отделен иконостасом (перегородкой с иконами). Перед ним устроено возвышение - солея. По сторонам солеи расположены клиросы - места для певчих. Вы-ступ в центре солеи, напротив Царских врат, называется амвон (от греч. «восходить»). С амвона произносятся проповеди, читается Евангелие.
Через главный вход, притвор и следующую дверь можно войти в среднюю, самую просторную часть церкви. Здесь находятся верующие во время бого-служения. В древнерусских храмах над западным входом устраивали хоры - небольшой балкон, на котором молился князь со своей семьей и прибли-женными. На хоры вела лестница. Она располагалась в специальной башне, пристроенной к церкви. Позднее лестницу стали устраивать прямо в толще стены.
НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ
 Мощь, монументальность
 Невысокие, крепкие
 Пяти- или одноглавые
 Вместо закомар скатное перекрытие
 Украшения: ниши, арки, кресты, розетки
 Арки и треугольники на барабанах
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ СТИЛЬ
 Храмы выше и стройнее

 Стены более тонкие и лёгкие
 вместо скромных украшений богатая каменная резьба на стенах
 Аркатурный пояс

 Вытянутые барабаны



Домашнее задание на 12 декабря:  

1. Сравнить три Софийских собора - Софию Константинопольскую, (Айя-София), Собор Святой Софии в Киеве и Собор Святой Софии в Новгороде.

 

София Константинопольская

(Айя-София)

Собор Святой Софии в Киеве

 

Собор Святой
Софии в Новгороде.

Внешний вид

 

 

 

Количество куполов

 

 

 

Зодчие

 

 

 

Количество нефов

 

 

 

Монументальная живопись

 

 

 

Время строительства

 

 

 

Домашнее задание на 14 ноября:  

1. Выписать в тетрадь названия икон трех основных иконографических типов: Умиление (Елеус), Одигитрия, Оранта. 10 названий каждого типа.

2. ДОЛГ!!!!!!! Подготовить небольшой  рассказ (2-3 минуты) об иконах храма святого Иоанна Богослова:

План рассказа: 

1. История святого или появление иконы.

2. Тип иконы и возможные изображения.

3. Как икона оказалась в нашем храме. Ответы спрашивайте у отца Кирилла и старейших педагогов гимназии. 

Агафонов Роман  - святой Георгий

Арутюнян Джаван - икона Божьей Матери "Неупиваемая чаша"

Буров Сергей - святой Стефан

Иншутина Варвара - святой Иоанн Богослов

Калашников Костя - святой Лука Войно-Ясенецкий

Калинина Таисия - Распятие

Котов Михаил - святой Пантелеймон

Кузнецова Оля - святая Елизавета

Новикова Дуня  - святой Серафим Саровский

Салвицкас София - Алтарь храма святого Иоанна Богослова.

Шахназаров Давид - икона Божьей Матери "Всецарица"



ПОДГОТОВИТЬ ЯРКИЙ РАССКАЗ О ПАМЯТНИКЕ АРХИТЕКТУРЫ К ЭКСКУРСИИ 29 ОКТЯБРЯ. 2-3 МИНУТЫ. 

Агафонов Роман - Колокольня Ивана Великого и Успенская звонница
Буров Сергей - Успенский собор
Иншутина Варвара - Благовещенский собор
Калашников Константин - Царь-пушка
Калинина Таисия - Архангельский собор
Котов Михаил - Тайницкий сад
Кузнецова Оля - Грановитая палата
Новикова Дуня - Церковь Ризоположения
Славицкас София - Патриарший дворец с церковью Двенадцати апостолов
Шахназаров Давид - Царь-колокол

Домашнее задание на 31 октября:

Подготовиться к контрольной работе после экскурсии "Башни Московского Кремля":

  1. Сколько всего башен Московского Кремля?
  2. В каком веке Кремль приобрел нынешний облик?
  3. В каких башнях Московского Кремля были тюрьмы?
  4. В каких башнях Московского Кремля находились колокола?
  5. Кто сделал Куранты на Спасской башне?
  6. В каких башнях Московского Кремля были колодцы?
  7. На каких башнях Московского Кремля есть часы?
  8. Через ворота какой башни Московского Кремля духовенство выходило встречать царя?
  9. Через ворота какой башни Московского Кремля царь совершал шествие на осляти?
  10. На какой башне Московского Кремля жила корова?
  11. Через какую башню Московского Кремля Дмитрий Донской выезжал на Куликовскую битву?
  12. Что такое машикули?
  13. Какая башня Московского Кремля защищала от неприятеля брод через Москву-реку?
  14. В какой башне Московского Кремля располагалось подворье Угрешского монастыря? Как она сейчас называется?
  15. Какая башня Московского Кремля самая высокая?
  16. Как сейчас называется Конюшенная башня?
  17. Как сейчас называется Ризоположенская башня?
  18. На каких башнях Московского Кремля есть звезды?
  19. Возле какой башни Московского Кремля был убит Великий князь Сергей Александрович Романов?
  20. На каких башнях Московского Кремля находятся «болваны» и «чучела»?
  21. Кто автор инженерной конструкции рва на территории нынешней Красной площади?
  22. Как раньше называлась Боровицкая башня Московского Кремля?
  23. Назовите имена архитекторов, перестраивавших Кремль.
  24. В какой башне Московского Кремля был «гараж» для царских карет?
  25. Назовите самую маленькую башню Московского Кремля.
  26. Из какой башни царь наблюдал за казнями?
  27. Какие башни Московского Кремля были разобраны в XVIII веке, а потом восстановлены?
  28. Кто сделал водовзводное устройство на Водовзводной башне?
  29. Где были Портомойные ворота?
  30. Какие башни были взорваны Наполеоном?
  31. Как сейчас называется Колымажная башня?
  32. Как раньше называлась Спасская башня Московского Кремля?
  33. Через ворота какой башни Московского Кремля государев двор в праздник Богоявления выходил на освящение Иордани?
  34. Какую башню Московского Кремля по преданию строили мастера из Боровска?
  35. Возле какой башни Московского Кремля был зверинец?
  36. Какая башня Московского Кремля - барбакан?
  37. В какой башне Московского Кремля располагалось подворье Троицкого монастыря?
  38. Сколько звезд на башнях Московского Кремля?
  39. Кто автор креста, который был поставлен на месте убийства Великого князя Сергея Александровича Романова?
  40. На какой башне Московского кремля недавно была освящена икона?
  41. Как называется образ на Никольской башне?
  42. Как называется сама первая башня Московского Кремля, в которой находился потайной колодец?
  43. Равно ли количество нынешних кремлевских звезд количеству бывших кремлевских орлов?
  44. Перед какой башней Московского Кремля находится мавзолей?
  45. Сколько проездных башен Московского Кремля?
  46. Как на Руси называли толстых женщин?
  47. Каким по счету за всю историю Москвы стал Кремль из красного кирпича?
  48. Каким по счету был белокаменный кремль в Москве?
  49. Какому русскому князю удалось начать строительство второго, из дуба, Кремля в Москве? Восьмой, девятый и десятый этажи этого строения занимает уникальное устройство. Оно имеет выход на четыре стороны и содержит в себе более 26 кг золота. Как называется здание, в котором размещено это устройство?


Домашнее задание на 24 октября:

1. Прочитать текст.История

Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор - первый каменный храм Москвы - был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор - тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом : из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные - круглые - столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-1643 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе - его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви - митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора.

В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками.

Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г.

В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для посетителей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход - только по пригласительным билетам.

Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Престолы

Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы - в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, свв. первоверховных апп. Петра и Павла.

Святыни

Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др. Мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, посох святителя Петра.

Подготовиться к контрольной работе.

 

Домашнее задание на 26 сентября:

1. Выписать в тетрадь все сооружения Московского Кремля, все соборы, все башни.

 

 

Домашнее задание на 19 сентября:

ПОДГОТОВИТЬ ЯРКИЙ РАССКАЗ О БАШНЕ. 2-3 МИНУТЫ. 

Агафонов Роман- Спасская башня, Оружейная
Буров Сергей- Набатная башня, Благовещенская башня
Иншутина Варвара - Царская башня, Троицкая башни
Калашников Константин- Константино-Еленинская башня, Угловая Арсенальная
Калинина Таисия- Москворецкая башня, Сенатская башня
Кузнецова Оля- Петровская башня, Боровицкая башня
Новикова Дуня- Никольская башня, Водозводная башня
Славицкас София- 1-я Безымянная башня, Комендантская башня
Шахназаров Давид- Тайницкая, Кутафья башня
Котов Михаил - 2-я Безымянная

Домашнее задание на 12 сентября:

Знать архитектурные детали Православного храма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2020.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru