Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

МХК. 6 класс


  14.09 21.09   21.09 27.09 27.09 25.10 25.10 1-я четверть 8.11 15.11
  работа 
на уроке
д/з Эклога

работа
на уроке
д/з работа
 на уроке
мозаика контрольная 
работа
     
Амброуз Александра   н   н 5   2 3   5 5
Асташкина Дарья   5   5     5 5   5 5
Васильев Михаил  5 5   5 5 5 5 5   5 5
Захарченко Мария  5 ?   5 4 5 5 2   4 4
Кириенко Полина  5 5     5 4 5 2   5 5
Кондрашкина Нина  5 5   5 4 5 5 4   5 н
Кузнецова Александра   5     5   5 4   5 5
Кузоватова Анастасия   5     5   5 3   5 4
Лысиков Лев   5 5     5 5 5 5   5 5
Минаев Василий       5 4 5 5 4   н ?
Момот Вера   ?     4   2 3   5 5
Путилина Василиса   5 5   5 5 5 н     5 5
Розин Александр  
    5   5 3   5 5
Сивков Василий    н   н н   2 2   4 н
Тишков Тихон  5 5 5   5   4 4   5 5
Федоров Никита   5   4 5   2 3   5 5
Фурман Илья   5  
5   5 3   5 5

Домашнее задание на 15 ноября.

Выписать в тетрадь и выучить название римских катакомб. 

На лите А4 нарисовать пять христианских символов.


Домашнее задание на 8 ноября.

Выписать в тетрадь разные списки "Чудес света"

Составить СВОЙ список Семи чудес света. 

Домашнее задание на 1 ноября.

Взять в библиотеке учебник. 


Домашнее задание на 25 октября.

1. Творческое задание - мозаика. римская, флорентийская, византийская. 

2. Прочитать текст. Подготовиться к контрольной работе по теме "Культура Древнего Рима".

Текст к урокам «Культура Древнего Рима»:

«Архитектура Древнего Рима. Колизей, Римский Форум, Пантеон, Колонна Траяна, Триумфальная арка Тита.», «Римский скульптурный портрет», «Римские архитектурные ордера», «Римские загородные виллы».

Греческая культура. Римская цивилизация.
КУЛЬТУРА - ценности, созданные и создаваемые человечеством.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - идеальное состояние человеческой культуры,
По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, культура, она рождающая.
Цивилизация же пользуется культурой уже созданной. Русский философ Николай Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры».

Особенности римской архитектуры.
Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве.
В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека.
Для римских сооружений характерны: монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к практическим сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.
В Древнем Риме строились сооружения ДВУХ архитектурных типов:
Ротонда - круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны. В виде ротонды в Риме строили храмы богини Весты.
Базилика (греч. βασιλική - царский дом) - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.

 

«СРАБОТАННЫЙ ЕЩЕ РАБАМИ РИМА»
«...и Колизей - точно череп Аргуса, в чьих глазницах облака проплывают»...
Иосиф Бродский «Римские элегии»

Колизей - крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Колизей построен две тысячи лет назад во времена правления династии Флавиев, его настоящее имя: "Амфитеатр Флавия". Его сооружали тысячи иудейских рабов на месте большого искусственного озера, примыкавшего к вилле императора Нерона. Слово Колизей по-латыни означает «великий» "колоссальный" и сродни слову «колосс» - а именно так называли воздвигнутую неподалеку гигантскую позолоченную статую Нерона.
Строительство Колизея началось в 72 году н.э. императором Веспасианом. Закончил же постройку (через восемь лет) его сын - император Тит.
По случаю открытия Колмзея устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов.

Архитектурные особенности.
Древние римляне хотели причислить Колизей к одному из семи чудес света.
Арочно-сводчатая конструкция Колизея составляет главный художественный мотив его наружной архитектуры. На первый взгляд, арок так много, как сот в улье, но при этом однообразия нет. Каждая арка оказывается под другим углом и к солнцу, и к зрителю, на арки по-разному падают тени.
Колизей состоит как бы из четырех этажей.
Три первых этажа на фасаде - сплошные ряды окон-арок с закругленным верхом.
На втором и третьем между арками-окнами располагались скульптуры римских воинов.
Амфитеатр имел 240 арок, между окнами по фасаду на всех трех этажах были колонны с капителями. На первом этаже колонны в дорическом, на втором - в ионическом, а на третьем - в коринфском стиле.
Четвертый этаж являлся глухой стеной с редкими окнами. Строили его из различных пород камня и бетона, применен также самый прочный материал- травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом, бетонный свод для облегчения веса заполнен легкой пемзой.
Изнутри Колизей напоминал колоссальную воронку, на дне которой находилась арена. Он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров и периметр 527 метров. Это четырёхэтажная постройка когда-то была облицована белым мрамором.
Aмфитеатр в те времена одновременно являлся и цирком, и театром, и стадионом.
Колизей не имел крыши, при помощи канатов на мачты на последнем ярусе натягивался гигантский тент, льняной холст для защиты зрителей от солнца - веларий. Веларий красился в ярко-желтый цвет, поэтому даже в ненастные дни казалось, что светит солнце. Колизей превращался, в первый крытый стадион мира.
Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительских местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Средняя вместимость Колизея составляла около 50 тысяч человек, но могло войти до 68 тысяч.
Состязания происходили на арене - громадной деревянной платформе, посыпанной песком, впитывавшим кровь людей и зверей. Слово «арена» так и переводится с латыни - «песок».
Вокруг арены - терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Император со своим приближением имел отдельный вход.
Под ареной Колизея находилось огромное количество зверинцев, казематов и подземных темниц.
За несколько часов арена амфитеатра становилась бассейном-озером, на поверхности которого проводились морские сражения - наумахии. Для этой цели здесь было построена сложная гидравлическая система.
Хитроумные механизмы могли превратить арену в пустыню или в зеленеющий лес. Неожиданно среди скал и пещер возникали тигры, леопарды, львы и другие хищные звери, и гладиаторы охотились на них.
Остальные зрительные места были разделены на три яруса.
- 1 нижний ярус - знатные вельможи и богатые коммерсанты,
- второй - для свободных граждан Рима среднего сословия,-
- последний - для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами - в Колизее работали 36 лифтов, управляемые вручную рабами. Каждый лифт в состояние поднимать до 10 рабов. На них также перевозили и диких животных. Ещё выше сидели рабы, управлявшие веларием. Поскольку моряки были отменными мастерами в управления парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор.
В Колизее существовало два специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили помилованные гладиаторы, через другой выносили мёртвых.
Вход в Колизей был бесплатным. Гладиаторские бои начинались с рассветом и заканчивались в сумерки, иногда в течение нескольких дней. Знаменитые гладиаторские бои были переняты римлянами у греков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь.
Гладиаторы были разные: самнит, фракиец, мирмиллон, ретиарий.
Во время Средневековья Колизей пострадал от землетрясений, а в эпоху Возрождения был частично разобран на строительство новых римских зданий.
Колизей построен столь основательно, что это дало повод для поговорки: «Когда рухнет Колизей, придет конец и Риму».
Сохранилось предание, что зодчий Колизея Гавденций принял христианство и претерпел мучения на площади им же самим построенного амфитеатра. Когда римский папа Григорий Великий встретил послов Юстиниана, пришедших к нему из Византии, как высшую святыню дал он им горсть земли из Колизея, завернув ее в богатые ткани.
На арене Колизея приняли мученический венец св. Игнатий Богоносец, св. Поликарп Смирнский, св. Евстафий Плакида, его жена Феопистия и дети Агапий и Феопист, Перпетуя и Фелицитата, Авдон и Сеннис, св. муч. Татиана, Слевферий, св. Ревотад, св. Саторнин, св. Секунд.

 

РИМСКИЙ ФОРУМ - площадь, окруженная храмами и памятниками, на которой сосредотачивалась вся городская жизнь. Болотистая и сырая местность, на которой он возник, была осушена благодаря повторным мелиоративным работам.
Кроме того, Форум -место встреч жителей города с жителями близлежащих холмов, которые используют его для обмена своих товаров. Затем появляются торговые лавки, храмы и соборы, и Форум становится сердцем города, центром, вокруг которого развивается не только торговля, но и общественная жизнь римских граждан. Здесь проходили народные собрания, заседания Сената, выборы магистратов и судебные разбирательства, церковные праздники и религиозные обряды.
Этот памятник монументального зодчества эпохи правления императора Траяна создан его архитектором Аполлодором Дамасским.
Форум был возведен в 106-113 годы нашей эры на государственные субсидии, выросшие в результате победоносной войны с даками, окончившейся несколькими годами раньше. Размеры форума грандиозны: 300 метров в длину и 185 метров в ширину. В 283 году пожар сильно разрушил форум.В конце концов форум превратился в пастбище для скота.

 

ТРИУФАЛЬНАЯ АРКА ТИТА - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.
Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.
Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой.
Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась.


КОЛОННА ТРАЯНА - колонна на форуме Траяна в Риме, установленная Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Дорический ордер.
Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители на вершину колонны. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.


Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне и по сей день. Колонна должна была служить надгробным памятником Траяну. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз.
Римский скульптурный портрет.
Скульптурный портрет - одно из главных завоеваний римской художественной скульптуры. Он точно передает портретное сходство и сложность соотношения между физическим и духовным миром человека.
Первые римские портретные изображения в мраморе или бронзе были всего лишь точным воспроизведением восковой маски, снятой с лица умершего. Это ещё не было искусство. Заказчик хотел себя видеть таким, каким он был на самом деле, чтобы оставить портрет на память детям или внукам.
Портретные статуи в Древнем Риме воспринимались, как своего рода официальные документы и раскрывали нравственные, духовные и психологические проблемы времени. В III веке до н. э. был создан «Брут Капитолийский» - один из лучших скульптурных памятников.
В эту эпоху римские скульпторы используют БУРАВ и показывают зрачок в портрете. Проникновение в толщу мрамора как бы дало выход внутреннему свету человеческой души.
Римские скульпторы II-III вв., не ограничиваясь реалистической передачей внешнего облика человека, стремились раскрыть его внутренний мир. Они по существу явились основоположниками психологического портрета.

Архитектурные ордера, возникшие в Древнем Риме.

Тосканский ордер - самый простой, с наименее богатым в отделке, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Колонна гладкая и не имеет лепных элементов или каннелюр.
Композитный ордер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров.

В Древнем Риме существовало два типа жилых домов:
Домус - дом-особняк одного рода (со скатами крыши внутрь).
И́нсула - многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи в наём. В инсулах проживали как бедные, так и зажиточные слои римского населения. Имели обычно от четырёх до семи этажей. Составляли массовую застройку древнеримских городов.
Домус - особняк, в котором живёт одна семья, инсула - многоквартирный дом, заселённый множеством не связанных между собой семей; домус в основе своей одноэтажное строение, инсула - многоэтажное.

Загородные виллы
Итальянские города II - I вв. до н. э. были перенаселены. Поэтому состоятельные люди, стремясь жить вне городов, приобретали и строили загородные виллы.
В эпоху римской республики сложился СЕЛЬСКИЙ ТИП ЖИЛИЩА - загородная вилла (вилла рустика) с господским домом, хозяйственным двором,
садом, парком, термами, нимфеями (Нимфей - в Древней Греции - священная роща у источника, украшенная скульптурой, колоннадой, стеллой), храмами, фонтаном и бассейном.
Римские виллы можно разделить на три основных вида:
- виллы сельские, или хозяйственные (виллы рустика);
- виллы городские, или увеселительные (виллы урбана);
- виллы - фруктуарии, включавшие в качестве главного элемента фруктовые сады.
На клумбах росли цветы, соответствующие времени года. (анемон, астра, гиацинт, крокус, левкой, львиный зев, нарцисс, гвоздика, тубероза, тюльпан, фиалка, лилия и др. ) создавая настоящие розариумы.
Деревенская усадьба представляла собой прямоугольник, окруженный со всех сторон постройками, которые тесно примыкают одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену, прерванную только там, где был вход и въезд.
При выборе места для строительства решающее значение имел красивый пейзаж.
Вилла Адриана - императорская вилла в Тиволи близ Рима, откуда император Адриан правил Римской империей на закате своей жизни. В описаниях вилл Рима мы впервые встречаемся с термином топиарное искусство, фигурной стрижки деревьев и кустарников.
Топиар - происходит от латинского topiarius - садовник ландшафтного орнамент, который придавал растениям различной формы, например животных, архитектурных сооружений, кораблей, храмов, сосудов, птиц, животных, мужских и женских фигур.
Виллы были окружены обширными парками, украшенными скульптурой, фонтанами и декоративными деревьями и растениями, различными портиками, искусственными водоемами. Устраивали стеклянные теплицы, в которых зимой выращивали цветы и овощи (Тиберий очень любил огурцы), яблоки, груши, смоквы, пунийские яблоки (гранаты), котонейские яблоки (айва), слива, каштан, миндаль; вишня, персидское яблоко (персик), армянское яблоко (абрикос), только в III в. н.э. появляется горький цитрон (вопреки нашему представлению о том, что Италия всегда была богата фруктами, но горький апельсин и лимон завозятся только в ХI в., сладкий апельсин - в ХVI в., мандарин - в ХIХ в. - поэтому изображений этих фруктов нет на помпейских фресках).

Домашнее задание на 4 октября.

1. Подготовиться к контрольной работе по теме КОЛИЗЕЙ

Письменно в тетради ответить на вопросы.
1. При каком императоре началось строительство Колизея?
2. При каком императоре закончилось строительство Колизея?
3. К какому типу архитектурного сооружения принадлежит Колизей?
4. Сколько этажей в Колизее?
5 .Какую основную идею стремились выразить римляне в своих сооружениях?
6. Что сохраняло зрителей Колизея от солнца и дождя?
7. Каково первоначальное название Колизея?
8. Кто были первые строители Колизея
9. Считался ли Колизей одним из «Семи чудес света»?
10. Что лежит в основе конструкции Колизея?
11. Кто из святых принял мученический венец на арене Колизея?
12. Какие греческие архитектурные ордера присутствуют в Колизее?
13. Назовите главные изобретения римлян в архитектуре.
 

Домашнее задание на 27 сентября. 

1. Написать в тетради римское обозначение чисел и дату своего рождения римскими цифрами.

2. На отдельном листе выписать и красиво оформить несколько пословиц или крылатых выражений на латыни. (Перевод знать, но не писать).

3. Прочитать текст.

Искусство Древнего Рима. 

Обзор.
Изучение завершающей стадии античной культуры.
Повторяем:
⎫ Античная (antiquus - древний) культура - это культура древней Греции и Рима.
Греческий и латинские языки, произведения искусства, философия и мифология, научные знания - все это БАЗА, ОСНОВА европейской культуры. Италия была вторым после Греции важнейшим культурным регионом I тыс до н.э.

⎫ Античное искусство называется классикой, образцом. Потом - это слово стало обозначать все лучшее.

Основание РИМА (Рим - мир, Рома - амор)
Рим был основан 21 апреля 753г. до н.э. Римляне гордятся тем, что в отличие от других народов знают свою историю до глубокой древности.
Географическое расположение Рима - в центре Апеннинского п-ва с прекрасным климатом, снизу - греки, сверху - латины, в центре - этруски.
⎫ Рим - город на 7 холмах. Многие города пытались найти 7 холмов. Москва. Киров, Чердынь
Центр римской системы холмов составляет Палатин, его окружают с юга, Капитолий, Квиринал, Виминал, Циспий и Оппий; последние два объединяются именем Эсквилина; на юго-востоке лежит Целий, на северо-западе - Марсово поле.
Рим основан на левом берегу реки Тибр. Вся эта долина - происхождения вулканического; её центр - альбанский вулкан, деятельность которого прекратилась только тогда, когда Рим уже начал становиться крупным населённым центром; лава всегда употреблялась для мощения улиц.
Условия, благоприятные для развития города - удобство защиты - крутые холмы, близость к морю, судоходные реки, соседство с культурной и богатой Этрурией.
⎫ История создания Рима - история убийства, город, основанный на крови.
⎫ В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа. Рим - единственный город в мире, который заслужил своеобразный титул: "Вечный город".
⎫ Удивительная военная организация помогла городу Риму стать ГОСУДАРСТВОМ РИМ.
Законопослушность. Неисполнение закона в Риме каралось очень жестоко. Система ямов. (Государственная почта)
⎫ Военному успеху способствовали инженерные изобретения римлян, великолепные дороги, которые позволяли держать в повиновении завоеванные города.
⎫ План римского лагеря стал образцом градостроительства.
Многие современные города - Женева, Париж и другие европейские сохранили такую планировку - планировку военного римского лагеря.
Культура Рима сформировалась на основе трех источников:
1. Греческая культура, греков римляне превратили в колонию, но относились с большим уважением. Формировался синтез греческой и римской культур. Огромной исторической заслугой римлян было то, что они сохранили памятники греческой скульптуры, сделав великолепные мраморные копии.
2. Этруски, латины - местное население. Этруски жили на территории Италии до латинов язык их до сих пор не прочитан, ни относится ник одной группе. Этруски создали развитую культуру, оказавшую на Рим большое влияние. (Капитолийская волчица - этрусское творение).
⎫ Многие обычаи римлян - гладиаторские бои, гонки на колесницах, погребальные отряды имеют этрусское происхождение. Из этрусков были несколько царей Рима - Луций Тарквиний Приска, Сервий Туллий. Тарквиний Гордый.
⎫ Этруски с давних пор владели огромным запасом медных руд. Они изготавливали оружие, предметы быта. Этруски были очень богаты
3. Культура завоеванных стран - Египет, Пергам и другие.
Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне (как они сами признавали) имели наибольшие способности в практической деятельности. Если от Греции - олимпийские игры, театр, все то, что направленно на свободу, на развитие личности, то Рим - роскошь, жесткость, стяжание богатств, (цирк - хлеба и зрелищ в основном для воинов, для победителей, для грубой военной силы - грубое развлечение). Даже культ Диониса - у греков - идея постичь иной мир, у римлян - оргия наслаждения.
Греки - Театр, Путешественники, Поэзия, философия
Рим - Цирк, Завоеватели, Законы, право, юриспруденция

Государство заботилось о своих гражданах. Гражданин Рима (по закону, как и сейчас) имел особенные права - вспомните апостола Павла - даже право на бесплатную еду.

Существовала ли самостоятельная древнеримская цивилизация?
Некоторый ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. Например, О. Шпенглер и Тойнби, которые считали, что история Рима - это лишь последняя стадия жизни единой греко-римской цивилизации. Большинство историков утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию со своеобразной системой ценностей и государственностью, резко отличающих древний Рим от древней Греции.

Домашнее задание на 21 сентября. 

1. Знать содержание поэмы Вергилия "Энеида". Исправить в тетради даты жизни Публия Вергилия Марона: 15 октября 70 до н. э.- 21 сентября 19 год ДО н. э.

2. Творческая работа в любой технике на любой сюжет поэмы. Рисунок формата не менее А4.

3. Внимательно прочитать (по желанию - выучить наизусть!) отрывок из 4-й эклоги "Буколик":

...Ныне, по словуСивиллы, настало верховное время:
начат великий отсчет: потекла вереница столетий.
Близится Девы приход, возвращается царство Сатурна,
новое послано племя на землю из глуби небесной.
Ты же, Луцина, Младенца приветишь, который повсюду
век золотой установит вместо железного века...

 

Картинки по запросу эней анхиз и асканий

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2017.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru