Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

МХК. 6 класс

 

  24.03
рисунок
24.03
ТЕОРИЯ
31.03
работа на уроке
14.04 21.04
 глава 6
21.04
рисунок
27.04 27.04
Рабочая тетрадь
Вачьянц. Глава 7. 
Рабочая тетрадь 
Вачьянц.
Итог
IV  ЧЕТВЕРТЬ ГОД
Аднагулов Даниил       2 3 4 2 5 2 3 3
Алексеев Сергей 5 5 5 н 4 5 5 2 2 4 4
Арчвадзе Даниил 2 2 н 2   2   2 2 2 3
Воложина Стефания 5 ?   5 5 5   5 5 5 5
Касаткин Сергей 2 4 н 4 4 5   4 4 4 4
Кириенко Татьяна       н   н   5 2 3 4
Лебедев Михаил ? ? 5 5 5 ?   2 2 4 4
Ляпцева Анастасия 5 5   5 5 5   2 2 4 5
Мальцев Алексей 5 3 н 5 2 5   5 2 3 4
Розина Ангелина 5 5   5 5 5 5 5 5 5 5
Соколова Лида 5 5   3 4 5   5 2 4 5
Ушков Евгений ? 5   2 н н   н 2 3 3
Фадеева Елизавета 5 4   4+ 5 5   5 4 5 5
Иншутина Агаша 5   н 2 3 5   5 2 3 3
Шурхай Саша 5 2   2 3 5 2 2 2 3 4

Домашнее задание на 27 апреля:

1. Сочинить стихотворение в одном из средневековых жанров (эпос, сирвента, кансона, пастурель, альба, тенсона, фаблио, шванк). 

2.  Рабочая тетрадь Вачьянц. Глава 7. 

Домашнее задание на 21 апреля:

1. Рабочая тетрадь, глава 6 - ПИСЬМЕННО

Домашнее задание на 14 апреля:

1. Рабочая тетрадь, глава 4 - ПИСЬМЕННО

Домашнее задание на 31 марта:

1. Рабочая тетрадь, глава 8,9, ПИСЬМЕННО


Домашнее задание на 24 марта:

1. Нарисовать средневекового дракона.

2. Рабочая тетрадь, глава "Готика", подготовиться к опросу. 

3.Вспомните основные идеи строительства храмов в Античности и Средних
Знать основные архитектурные термины: КОНТРФОРС, АРКБУТАН, НЕРВЮРА, ПОРТАЛ, ДОНЖОН, БАЗИЛИКА, МАШИКУЛИ, ТИМПАН, ТРАНСЕПТ, ШПАЛЕРА, НЕФ, ОКНО-РОЗА.

ЗНАТЬ что такое: стиль (романский, готический), стилизация, эклектика, основные постройки готического и романских стилей и их отличительные черты.
ЗНАТЬ: формы обучения в Средние века, основные рыцарские добродетели, что включает в себя понятие КУРТУАЗНОСТЬ, основные Западноевропейские монашеские ордена, как и где проходил рыцарский турнир.

Дорогие родители шестиклассников и сами шестиклассники!

 


Не забывайте, что компьютер при выставлении четвертных не учитывает разный "вес" отметок - за домашнюю работу или итоговую контрольную - ему все равно, он высчитывает среднее арифметическое. Отметку выставляет - учитель, компьютер - помогает. Поэтому: если у ученика есть текущие двойки - оценка снижается. Так, если среднее арифметическое 3.68, но есть одна или две двойки, или неудовлетворительная работа на уроках, то четвертная отметка - 3.

Домашнее задание на 17 марта:

1. Рабочая тетрадь Вачьянц. Глава 5. 


Домашнее задание на 04 марта:

1. Рабочая тетрадь Вачьянц. Глава 1. 
2. Знать что такое "КВАДРИУМ" и "ТРИВИУМ".


Домашнее задание на 25 февраля:

1. Рабочая тетрадь Вачьянц. Глава 3. 


Домашнее задание на 17  февраля:

1. Рабочая тетрадь Вачьянц. Глава 2. 


Домашнее задание на 10 февраля:

Найдите отражение культуры ВИКИНГОВ в современной культуре. Ответ письменно в тетради.


Домашнее задание на 3 февраля:

1. Знать, что такое: орнамент, «Звериный стиль», филигрань, перегородчатая эмаль.

2. Рабочая тетрадь Вачьянц. Введение. 

Домашнее задание на 27 января:

Письменно в тетради ответить на вопросы:

Что такое дольмены, менгиры и кромлехи?
Чем они отличаются?
Как называли кельтов римляне?
Кельты и Галлы - это один и тот же народ?
Какие основные символы кельтов?
Найдите отражение кельтской цивилизации в современной культуре.
Нарисуйте кельтский крест.

Домашнее задание на 20 января:

Рабочая тетрадь А. Вачьянц. Введение стр. 5-12. 

ЗАДАНИЕ НА КАНИКУЛЫ:

1. Задание творческое - сделать мозаику. Материал - любой (бумага, мозаика, все что угодно). Формат - не менее А4. 

2. Читать:

Легенда о Тристане и Изольде,

Беовульф, 

Песнь о Роланде,

Песнь о Сиде,

Песнь о Нибелунгах и любые другие легенды Средневековья.


Домашнее задание на 23.12

Исправить отметки, сдать долги. 

Домашнее задание на 16.12

Выписать в тетрадь определение "МОЗАИКА", виды мозаики и мозаичные техники.

Домашнее задание на 9.12

Придумать и записать историю жизни человека с Фаюмского портрета. 

Знать,  что такое ЭНКАУСТИКА.

Домашнее задание на 3.12

Прочитать текст.

Рим подземный
Жизнь и смерть в древнехристианских катакомбах

«В Риме есть что-то даже кощунственное», - писала в 1960-х годах Анна Ахматова, ощутившая в этом городе накал непрекращающейся борьбы язычества с христианством. Его остро чувствуешь и сегодня. Здесь вас то и дело норовят схватить за рукав мелкие жулики, проститутки, торговцы подделками. Но есть и другой Рим - спокойный, величественный, сохранивший святыни христианства, мощи тысяч мучеников. Православного паломника, посетившего Вечный город, дороги непременно приведут в римские катакомбы. Они под землей, но возносятся над ней гораздо выше, чем гигантская колонна Траяна.

Зачем христиане первых веков спускались под землю?

Христианство пришло в столицу Римской империи во второй половине I века н. э. вместе с апостолом Петром и его учениками и сразу же нашло множество последователей среди людей всех социальных слоев, от рабов до консулов. Некоторое время христиан воспринимали безразлично - мало ли странных восточных культов приплыло в столицу из Азии. Новой верой в Риме сложно было кого-то удивить, а тем более вызвать чью-то ненависть. От представителей всех религий требовали только одного: чтобы они признавали богом императора. Разумеется, сами императоры, не считая психически нездорового Нерона, и большинство тех, кто признавал-таки их богами, в божественность кесарей не верили. Как сказал император Веспасиан в III веке н. э., «кто хочет убедиться, что я человек, пусть спросит об этом у раба, который выносит мой ночной горшок». Итак, это требование носило чисто политический характер. К христианам оно относилось точно так же, как и ко всем остальным. Но вот когда выяснилось, что последователи новой «иудейской секты» почему-то настаивают на существовании всего одного Бога, и Бог этот - отнюдь не император, христиане испытали на себе всю тяжесть карающей руки властей империи. Началась эпоха гонений.

И все-таки, вопреки широко распространенному заблуждению, первые христиане строили катакомбы не для того, чтобы прятаться от преследовавших их императорских солдат. В катакомбах никто никогда не жил. Да это и невозможно. Жить в подземном коридоре, где крупный человек едва не задевает стены локтями, где всегда темно, а вокруг лежат мертвые, невозможно. Главным назначением катакомб было захоронение умерших последователей Христа отдельно от язычников, совершение погребальных обрядов и иногда - Литургии.

Отшельнические пещеры возле Киева и римские катакомбы очень похожи. Вся разница в том, что катакомбы - это кладбище, здесь никогда не жили христианские подвижники.

Кладбище единоверцев

Как правило, основой катакомб были частные владения, на территории которых состоятельные римляне, принявшие христианство, хоронили своих близких и домочадцев. Иногда владелец такого фамильного склепа завещал его Церкви для захоронения в нем всех христиан. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи на греческом и латыни, сохранившиеся на стенах катакомб святого Каллиста: «Усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам». Такие подземные захоронения расширялись, объединялись между собой и становились важной частью жизни первых последователей Христа.

Кстати, первые христиане - создатели катакомб, использовали слово «цеметериум» (от лат. «покои»). Катакумбосом называлось лишь одно из подземных кладбищ, впоследствии известное как катакомбы святого Севастьяна. После падения Римской империи лишь Катакумбос ( от греч. k atakymbos - углубление ) сохранился нетронутым и доступным для изучения историкам Средневековья, поэтому со временем все подземные захоронения стали называть катакомбами.

Callist_Cripta_papi Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто - один из тех первоначальных центров, вокруг которых разрослись катакомбы. В III веке здесь были погребены двенадцать римских епископов, большинство из которых рпославились как мученики или исповедники. В V-VIII веках их мощи были перенесены в различные римские храмы
Callist_Cripta_papi Крипта пап (Cripta dei Papi) в Сан-Каллисто - один из тех первоначальных центров, вокруг которых разрослись катакомбы. В III веке здесь были погребены двенадцать римских епископов, большинство из которых прославились как мученики или исповедники. В V-VIII веках их мощи были перенесены в различные римские храмы
Старейшие римские катакомбы появились еще в дохристианский период истории города. Однако только с приходом христианства в Рим они стали действительно важным явлением в жизни столицы империи.

Христианская община Рима считала своим долгом обеспечить всем единоверцам захоронение на христианском кладбище. Однако, не располагая достаточными средствами, первые христиане могли позволить себе лишь очень простые похороны. Усопшего омывали, иногда натирали благовониями и заворачивали в саван. После этого тело клали в стенную нишу и замуровывали отверстие терракотовой или, реже, мраморной плитой, на которой высекалось имя почившего и лаконичная эпитафия. В стену рядом с захоронением часто вделывался масляный светильник или сосуд с благовониями. Иногда в одну нишу клали несколько тел, как правило членов одной семьи, но большинство захоронений - одиночные. Ниши с телами умерших высекались в стенах катакомб в пять-шесть ярусов, поэтому, при узких проходах, коридоры катакомб очень высокие - иногда достигают пяти метров в высоту.

В более поздние времена простые ниши иногда заменяли на аркосолии - невысокие глухие арки в стене, под которыми в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие захоронения располагалось не сбоку, а сверху. В аркосолиях часто хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении Литургии.

Иногда в основных коридорах делали небольшие боковые комнаты - кубикулы, обычно служившие фамильными склепами или местами захоронения наиболее почитаемых мучеников и пап. Изредка встречаются в катакомбах могилы, выдолбленные прямо в полу кубикулов и даже проходов.

Людей, занимавшихся выкапыванием катакомб и содержанием их в порядке, христиане называли фоссорами. Их портреты часто встречаются на стенах - фоссоров изображали с инструментами их ремесла: кирками, лопатами и масляными лампами. Руководили фоссорами люди, специально назначаемые римским епископом. Большинство катакомб названы именно в честь этих управляющих, как, например, катакомбы Сан-Каллисто, названные так в честь протодиакона Каллиста, по поручению общины руководившего созданием подземных захоронений в I или II веке.

По образцу древних хранителей гробниц современные работники катакомб также называются фоссорами. Они проводят дальнейшие раскопки и являются проводниками по недоступным обычным туристам неосвещенным коридорам, составляющим большую часть катакомб.

2. Выписать в тетрадь название катакомб.

3. Выписать незнакомые слова, найти и записать в тетради их толковаине в словарях.

Домашнее задание на 4.11

Сделать портрет в любой технике автопортрет в греческой и римской художественных традициях.

Домашнее задание на 25.10

Прочитать текст:
Тексты к урокам «Культура Древнего Рима»:
«Архитектура Древнего Рима. Колизей, Римский Форум, Пантеон, Колонна Траяна, Триумфальная арка Тита.», «Римский скульптурный портрет», «Римские архитектурные ордера», «Римские загородные виллы».

Греческая культура. Римская цивилизация.
КУЛЬТУРА - ценности, созданные и создаваемые человечеством.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - идеальное состояние человеческой культуры,
По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, культура, она рождающая.
Цивилизация же пользуется культурой уже созданной. Русский фило-соф Николай Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культу-ры».

Особенности римской архитектуры.
Римское искусство уступало греческому искусству в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве.
В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, вели-чие, подавляющие человека.
Для римских сооружений характерны: монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к практическим сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.
В Древнем Риме строились сооружения ДВУХ архитектурных типов:
Ротонда - круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны. В виде ротонды в Риме строили храмы богини Весты.
Базилика (греч. βασιλική - царский дом) - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.

«СРАБОТАННЫЙ ЕЩЕ РАБАМИ РИМА»
«...и Колизей - точно череп Аргуса, в чьих глазницах облака проплывают»...
Иосиф Бродский «Римские элегии»

Колизей - крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гла-диаторов и других состязаний. Колизей построен две тысячи лет назад во времена правления династии Флавиев, его настоящее имя: "Амфитеатр Флавия". Его сооружали тысячи иудейских рабов на месте большого ис-кусственного озера, примыкавшего к вилле императора Нерона. Слово Ко-лизей по-латыни означает «великий» "колоссальный" и сродни слову «колосс» - а именно так называли воздвигнутую неподалеку гигантскую позолоченную статую Нерона.
Строительство Колизея началось в 72 году н.э. императором Веспасианом. Закончил же постройку (через восемь лет) его сын - император Тит.
По случаю открытия Колмзея устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене убили 5 тысяч хищников, приве-зённых из северной Африки и сотни гладиаторов.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
Древние римляне хотели причислить Колизей к одному из семи чудес света.
Арочно-сводчатая конструкция Колизея составляет главный художественный мотив его наружной архитектуры. На первый взгляд, арок так много, как сот в улье, но при этом однообразия нет. Каждая арка оказывается под другим углом и к солнцу, и к зрителю, на арки по-разному падают тени.
Колизей состоит как бы из четырех этажей.
Три первых этажа на фасаде - сплошные ряды окон-арок с закругленным верхом.
На втором и третьем между арками-окнами располагались скульптуры римских воинов.
Амфитеатр имел 240 арок, между окнами по фасаду на всех трех этажах бы-ли колонны с капителями. На первом этаже колонны в дорическом, на вто-ром - в ионическом, а на третьем - в коринфском стиле.
Четвертый этаж являлся глухой стеной с редкими окнами. Строили его из различных пород камня и бетона, применен также самый прочный мате-риал- травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом, бе-тонный свод для облегчения веса заполнен легкой пемзой.
Изнутри Колизей напоминал колоссальную воронку, на дне которой находилась арена. Он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров и периметр 527 метров. Это четырёхэтажная постройка когда-то была облицована белым мрамором.
Aмфитеатр в те времена одновременно являлся и цирком, и театром, и стадионом.
Колизей не имел крыши, при помощи канатов на мачты на последнем ярусе натягивался гигантский тент, льняной холст для защиты зрителей от солн-ца - веларий. Веларий красился в ярко-желтый цвет, поэтому даже в ненастные дни казалось, что светит солнце. Колизей превращался, в первый крытый стадион мира.
Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительских местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Средняя вместимость Колизея со-ставляла около 50 тысяч человек, но могло войти до 68 тысяч.
Состязания происходили на арене - громадной деревянной платформе, посыпанной песком, впитывавшим кровь людей и зверей. Слово «арена» так и переводится с латыни - «песок».
Вокруг арены - терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Император со своим приближением имел отдельный вход.
Под ареной Колизея находилось огромное количество зверинцев, казема-тов и подземных темниц.
За несколько часов арена амфитеатра становилась бассейном-озером, на поверхности которого проводились морские сражения - наумахии. Для этой цели здесь было построена сложная гидравлическая система.
Хитроумные механизмы могли превратить арену в пустыню или в зелене-ющий лес. Неожиданно среди скал и пещер возникали тигры, леопарды, львы и другие хищные звери, и гладиаторы охотились на них.
Остальные зрительные места были разделены на три яруса.
- 1 нижний ярус - знатные вельможи и богатые коммерсанты,
- второй - для свободных граждан Рима среднего сословия,-
- последний - для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами - в Колизее работали 36 лифтов, управляемые вруч-ную рабами. Каждый лифт в состояние поднимать до 10 рабов. На них так-же перевозили и диких животных. Ещё выше сидели рабы, управлявшие веларием. Поскольку моряки были отменными мастерами в управления парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор.
В Колизее существовало два специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили помилованные гладиаторы, через другой выноси-ли мёртвых.
Вход в Колизей был бесплатным. Гладиаторские бои начинались с рассве-том и заканчивались в сумерки, иногда в течение нескольких дней. Знаме-нитые гладиаторские бои были переняты римлянами у греков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь.
Гладиаторы были разные: самнит, фракиец, мирмиллон, ретиарий.
Во время Средневековья Колизей пострадал от землетрясений, а в эпоху Возрождения был частично разобран на строительство новых римских зда-ний.
Колизей построен столь основательно, что это дало повод для поговорки: «Когда рухнет Колизей, придет конец и Риму».
Сохранилось предание, что зодчий Колизея Гавденций принял христианство и претерпел мучения на площади им же самим построенного амфитеатра. Когда римский папа Григорий Великий встретил послов Юстиниана, пришедших к нему из Византии, как высшую святыню дал он им горсть земли из Колизея, завернув ее в богатые ткани.
На арене Колизея приняли мученический венец св. Игнатий Богоносец, св. Поликарп Смирнский, св. Евстафий Плакида, его жена Феопистия и дети Агапий и Феопист, Перпетуя и Фелицитата, Авдон и Сеннис, св. муч. Татиана, Слевферий, св. Ревотад, св. Саторнин, св. Секунд.

РИМСКИЙ ФОРУМ - площадь, окруженная храмами и памятниками, на которой сосредотачивалась вся городская жизнь. Болотистая и сырая мест-ность, на которой он возник, была осушена благодаря повторным мелиора-тивным работам.
Кроме того, Форум -место встреч жителей города с жителями близлежа-щих холмов, которые используют его для обмена своих товаров. Затем по-являются торговые лавки, храмы и соборы, и Форум становится сердцем города, центром, вокруг которого развивается не только торговля, но и об-щественная жизнь римских граждан. Здесь проходили народные собрания, заседания Сената, выборы магистратов и судебные разбирательства, цер-ковные праздники и религиозные обряды.
Этот памятник монументального зодчества эпохи правления императора Траяна создан его архитектором Аполлодором Дамасским.
Форум был возведен в 106-113 годы нашей эры на государственные субси-дии, выросшие в результате победоносной войны с даками, окончившейся несколькими годами раньше. Размеры форума грандиозны: 300 метров в длину и 185 метров в ширину. В 283 году пожар сильно разрушил форум.В конце концов форум превратился в пастбище для скота.

ТРИУФАЛЬНАЯ АРКА ТИТА - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.
Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных со-бытий.
Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захвачен-ными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой.
Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась.
КОЛОННА ТРАЯНА - колонна на форуме Траяна в Риме, установленная Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Дорический ордер.
Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители на вершину колонны. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.
Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне и по сей день. Колонна должна была служить надгробным памятником Траяну. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появля-ется на ней 59 раз.
Римский скульптурный портрет.
Скульптурный портрет - одно из главных завоеваний римской художественной скульптуры. Он точно передает портретное сходство и сложность соотношения между физическим и духовным миром человека.
Первые римские портретные изображения в мраморе или бронзе были всего лишь точным воспроизведением восковой маски, снятой с лица умершего. Это ещё не было искусство. Заказчик хотел себя видеть таким, каким он был на самом деле, чтобы оставить портрет на память детям или внукам.
Портретные статуи в Древнем Риме воспринимались, как своего рода офи-циальные документы и раскрывали нравственные, духовные и психологические проблемы времени. В III веке до н. э. был создан «Брут Капитолийский» - один из лучших скульптурных памятников.
В эту эпоху римские скульпторы используют БУРАВ и показывают зрачок в портрете. Проникновение в толщу мрамора как бы дало выход внутреннему свету человеческой души.
Римские скульпторы II-III вв., не ограничиваясь реалистической передачей внешнего облика человека, стремились раскрыть его внутренний мир. Они по существу явились основоположниками психологического портрета.

Архитектурные ордера, возникшие в Древнем Риме.

Тосканский ордер - самый простой, с наименее богатым в отделке, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Колонна гладкая и не имеет лепных элементов или каннелюр.
Композитный ордер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского орде-ров.

В Древнем Риме существовало два типа жилых домов:
Домус - дом-особняк одного рода (со скатами крыши внутрь).
И́нсула - многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предна-значенными для сдачи в наём. В инсулах проживали как бедные, так и за-житочные слои римского населения. Имели обычно от четырёх до семи этажей. Составляли массовую застройку древнеримских городов.
Домус - особняк, в котором живёт одна семья, инсула - многоквартирный дом, заселённый множеством не связанных между собой семей; домус в основе своей одноэтажное строение, инсула - многоэтажное.Загородные резиденции Рима
Итальянские города II - I вв. до н. э. были перенаселены. По-этому состоятельные люди, стремясь жить вне городов, приобре-тали и строили загородные виллы.

В эпоху римской республики сложился СЕЛЬСКИЙ ТИП ЖИЛИЩА - загородная вилла (вилла рустика) с господским домом, хозяйственным двором, садом, парком, термами, нимфеями (Нимфей - в Древней Греции - священная роща у источника, украшенная скульптурой, колоннадой, стеллой и т.д), фонта-ном и бассейном.
Римские виллы можно разделить на два основных вида:

 виллы сельские, или хозяйственные (виллы рустика) - выращивались яблоки, груши, смоквы, пунийские яблоки (гра-наты), котонейские яблоки (айва). слива, каштан, миндаль; вишню. персидское яблоко (персик), армянское яблоко (абри-кос), только в III в. н.э. появляется горький цитрон (вопреки нашему представлению о том, что Италия всегда была богата фруктами, заметим, что горький апельсин и лимон завозятся только в ХI в., сладкий апельсин - в ХVI в., мандарин - в ХIХ в. - поэтому изображений этих фруктов нет на помпейских фресках).

 виллы городские, или увеселительные (виллы урбана).

 виллы-фруктуарии, включавшие в качестве главного эле-мента фруктовые сады.

При выборе места для строительства решающее значение имел красивый пейзаж.
Сад, разбитый по регулярной системе, подчеркивал основную композицию здания. Здание и сад соединяли с помощью архитек-турных пристроек, террас, больших лестниц, прямых аллей, состо-явших из лавров и платанов. В планировке сада часто повторялась излюбленная геометрическая фигура: полукруг деревьев, преиму-щественно кипарисов, окаймляющих квадратную или ромбои-дальную клумбу роз и других цветов.

Топиарное искусство -
искусство фигурной подстрижки деревьев. (садовник Топиариус).
Фигурная стрижка. кусты самшита были подрезаны в виде кораблей, храмов, сосудов, птиц, животных, мужских и женских фигур.
На клумбах росли цветы, соответствующие времени года. (ане-мон, астру, гиацинт, крокус, левкой, львиный зев, нарцисс, гвоздику, туберозу, тюльпан, фиалку, лилию и др. )создавая настоящие розариумы.
Термы, купальни и рыбные садки - были обязательными при-надлежностями римской виллы и требовали большого количества воды. Для обеспечения водой создавали большой подземный ре-зервуар, расположенный в самой высокой точке территории вил-лы. Этот участок обычно засаживали деревьями, чтобы вода не нагревалась даже в самый сильный зной.
Виллы были окружены обширными парками, украшенными скульптурой, фонтанами и декоративными деревьями и растения-ми, различными портиками, искусственными водоемами.
В декоративных садах высаживались деревья и кустарники (платаны, самшит), стены строений и стволы деревьев обвиваются плющом и аканфом (что являлось еще и средством защиты от по-жаров).
В императорскую эпоху появляются огромные парки, в которых устраивались специальные ксисты (цветники), деревья и кустарники подстригаются в виде букв, террас, геометрических фигур или зверей, создавались карликовые формы кипариса и платана.
Строились стеклянные теплицы, в которых зимой выращивали цветы и овощи (виноград, арбузы; Тиберий очень любил огурцы).

и написать сочинение "Я в Древнем Риме".



Домашнее задание на 14.10

1. Выучить текст прошлого урока. Смотри конспект.

2. Подготовиться к контрольной работе по архитектуре Древнего Рима.

Вопросы для подготовки к контрольной работе: "Архитектура Древнего Рима".
1. При каком императоре началось строительство Колизея?
2. При каком императоре закончилось строительство Колизея?
3. К какому типу архитектурного сооружения принадлежит Колизей?
4. Сколько этажей в Колизее?
5. Какую основную идею стремились выразить римляне в своих сооружениях?
6. Что сохраняло зрителей Колизея от солнца и дождя?
7. Как называется тип римского строения круглый в плане, обычно увенчанный куполом?
8. Как называется тип римского строения прямоугольной формы, состоящего из нечётного числа нефов?
9. Каково первоначальное название Колизея?
10. Кто были первые строители Колизея
11. Считался ли Колизей одним из «Семи чудес света»?
12. Что лежит в основе конструкции Колизея?
13. Кто из святых принял мученический венец на арене Колизея?
14. Какие греческие архитектурные ордера присутствуют в Колизее?
15. Назовите главные изобретения римлян в архитектуре.
16. Что такое Санта Мария ад Мартирес?
17. Какие основные типы жилых сооружений были в Древнем Риме?
18. Какую форму имели древнейшие храмы римлян?
19. Менора -это ...
20. Где римляне проводили свободное время?
21. Что такое домус?
22. Как назывался самый большой купольный храм Древнего Рима?
23. Для каких целей использовалась базилика в Древней Риме?
24. Какие основные типы жилых сооружений были в Древнем Риме?
25. В честь какого события построил император Тит триумфальную арку?
26. Квадрига - это ...
27. Что такое инсула?
28. Как называлась харчевня в Риме?
29. Какой император построил самую известную триумфальную арку Рима?
30. Подчеркните, какое из этих зданий построил Аполлодор Дамасский: Пантеон, Триумфальная арка Тита, Мост Траяна через Дунай, Колизей, форум Траяна, Колонна Траяна

Домашнее задание на 07.10

Письменно в тетради ответить на вопросы.

1. При каком императоре началось строительство Колизея?

2. При каком императоре закончилось строительство Колизея?
3. К какому типу архитектурного сооружения принадлежит Колизей?
4. Сколько этажей в Колизее?
5 .Какую основную идею стремились выразить римляне в своих сооружениях?
6. Что сохраняло зрителей Колизея от солнца и дождя?
7. Как называется тип римского строения круглый в плане, обычно увенчанный куполом?
8. Как называется тип римского строения прямоугольной формы, состоящего из нечётного числа нефов?
9. Каково первоначальное название Колизея?
10. Кто были первые строители Колизея
11. Считался ли Колизей одним из «Семи чудес света»?
12. Что лежит в основе конструкции Колизея?
13. Кто из святых принял мученический венец на арене Колизея?
14. Какие греческие архитектурные ордера присутствуют в Колизее?
15. Назовите главные изобретения римлян в архитектуре.

Домашнее задание на 30.09 

Торческое задание:

Мальчики в любой технике - гладиатор, гладиос. (рисунок,макет)

Девочки - гладиолус (римскую матрону, или что-либо древнеримское).

Искусство Древнего Рима. Обзор.
Изучение завершающей стадии античной культуры.
Повторяем:
• Античная (antiquus - древний) культура - это культура древней Греции и Рима.
Греческий и латинские языки, произведения искусства, философия и мифология, научные знания - все это БАЗА, ОСНОВА европейской культуры. Италия была вторым после Греции важнейшим культурным регионом I тыс до н.э.

• Античное искусство называется классикой, образцом. Потом - это слово стало обозначать все лучшее.

Основание РИМА (Рим - мир, Рома - амор)
Рим был основан 21 апреля 753г. до н.э. Римляне гордятся тем, что в отли-чие от других народов знают свою историю до глубокой древности.
Географическое расположение Рима - в центре Апеннинского п-ва с прекрас-ным климатом, снизу - греки, сверху - латины, в центре - этруски.
• Рим - город на 7 холмах. Многие города пытались найти 7 холмов. Москва. Киров, Чердынь
Центр римской системы холмов составляет Палатин, его окружают с юга, Капитолий, Квиринал, Виминал, Циспий и Оппий; последние два объединяются именем Эсквилина; на юго-востоке лежит Целий, на северо-западе - Марсово поле.
Рим основан на левом берегу реки Тибр. Вся эта долина - происхождения вулканического; её центр - альбанский вулкан, деятельность которого прекра-тилась только тогда, когда Рим уже начал становиться крупным населённым центром; лава всегда употреблялась для мощения улиц.
Условия, благоприятные для развития города - удобство защиты - крутые холмы, близость к морю, судоходные реки, соседство с культурной и богатой Этрурией.
• История создания Рима - история убийства, город, основанный на кро-ви.
• В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранно-сти римского народа. Рим - единственный город в мире, который заслужил своеобразный титул: "Вечный город".
• Удивительная военная организация помогла городу Риму стать ГОСУ-ДАРСТВОМ РИМ.
Законопослушность. Неисполнение закона в Риме каралось очень жестоко. Си-стема ямов. (Государственная почта)
• Военному успеху способствовали инженерные изобретения римлян, великолепные дороги, которые позволяли держать в повиновении завоеванные города.
• План римского лагеря стал образцом градостроительства.
Многие современные города - Женева, Париж и другие европейские сохранили такую планировку - планировку военного римского лагеря.
Культура Рима сформировалась на основе трех источников:
1. Греческая культура, греков римляне превратили в колонию, но относились с большим уважением. Формировался синтез греческой и римской культур. Огромной исторической заслугой римлян было то, что они сохранили памятники греческой скуль-птуры, сделав великолепные мраморные копии.
2. Этруски, латины - местное население. Этруски жили на территории Италии до латинов язык их до сих пор не прочитан, ни относится ник одной группе. Этруски создали развитую культуру, оказавшую на Рим большое влияние. (Капитолий-ская волчица - этрусское творение).
• Многие обычаи римлян - гладиаторские бои, гонки на колесницах, погребаль-ные отряды имеют этрусское происхождение. Из этрусков были несколько царей Рима - Луций Тарквиний Приска, Сервий Туллий. Тарквиний Гордый.
• Этруски с давних пор владели огромным запасом медных руд. Они изготавлива-ли оружие, предметы быта. Этруски были очень богаты
3. Культура завоеванных стран - Египет, Пергам и другие.
Если греки были изумительно одаренным народом в области художествен-ного творчества, то римляне (как они сами признавали) имели наибольшие спо-собности в практической деятельности. Если от Греции - олимпийские игры, театр, все то, что направленно на свободу, на развитие личности, то Рим - рос-кошь, жесткость, стяжание богатств, (цирк - хлеба и зрелищ в основном для воинов, для победителей, для грубой военной силы - грубое развлечение). Даже культ Диониса - у греков - идея постичь иной мир, у римлян - оргия наслажде-ния.
Греки Рим
Театр Цирк
Путешественники Завоеватели
Искусство = красота Практичность архитектуры
Поэзия, философия Законы, право, юриспруденция


Государство заботилось о своих гражданах. Гражданин Рима (по закону, как и сейчас) имел особенные права - вспомните апостола Павла - даже право на бесплатную еду.

Существовала ли самостоятельная древнеримская цивилизация?
Некоторый ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. Например, О. Шпенглер и Тойнби, которые считали, что история Рима - это лишь по-следняя стадия жизни единой греко-римской цивилизации. Большинство историков утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилиза-цию со своеобразной системой ценностей и государственностью, резко отличающих древний Рим от древней Греции.

 

Домашнее задание на 23.09 

Конспект в теради текст "Культура Древнего Рима"

Домашнее задание на 16.09 

1. Выписать в тетрадь пять крылатых выражения о Риме.

2. Выписать в тетрадь и выучить наизусть крылатое выражение на латинском языке.

Домашнее задание на 09.09

Выписать в тетрадь Римских и соответствующих им греческих богов.

Выписать в тетрадь только римских богов.

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2016.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru