ЦВЗ "Манеж". Выставка «Великая Победа. Россия – моя история»
С 5 ноября по 8 декабря 2025 года в ЦВЗ «Манеж» в рамках XXI Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – к Дню народного единства» Патриарший совет по культуре Русской Православной Церкви совместно с Федеральным архивным агентством, Государственным архивом Российской Федерации реализует историко-документальный выставочный проект «Великая Победа. Россия – моя история», завершающий год празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Выставка охватывает период от вторжения войск нацистской Германии и ее сателлитов в пределы СССР 22 июня 1941 года до подписания Акта о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года, который официально завершил Вторую мировую войну.
В экспозиции представлено более 700 экспонатов. Это уникальные архивные документы и музейные артефакты периода Великой Отечественной войны из 50-ти федеральных и ведомственных архивов и музеев России и Беларуси, из частных коллекций.
Среди экспонатов: директива Наркома обороны СССР № 1 о приведении войск в боевую готовность; постановление Президиума Верховного Совета СССР о создании Государственного комитета обороны; написанный от руки текст обращения по радио В.М. Молотова к населению СССР 22 июня 1941 года; послание Патриаршего местоблюстителя, митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) с благословением защитников Родины; «Блокадный дневник» Ольги Бергольц; меч в ножнах – подаренный королем Великобритании Георгом VI гражданам Сталинграда в 1943 году; черновик личного послания И.В. Сталина президенту США Ф. Рузвельту с критикой позиции союзников в отношении открытия второго фронта в Европе; автограф речи маршала Г.К. Жукова, которую он произнес на Параде Победы 24 июня 1945 года; парадный мундир и награды периода войны Верховного Главнокомандующего Советского Союза И.В. Сталина; подлинный Акт военной капитуляции Германии от 8 мая 1945 года и Акт о капитуляции Японии.
Посетители смогут увидеть личные вещи героев Великой Отечественной войны, участников подпольной антифашисткой организации «Молодая гвардия»: записную книжку Зои Космодемьянской; наградной лист летчика Алексея Маресьева; шинель снайпера Людмилы Павличенко.
В раздел «Обыкновенный нацизм» включены документы о преступлениях немецко-фашистских захватчиков, украинских и прибалтийских националистов, о чудовищном отношении оккупантов к советским военнопленным и мирным гражданам, заключенным в концлагерях, рубашка А.А. Печерского, подаренная ему Люкой, узницей концлагеря Собибор, перед побегом из лагеря.
В финале выставки – разделы, посвященные решениям Нюрнбергского и Токийского судебных процессов над главными военными преступниками.
Выставку дополняют предметы и документы, относящиеся к советско-японской войне августа-сентября 1945 года.
Организаторы выставки: Патриарший совет по культуре Русской Православной Церкви, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Правительство Москвы, Государственный архив Российской Федерации, Государственный Русский музей, Фонд «Моя история», исторические парки «Россия – моя история».
Сайт проекта: www.victoryexpo.ru.
Адрес: г. Москва, Манежная пл., д. 1.
График работы
С 5 ноября до 8 декабря 2025 г. – с 10:00 до 19:00.
Выходные дни – 20–21 ноября 2025 г.
Вход бесплатный.
ВДНХ
Выставка «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея»
С 6 сентября 2025 года по 1 февраля 2026 года в Павильоне № 1 «Центральный» ВДНХ пройдет выставка «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея».
Выставка станет сенсацией для культурной жизни не только двух столиц, но и страны в целом. 115 шедевров русских мастеров совершили путешествие из Санкт-Петербурга в Москву, объединив пространство культурных кодов двух столиц. Экспозиция содержит четыре тематических раздела, которые последовательно раскроют перед гостями выставки летопись столицы от истоков до новейшего времени. Впервые перед гостями ВДНХ развернется масштабная панорама Москвы сквозь века, состоящая из 104 живописных полотен и 11 скульптур. Среди них — иконы Андрея Рублева, признанные шедевры русской живописи «Святая Русь» Михаила Нестерова, «Степан Разин» Василия Сурикова, «Торжественное заседание Государственного совета…« и «В осажденной Москве» Ильи Репина, которые почти никогда не покидают залы Русского музея. Зрители также увидят выдающиеся произведения Аполлинария Васнецова, Валентина Серова, Юрия Пименова, Ивана Шишкина, Исаака Бродского и многих других. Вместе эти произведения создают образ живого города, где место и люди дополняют и вдохновляют друг друга. Источник — kudamoscow.ru, лучшие события Москвы.
ГМИИ им Пушкина
Не только Брейгель
01 июл - 09 ноя 2025
Нидерландская гравюра XVI века из собраний Москвы и Санкт-Петербурга
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку, посвященную первому крупному гравюрному издательству в Европе «На четырех ветрах», которое основал художник и гравер Иероним Кок. В экспозиции будут показаны гравюры, созданные по рисункам выдающихся европейских художников, в том числе Рафаэля, Бронзино и Питера Брейгеля Старшего. Тематическое разнообразие гравюр, выпущенных в издательстве Кока, отображало мир европейца XVI века и выполняло функцию современной фотографии. Выставка расскажет о том, как силами одного гравюрного издательства преобразился художественный мир.
В центре внимания выставки — издательский дом «На четырех ветрах» (1550–1570) и его создатель Иероним Кок, художник и гравер. С некогда маленького издательства начался расцвет Антверпена как мирового центра печатной графики: за 20 лет Иероним Кок организовал самое крупное в Европе издательство художественных гравюр, которое выпустило около 1400 наименований эстампов на разные темы. Кок стал первым в Европе и мире, кто начал делать пейзажные серии. Эти работы позволяют сегодня увидеть мир таким, каким его представляли люди XVI века: от зарисовок римских руин до аллегорий смертных грехов в образах причудливых созданий. Фактически издательство Кока стояло у истоков активного создания и распространения визуальных художественных образов. С этим процессом можно сравнить современную фотографию.
Ключевой раздел выставки посвящен гравюрам по рисункам Питера Брейгеля Старшего: мастер опирался в своих работах на фольклорные мотивы, чтобы показать другим тот несовершенный мир, который видел сам. В экспозицию также вошли гравюры с видами античных памятников Рима, гравюры по картинам итальянских художников (Рафаэля, Бронзино), портреты и многое другое. Кроме того, на выставке представлены эстампы самого Иеронима Кока — искусного и талантливого гравера. Многие работы будут показаны зрителям впервые.
Выставка «Не только Брейгель» станет продолжением серии «Ars Graphica». К проекту подготовлена программа мероприятий. В рамках инклюзивной программы будет создана тактильная зона с фрагментом гравюры из серии «Семь смертных грехов» Питера Брейгеля Старшего и инструментами для гравирования, также будет представлена тактильная графика с адаптированными сюжетами из избранных гравюр. Пройдут экскурсии и мастер-классы на русском жестовом языке и другие события для детей и взрослых с разными возможностями.
Музеи Московского Кремля
Выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность
С 17 октября 2025 года по 1 февраля 2026 года в Музеях Московского Кремля пройдет выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность».
В 1725 году завершилась полная перемен, трудов и славных свершений Петровская эпоха: Российская империя простилась со своим основателем — государем-реформатором Петром Великим. Три столетия спустя выставочный проект Музеев Московского Кремля ставит целью осветить ключевые этапы «последнего триумфа» императора, рассказать об увековечении его образа в памяти потомков и о формировании одной из важнейших коллекций мемориальных предметов — гардероба Петра I. В выставке принимает участие целый ряд ведущих отечественных музеев, архивов и библиотек. В двух залах — Одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице — демонстрируется более двухсот уникальных экспонатов, среди которых письмо прусскому королю Фридриху Вильгельму I — последний документ, подписанный лично Петром Великим, а также рисунок в виде свитка длиной почти десять метров, запечатлевший грандиозную похоронную процессию «Отца Отечества». Несмотря на усилия врачей, император Петр I скончался утром 28 января 1725 года. Подготовкой погребения монарха впервые в российской истории занималась специально созданная Печальная комиссия во главе с генерал-фельдцейхмейстером графом Я. В. Брюсом.
Ему было поручено провести похороны «по обычаю прочих в Европе Государств», продолжив преобразования придворного погребального обряда, которые некогда начал сам Петр I. Государь лично участвовал в разработке программ торжественных похорон представителей царского дома и ближайших сподвижников: Ф. Лефорта, П. Гордона, Ф. А. Головина, Я. Ф. Долгорукого. Их портреты, как и редчайшие изображения траурных кортежей, а также памятные вещи, раздававшиеся почетным гостям погребальных церемоний в конце XVII ‒ первой четверти XVIII века (например, мемориальные кольца и ложки) можно видеть в выставочном зале Патриаршего дворца. Особое место в экспозиции зала отведено богато иллюстрированным изданиям, посвященным «траурным торжествам» европейских правителей: «Великого курфюрста» Фридриха Вильгельма I Бранденбургского и королевы Пруссии Софии Шарлотты. Также здесь впервые единым комплексом экспонируются предметы, связанные с церемонией прощания с Петром Великим в Печальной зале Зимнего дворца и торжественным шествием к месту упокоения императора в Петропавловском соборе ‒ новой усыпальнице дома Романовых. Специально для этих мероприятий, по указу императрицы Екатерины I, в Санкт-Петербург из московской Оружейной палаты были привезены государственные регалии, роскошное конское убранство и доспехи для Печального и Радостного рыцарей, которые, согласно европейской традиции, символизировали незыблемость славы монарха в веках. Таким образом, хотя Петр Великий первым из российских монархов был погребен в Северной столице, Московский Кремль сыграл значимую роль в подготовке его «последнего триумфа». Фото: vk.com/kremlinmuseums Спустя две недели после кончины Петра I было отпечатано объявление о ношении траура по почившему императору. Составить представление об особенностях придворного траурного костюма того времени, его колористической гамме, отделке и аксессуарах помогают уникальные предметы одежды, принадлежавшие Петру I и его внуку, великому князю Петру Алексеевичу (будущему императору Петру II). Тема мемориального костюма получила развитие в выставочном зале Успенской звонницы, где впервые экспонируются вместе предметы из трех наиболее значимых в историческом и художественном отношении составных частей гардероба Петра Великого, хранящихся в Государственном Эрмитаже, Музеях Московского Кремля и Историческом музее. Это лучшее в мире собрание мужского костюма конца XVII — первой четверти XVIII века, которое дошло до наших дней благодаря заботе членов императорского дома и усилиям нескольких поколений хранителей и реставраторов. Посетители выставки могут увидеть как традиционные царские одеяния Петра I (включая платно из итальянской парчи), «венгерский» и «польский» кафтаны, так и военную форму, парадные комплекты западного образца, рабочую и домашнюю одежду, обувь и головные уборы. При этом вещи из личного гардероба государя наглядно демонстрируют, с каким вниманием Петр I относился к моде и как стремился соответствовать своим обликом статусу европейского монарха. Фото: vk.com/kremlinmuseums Костюмы и графические портреты Петра Великого позволяют увидеть его вне рамок привычного, тиражируемого в течение столетий образа — представить царя-преобразователя не только в одеждах плотника или воина, но и в изысканных нарядах в стиле Людовика XIV. Экспонаты выставочного зала Успенской звонницы свидетельствуют как о динамичных изменениях в одежде российской знати и служилого сословия Петровской эпохи, так и о влиянии личных предпочтений монарха на радикальный поворот в истории костюма и моды в России на рубеже XVII‒XVIII столетий. Выставка проходит в Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля. Узнать подробности можно на сайте организаторов
Исторический музей
Выставка «Царское Село»
Следующий музей, который представит в Москве шедевры своего собрания — музей-заповедник «Царское Село» — один из самых величественных дворцово-парковых ансамблей императорской России, уникальное собрание исторических ценностей и произведений искусства мирового уровня. В рамках масштабного выставочного проекта будут показаны не только предметы из постоянной дворцовой экспозиции, но и коллекции, которые хранятся в запасниках музея. В экспозиции будут представлены уникальная авторская мебель, украшенная драгоценными камнями и металлами, редчайшими сортами дерева; драгоценные предметы из знаменитой Янтарной комнаты, коллекции фарфора и стекла — произведения, созданные на русских императорских заводах и привезенные из-за рубежа, среди которых работы знаменитого Э. Галле, а также та часть знаменитого ювелирного Нарышкинского клада, которая ранее не показывалась в Москве. Значительная часть выставки продемонстрирует личные вещи русских императоров и императриц (костюм, аксессуары, оружие, предметы ежедневного и парадного обихода), портретную живопись (например, знаменитый портрет Петра I работы И. Н. Никитина, портрет Елизаветы Петровны кисти В. Эриксена); произведения знаменитых мастеров из художественной коллекции «Царского Села» («Сибилла Либийская» Гверчинно и «Богоматерь с Христом, Св. Елизаветой, Св. Иоанном Крестителем и Св. Иосифом» Н. Берреттони XVII в., ряд пейзажных работ XVII — ХХ вв., принадлежащих творчеству П. Поттера, Я.-Ф. Хаккерта, К. Лабруцци, Айвазовского И.К., Бельского А.И.)
Особая коллекция, являющаяся символом Царского Села, объединила произведения, выполненные из янтаря XVII — начала XVIII в.: шкатулки, доски для игры в шашки, шахматы и трик-трак, предметы личного обихода. Возникновение этих раритетов связано с приобретением Петром I панелей Янтарного кабинета, изготовленных немецкими мастерами для прусского короля. Оригинальная Янтарная комната была утрачена в годы Великой Отечественной войны и воссоздана в 1979—2003 гг. Но уникальная коллекция небольших по размеру предметов из янтаря, сформировавшаяся в резиденции за полтора столетия существования Янтарной комнаты, была вывезена в эвакуацию и сохранилась. На выставке посетители получат редкую возможность увидеть шедевры этого собрания, которые обычно находятся в фондах музея. Один из разделов выставки включает произведения ювелирного искусства XVIII-начала ХХ в., в том числе, созданные фирмой Фаберже, в мастерских П. Овчинникова и И. Хлебникова.
Коллекция фарфора русской и европейской работы представлена парадными декоративными вазами, декоративной пластикой и сервизами. Один из них, названный «Рафаэлевский», является персональным заказом Александра III специально для Царского Села (1883 г.). В основе его художественного решения лежит переработка знаменитых росписей Лоджий Рафаэля Ватиканского дворца, осуществленных великим Рафаэлем Санти и его учениками. Особое место среди исторических коллекций Царского Села занимает собрание восточного искусства — лаки, шелка, изделия из камня, расписной китайский и японский фарфор XVII—XIX вв. Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://shm.ru/
Музей Москвы
Выставка Святые обители Москвы. Моисеевский монастырь
Музей Москвы и Центр изучения истории и наследия Златоустовского монастыря, созданный Местной религиозной организацией «Православный приход храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке города Москвы», открывают на территории центра вторую выставку из цикла «Святые обители Москвы». Проект посвящен истории Моисеевского монастыря.
Выставка представит 95 археологических артефактов, которые были найдены в 1995 году во время раскопок на Манежной площади. Тогда археологи исследовали некрополь Моисеевского монастыря, существовавшего там в XVII — XVIII веков, а также его территорию. Посетители увидят изразцы XVII — XVIII веков, нательные кресты и четки, разнообразные сосуды-слезницы из погребений, «воздухи» — расшитые квадратные платы, которыми закрывали лица монахинь при погребении, и миниатюрную фигурку поливного керамического льва.
В рамках образовательной программы к выставке пройдет Круглый стол, посвященный истории изучения Моисеевского монастыря в Москве. Участие примут руководитель Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря иерей отец Сергий (Чураков), благочинный Богоявленского благочиния протоиерей отец Максим (Батурин), доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Леонид Беляев, первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы — главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев, заместитель начальника Управления сохранения объектов археологического наследия Екатерина Чуракова, заведующая сектором научной обработки археологических предметов и экспозиционно-выставочной работы отдела «Археология» Музея Москвы Екатерина Святицкая и старший научный сотрудник отдела «Музей археологии Москвы» Элеонора Панина. Они обсудят не только историю монастыря, но и перенос его главного Престола в храм Вознесения Господня на Гороховом поле, археологические раскопки 1995 года, сохранение, изучение и экспонирование археологических коллекций Моисеевского монастыря в Музее Москвы, сформируют значение изучения обители для московской некрополистики и церковной истории России.
Также сотрудники Музея Москвы и Центра изучения истории Златоустовского монастыря проведут экскурсии и занятия, которые познакомят участников с предметами из археологических коллекций музея, связанных с монастырской историей Москвы.
Куратор выставки: Екатерина Святицкая, заведующая сектором научной обработки археологических предметов и экспозиционно-выставочной работы отдела «Археология» Музея Москвы
Место проведения: Малый Златоустинский переулок, дом 5, стр. 1
Часы работы:
пятница — с 12.00 до 21.00 (перерыв с 17.00 до 19.00)
суббота — с 12.00 до 18.00
воскресенье — с 12.00 до 18.00
Православные выставки-ярмарки

Предстоятель Русской Церкви утвердил план православных выставок, выставок-ярмарок и ярмарок в Москве, а также иных выставочных мероприятий, запланированных синодальными учреждениями Русской Православной Церкви на 2023 год. Как отмечается в резолюции патриарха Кирилла, каноническим подразделениям Русской Церкви благословляется принимать участие в православных выставках-ярмарках на территории Москвы «строго в соответствии с утвержденным «Годовым планом»», сообщает сайт «Патриархия.ru». Те же выставки и ярмарки, которые не вошли в «Годовой план», запрещается называть «православными», а участие в них канонических подразделений - не допускается. Отмечается, что приходы и монастыри могут участвовать в светских выставочно-ярмарочных мероприятиях только при письменном согласовании с Комиссией по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви.
ГОДОВОЙ ПЛАН
проведения православных
выставок/выставок-ярмарок/ярмарок на территории города Москвы и выставочных
мероприятий, подготовленных Синодальными учреждениями Русской Православной
Церкви в 2025 году
(возможны изменения)
|
Название организации |
Название мероприятия |
Сроки проведения |
Место проведения |
|
Патриарший Совет по культуре |
Церковно-общественная
выставка-форум ««Православная Русь» к Дню народного единства» |
04 – 26 ноября |
г. Москва, ЦВЗ «Манеж», Манежная пл., д. 1 |
|
ООО «ВК София»
|
«Звон колоколов» православная ярмарка
|
11 – 16 ноября
|
г. Москва Универмаг «Московский» (павильон,
3-й этаж), Комсомольская пл., д. 6 |
|
ООО «ВК София»
|
«Звон колоколов» православная ярмарка
|
02 – 07 декабря
|
г. Москва Универмаг «Московский» (павильон,
3-й этаж), Комсомольская пл., д. 6 |
|
ООО «Ставрос»
|
Православная ярмарка и православный
фестиваль «Артос» |
09 – 14 декабря |
г. Москва, Даниловский Ивент-Холл, Дубининская ул., д. 71 |
|
ООО «Покровский выставочный центр» (ИП «Егоров М.В.») |
«Рождественский дар» православная ярмарка |
25 – 30 декабря |
г. Москва Универмаг «Московский» (павильон,
3-й этаж), Комсомольская пл., д. 6 |
|
Патриарший совет по культуре
совместно с Фондом гуманитарных проектов |
«Россия - моя история» церковно-общественная выставка. Экспозиции:
«Рюриковичи», «Романовы», «ХХ век. От великих потрясений – к
Великой Победе. 1914 – 1945 гг.» «Моя история. 1945 -2016» |
Постоянно действующая |
г. Москва ОАО «ВДНХ», «Исторический парк «Россия – моя
история», павильон № 57 |




