Директор: Тишков Михаил Борисович |
Учредитель: Общество "Радонеж" |
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 |
info@gymnasia-radonezh.ru |
События"Система образования - это система национальной безопасности"Выступление директора гимназии "Радонеж" Тишкова Михаила Борисовича на круглом столе "Кризис либеральной реформы образования в России и пути выхода из кризиса" Тишков Михаил Борисович - директор православной гимназии "Радонеж", лидер движения православных школ Москвы: - Я хочу поддержать один из тезисов предыдущего выступающего о том, что система образования - это система национальной безопасности. Я уверен, что главная задача национальной системы образования - формирование национальной идентичности. Если не учитывать этот базис, то все образовательные задачи, надстраиваемые на этом фундаменте, бесполезны. Вы сделали хорошего специалиста, а он взял и уехал. Сделали еще одного хорошего специалиста, а он, простите, продался врагу и работает здесь агентом влияния очень эффективно и качественно, именно потому, что получил хорошее образование. Мы должны сами себе ответить на вопросы: в чем суть, в чем ядро, в чем главное содержание? Все его определяют по-разному. Позволю себе очень коротко процитировать два выступления Святейшего Патриарха. Первая цитата в прошлом году была сформулирована Патриархом на Всемирном Русском Народном Соборе, где была принята «Декларация о русской идентичности»: «В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И все же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры, свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной ее утраты». И второе высказывание, из недавнего выступления Патриарха на заседании Всемирного Народного Собора 2015 года: «Нравственное государство не превращает культуру и знания в товар, тем более доступный по цене не всем и не всегда, ибо это ведет к общественной сегрегации и информационному неравенству. Оно поддерживает воспитательную функцию школы, включая высшую, осуществляемую в духе идеалов солидарности и взаимопомощи в рамках национальных традиций и морали, сформированной, в том числе, под влиянием традиционных религий. Именно поэтому необходимо иметь общие, согласованные подходы к формированию программ обучения в школе и в вузе, иметь единое образовательное пространство». Именно школа может и должна являться главным инструментом формирования национальной идентичности. Мы много лет наблюдаем усиливающийся тренд на разрушение национального образования. И мы, в своей православной системе образования, понимаем, что дожидаться, пока кто-то, где-то в заоблачных высотах решит, что пора менять персоналии и начинать что-то другое, не следует. У нас существует другой подход. В свое время наши либеральные руководители реформы образования провозгласили важный, с их точки зрения, принцип - создание конкурентной среды в системе образования, и такой принцип, как равенство субъектов образовательной деятельности. Провозгласить этот принцип они провозгласили, но на практике они его не реализуют. Я представляю систему православных школ, которые существуют исключительно как частные школы уже много лет. Я - директор православной гимназии «Радонеж», первой из православных школ, которая была создана двадцать пять лет назад. Мы воспринимаем себя неким заповедником, вокруг которого поставлен забор, куда эти реформаторы и разрушители зайти не могут. Мы сохраняем и культивируем у себя лучшие принципы как русского дореволюционного, так и послереволюционного образования. Мы считаем, что православные школы, это такие школы, которые наилучшим образом формируют ту самую национальную идентичность. Я хочу сразу подчеркнуть, что это именно общеобразовательные школы, в которых учатся дети самых разных склонностей, откуда дети поступают во все вузы - технические, естественно-научные, гуманитарные и так далее. Это не какая-то система, которая готовит исключительно будущих священнослужителей. Отнюдь нет. Под всеми прочими предметами, которые там стараются преподавать на серьезном уровне, лежит прочное идеологическое, нравственное и концептуальное мировоззренческое ядро. Ребенок, который из этой школы пойдет куда угодно, уж точно из страны не сбежит, он будет защищать ее интересы. Он не поедет ни за какие деньги куда-нибудь в другой мир, потому что это мир для него абсолютно неорганичен. Он фундирован и укоренен здесь так, как никакой другой. Мы говорим этим реформаторам образования: «Дайте нам все те права, которые вы декларативно обещали, а именно - абсолютно аналогичное финансирование, стартовые возможности в виде здания и прочие». Мы обращаемся к ним и говорим: «Просто справедливо перераспределите те средства, которые декларативно вы обещали всем как равные». И они должны быть равные, потому что в наших школах учатся дети тех же самых налогоплательщиков, которые имеют абсолютно те же самые права на свой кусок бюджетного пирога, которое государство направляет на образование. Однако и Фурсенко, и Ливанов, и Калина - главные деятели нашего образования, категорически, правдами и неправдами блокируют решение этого вопроса на всех уровнях. На уровне Госдумы, на уровне Администрации Президента, на уровне Министерства образования, на уровне ФАС. Начинается движение, но потом, когда оно подходит к какому-то решающему моменту, его кто-то сверху блокирует. Мы понимаем, почему нас блокируют. Потому что, если завтра они дадут нам равные права, то народ начнет «голосовать ногами». Если при прочих равных, совершенно бесплатно я могу пойти в государственную школу, которую они оккупировали и которой не дают дышать и развиваться, а рядом есть другая альтернативная школа, куда они не могут зайти со всем этим разрушительным процессом, - народ же массово начнет перебегать. Останется нечем управлять. У нас по статистике православно ориентированных граждан по скромным подсчетам 60%, по оптимистичным - 75-80%. Эти люди при прочих равных с удовольствием бы выбрали подобную систему образования. Сейчас наших школ за счет искусственного сдерживания развития - одна сотая процента. Я имею в виду по численности детей. Даже если бы их стала не одна сотая, а одна десятая процента, это десятикратный рост. Я обращаюсь к собравшимся с просьбой не забывать про наши вопросы. Несколько раз мы доносили эту проблематику концептуально до Святейшего Патриарха. Он выступал, более того, мы знаем, об этом был прямой разговор с Президентом. Президент несколько раз (у нас есть все его высказывания) конкретно поручал решить эту проблему. Есть публичные высказывания. Все потом тонет в эшелонированной системе обороны, которая существует в Министерстве образования. Коллеги из Государственной Думы, помогите нам пробить этот вопрос! |
Создание сайта: Pavrona |
© Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru |
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 |