Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

События

ВОСПИТЫВАЕМ БУДУЩЕЕ НАШЕЙ ЦЕРКВИ


Источник

Михаил Тишков, директор православной гимназии «Радонеж»
Отчасти, можно сказать, что «Радонеж» вырос из банного братства. Ещё при советской власти мы, чада разных духовников, регулярно ходили в баню. Это хороший русский православный обычай. А после бани все вместе шли в какой-то ресторан или кафе и там продолжали наше общение за столом. Ну, чем не повод потом продолжить совместную деятельность? В баню просто так люди друг с другом не ходят. Очевидно, это отражает какую-то их общность, духовную близость. Кто-то вышел «из кухни», а мы вышли «из бани», в этом наше отличие от иной московской интеллигенции.


В первое время существования братства одним из интеллектуальных центров его был главный редактор радио «Радонеж» Рогожин Алексей Владимирович. Почему назвали наше братство «Радонеж», каждому более или менее понятно. Очевидно, это связано с фигурой Сергия Радонежского, духовного просветителя, собирателя земли русской. Так вот, у Алексея Владимировича есть дача, куда он ездил со своей семьёй из года в год. Она находится по Ярославской дороге на платформе, которая называлась «53 км». А теперь представьте: открыли радио «Радонеж», Алексей Владимирович стал главным редактором «Радонежа». Однажды, они с семейством приезжают к себе на дачу, выходят из электрички и видят, что вместо прежнего названия «53км» крупными буквами написано - «РАДОНЕЖ». То-то они удивились! Какая-то есть во всём этом провиденциальность. Ведь у них находится дача фактически в тех местах, где проходило духовное становление будущего святого. И отсюда, похоронив родителей, преподобный Сергий пошёл на гору, где образовал монастырь. Так что связи глубинные, и даже не проследишь, откуда, из какого подсознания вдруг это выплыло. Кто-то очень хорошо это предложил в своё время. Название на редкость удачное. 


Наша гимназия образовалась в 1990 году. Тогда еще и не было каких-либо государственных нормативных документов, которые регламентировали бы возникновение негосударственных образовательных учреждений. И получилось всё это как бы случайно. Сначала она возникла, как классы православной направленности в общеобразовательной школе. Потом нашли незанятое помещение детского сада в районе Ясенево, было получено согласие на уровне местной власти. А дальше всё произошло просто явочным порядком. 


На открытие пришли дети, родители. Евгений Константинович собрал туда кучу журналистов, человек пятьдесят. Были и иностранные журналисты, кто-то из правительства. Причём это произошло так ярко и громко, что в условиях тогдашнего безвластия и неопределённости, естественно никто не рискнул сказать потом, что гимназии не будет, мы её закрываем и т. д. Как же перед всей демократической общественностью вдруг опозориться?


Гимназия была легализована, и поскольку раньше ничего подобного не было, наполняемость ее оказалась совершенно колоссальной. В одном классном помещении занимались по два класса сразу. На пространстве в 45 квадратных метров садились в разных углах разные классы и вели разные уроки. Какой был энтузиазм! Следующие гимназии стали образовываться только через год после этого. 


Дело было новое, опыта не было никакого, кадров тоже не было. Поэтому изначально это всё было уделом энтузиастов. В результате наших усилий была выбрана концепция старой дореволюционной российской классической гимназии. В своё время моя бабушка училась в классической гимназии, и для меня это было понятно - на уровне семейного предания. В третьем классе бабушка забрала меня из обычной школы и отдала во французскую спецшколу с такими словами: я в своё время учила пять языков, так пусть мой внук знает хотя бы один. Поэтому я имел представление, что такое классическая гимназия. Там изучали латынь, древнегреческий, английский, французский, немецкий, церковно-славянский. 


Конечно же, возникли трудности. Надо сказать, что в первые годы было много очень ярких учителей, зачастую крайне неформальных, которые впоследствии и ушли оттуда, потому что, когда стало происходить осмысление более строгого формата, кто-то в него уже и не вписывался. 
Первый выпуск состоялся спустя три года. А это был как раз первый набор очень талантливых детей, которые смогли осилить столь нагруженную программу. Программа, если честно, почти не человеческая. Такая нагрузка при пяти иностранных языках, плюс востребованный объём знаний современной школы, задача почти нечеловеческая. Конечно, не все её могли освоить полностью, это могут только отдельные очень талантливые дети. У нас в гимназии сейчас работают пять выпускников тех лет. Яркий пример тому Анна Алексеевна Рогожина. Она преподаёт латынь, древнегреческий, Закон Божий, знает ещё около пяти древних мёртвых языков, кроме современных европейских.


Лет пять назад мы поняли, что наша программа пришла в серьёзное противоречие с реалиями жизни, то есть школа стала работать не эффективно. Понятно, что в школе возникли по этому поводу какие-то разномыслия, противоречия. Это потребовало от Учредителя серьёзного осмысления ситуации, и была заявлена программа модернизации. С этим не все согласились. Старое руководство вынуждено было уйти, и на этом этапе я пришёл, как новый директор школы. 
Моё первое образование медицинское. Я закончил мединститут, какое-то время поработал в медицине, а затем ушёл получать второе, художественное, образование. Это было не случайно, потому что я параллельно рисовал, занимался с художниками в мастерской, и, в конце концов, это перевесило. Я стал работать дизайнером в сфере интерьера. Создал своё предприятие, был там и художником, и проектировщиком, и директором. Поработав энное количество лет в художественном арт-бизнесе, я пошёл получать третье образование, богословское. Это были богословские курсы при Московской духовной академии, как второе высшее образование. К тому времени я уже пел на клиросе. Как-то с возрастом, с жизненным опытом сфера интересов смещается, и поэтому в искусстве, в бизнесе мне стало не интересно. 


И, когда возник вопрос, кто готов возглавить гимназию, желающих было мало, честно скажу. Причём, этот человек должен был быть в курсе гимназических проблем, он должен был иметь свои идеи и представления об этом. Никифоров сделал мне это предложение. Посоветовавшись с духовником, я согласился. И взялся за модернизацию программы.


Проблема, с которой мы столкнулись - это отток детей в старших классах. Потому что гимназия перестала соответствовать запросам современного образования. Мы оставили обязательный минимум - изучение одного древнего, одного нового языка. Это по выбору либо английский, либо немецкий, начиная со второго класса, и с шестого класса латынь. И ещё с третьего по шестой класс идёт церковно-славянский язык. Понятно, что Закон Божий у нас преподаётся с первого по одиннадцатый класс по два часа в неделю на очень сильном хорошем уровне. В младшей школе это специальная ознакомительная программа, когда дети просто погружаются в Священное Писание историю Ветхого, Нового завета. А вот программа с пятого по одиннадцатый класс очень серьёзная, сопоставимая в определённом смысле с семинарской программой. Эти результаты видны по олимпиадам по Закону Божьему. Очень сильный блок словесность и литература, который мы стараемся преподавать на высоком, требовательном уровне. 

Далее, с восьмого класса, мы предлагаем детям предметы по выбору, то есть, предлагаем детям специализироваться в одном из выбранных направлений: историческом, лингвистическом или филологическом. Они могут выбрать второй иностранный язык, либо они берут дополнительные часы и углублённо изучают математику, либо историю. Это количество часов из года в год возрастает и в последнем классе занятия по выбранному профилю достигают восьми часов в неделю. И есть ещё много дополнительных занятий, которые мы организуем по желанию детей. Например, для поступления в медицинский вуз это - биология, химия.


Мы воспитываем тех, кто пополнят Церковь вслед за нами. От того, какое образование мы им дадим, зависит и будущее нашей Церкви. Если это будут люди хорошо образованные, соответственно их удельный вес в нашем будущем обществе будет максимально весомый. Нам нужно искать способы выживания, потому что в каком-то смысле мы - малое стадо. Сейчас официальный процент практикующих, воцерковлённых верующих составляет в России всего 5-7%. Это не те 80%, кто называют себя православными, согласно традиции, исходя из того, что они не иудеи и не мусульмане. Поэтому мы прививаем своим ученикам высокое качество воцерковлённости и образованности, глубину знания своей веры на уровне догматов, на уровне истории Церкви, на уровне Священного Писания. Такого знания, чтобы молодой человек, выходя в большую жизнь, не просто имел привычку ходить в храм, а мог, при необходимости, свою веру защитить. 

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2024.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22