Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

Румыния-2006

Поездка в Румынию 24 апреля - 1 мая 2006 года.

Руководитель поездки Рогожина Е.Б.

Отправным пунктом паломничества-путешествия был город Хмельницкий, где нашу веселую толпу встретила Неонилла Валентиновна, наша сопровождающая, потрясающий экскурсовод и терпеливейший человек, и Александр Петрович, веселый и, повторюсь, терпеливейший водитель. Не задерживаясь в Хмельницком, поехали мы в сторону Черновцов, а по дороге заехали в крепость Хотин на берегу Днестра.

Часть 1

Крепость Хотин на берегу ДнестраОтправным пунктом паломничества-путешествия был город Хмельницкий, где нашу веселую толпу встретила Неонилла Валентиновна, наша сопровождающая, потрясающий экскурсовод и терпеливейший человек, и Александр Петрович, веселый и, повторюсь, терпеливейший водитель. Не задерживаясь в Хмельницком, поехали мы в сторону Черновцов, а по дороге заехали в крепость Хотин на берегу Днестра.

Подъезжая к Черновцам, остановились и помолились в монастыре Бояны, в храме которого находится «плачущая» (с 1982 года) икона Божией Матери, - место, где мы в первый раз услышали пение Пасхального канона на румынском языке. Оттуда поехали в Черновцы, чтобы поменять наши рубли на гривны, но, поскольку день был нерабочий, все банки оказались закрыты, а жадные таксисты соглашались поменять деньги по такому грабительскому курсу, что жаба нас совершенно придушила и мы решили подождать до завтра.

Богослужение в монастыре БанченыНочевать мы поехали в потрясающее место под названием Банчены. Это довольно большой монастырь практически на границе с Румынией, возник приблизительно лет 10-12 назад и за это время братья построили кучу зданий, огромущую колокольню (70 метров), несколько храмов, скит и, главное, большой детский приют, в котором сейчас живут около 130 детей. Первое впечатление: стоит настоятель монастыря с маленькой девчушкой в нарядном платьице на руках (потом нам рассказали, что эту девочку по имени Филофея мать бросила еще в младенчестве, узнав, что малышка ВИЧ-инфицирована; ее взяли в приют, молились, ежедневно причащали – теперь девочка абсолютно здорова!). Второе впечатление: детям кто-то подарил маленький мотоцикл или мопед, не знаю, как это назвать точно; они гоняют на нем по монастырю, а рядом бегут отцы и страхуют мальчишек, чтобы те не свалились… Не хочется говорить ничего превыспреннего, но настоящая любовь была просто ощутима в этом монастыре.

Дети в нарядных костюмах ждут приезда ВладыкиО. Настоятель принял нас так радушно и сердечно – благословил, обнял и даже разрешил сходить в Преображенский скит, куда обычно не пускают никого, и залезть на колокольню. Залезание на колокольню было одним из самых экстремальных моментов нашего паломничества – колокольня еще не достроена, ступеньки в некоторых местах (не говоря уже о перилах!) отсутствуют, света там нет, так что источниками света у нас были фонарь и мобильники, в общем, было очень страшно. Зато помолились от сердца. Потом пошли в скит, там тоже помолились и посмотрели на оленей (настоящих, с огромными рогами!). Олени живут в скиту вместе с осликами, индюком, коровами и прочей живностью. Наутро в монастырь приехал Владыка Онуфрий и была архиерейская служба. Литургия все никак не начиналась, хотя, судя по звону колоколов, Владыка давно уже приехал, - оказывается, его встречали ребятишки из приюта, и он каждого обнял, поцеловал и благословил. Служба была замечательная, служили на двух языках (на румынском и славянском), было много нарядно одетых детишек с родителями. После службы детки из приюта в нарядных костюмах ожидали Владыку, а нам, увы, пришлось уехать, потому что пора уже было пересекать границу…

Граница была совершенно пуста, что было даже несколько удивительно (особенно если сравнивать с польской границей), так что уже через несколько часов мы въехали в благословенную Румынию. Первым городом, который мы посетили, был приграничный городок Рыдыуц, где мы впервые столкнулись с денежной проблемой. Дело в том, что в Румынии недавно прошла деноминация, и от старых цен нужно отнимать 4 нуля. Если бы три, было бы куда легче, но, увы, пришлось помучиться – особенно тяжко было то, что деньги меняют и сдачу дают как новыми, так и старыми купюрами: например, 500.000 и 50 лей. Догадаться, что это одна и та же сумма, поначалу было трудно.

Однако запомнился Рыдыуц не валютными операциями, а удивительным монастырем Богдана. Монастырь основан в 13 веке господарем Богданом, предком знаменитого Штефана Великого (Штефана Чел Маре), сохранилась церковь тех времен, которую все называют Богдана, хотя освящена она в честь свт. Николая. В притворе церкви мы увидели «комору» - потайную комнату, в которой монахи прятали святыни и прятались сами во время частых нападений турок.

Снаружи оставался один монах, он замуровывал вход или заваливал его огромным камнем, а сам оставался ждать турок и готовиться к мученической (обычно) кончине… Возвращаясь к автобусу, заглянули в кафедральный собор Рыдыуца, где в первый раз убедились в необычайном воздействии нашего с Мариной пения – стоило только нам запеть «Ангел вопияше» Валаамского распева, как дяденька, сидевший за свечным ящиком, побежал зажигать свет, фонарики и даже позвонил в колокола.

К вечеру добрались до монастыря Путна, где нам предстояло ночевать. Дивный монастырь, о котором тоже хочется немножко сказать.

Построен этот монастырь Штефаном Великим и Святым (Stefan cel Mare si Sfint) как знак благодарности Господу за одержанную победу. Вообще, св. Стефан был просто удивительным человеком и совершенно понятно, почему в Румынии его так чтят. Монастырь ПутнаКняжество Молдова тогда постоянно подвергалась нападениям Порты (турок), венгров и поляков, так что небольшой Молдове приходилось очень тяжко. Сам Стефан был небогат, у него не было сильной армии, но его неколебимая вера и мужество помогли ему не только одержать множество побед, но, главное, оказать поддержку православию и спасти многих верующих. Он разбил и турецкую армию, и армию венгерского короля, и армию поляков, но все свои победы он посвящал Господу. Когда Стефан был еще совсем молодым, он познакомился на каком-то балу с киевской княжной Евдокией, которую полюбил и попросил ждать его. Евдокия отдала ему все свои драгоценности и обещала ждать его побед и прославления. На эти деньги Стефан начал вооружать свой отряд и вскоре одержал первую победу. Евдокия стала его женой, но умерла довольно рано. Второй женой Стефана стала царевна Мария Мангупская, наследница династии Палеологов – Стефан пережил и ее. В третий раз он женился на своей соотечественнице Марии Войчице.

Место, откуда стрелял СтефанВозвращаюсь к монастырю Путна. Духовником Стефана был старец Даниил Исихаст (Сихэстр), который жил в пещере неподалеку от будущего монастыря. Он предсказал Стефану возвышение и победы, но повелел ему хранить благодарность Богу за все и посвящать все победы Ему. После первой победы Стефан пришел к старцу и спросил, как же ему воздать благодарность Богу. Старец повелел Стефану взойти на гору и пустить стрелу из лука. На месте падения стрелы Стефан построил свой первый монастырь – Путну. Вот место, откуда он стрелял:

Впоследствии св. Стефан построил еще 40 монастырей и множество храмов.

Остальное - в следующей части.

Часть 2

Прежде чем переходить к рассказу о второй части нашего путешествия, позволю себе небольшое лирическое отступление.

Чего НЕТ в Румынии:

1) В Румынии нет чая. Вообще. Если в монастыре или в гостях попросить чаю, на тебя сначала посмотрят с жалостливым удивлением, а потом принесут какую-нибудь слааабенько заваренную травку, обычно сильно сладкую. Ну не пьют они чай, и все тут. На второй день у нас началась «ломка» и все очень радовались запасу захваченных чайных пакетиков. Уж на что я не люблю чай из пакетиков, но тут прямо услаждалась.

2) Не то, чтобы совсем «нет», но, скажем так, крайне мало хороших дорог. Путь из Молдовы в Трансильванию по горам занял у нас семь часов – а все потому, что приходилось объезжать дырки.

3) Очень мало машин. И как же это здорово!

А вот чего в Румынии много:

1) Гостеприимства и радушия. Не могу даже описать, как радушно нас везде (за исключением буквально одного места) принимали.

2) Лошадей. На телегах сзади прикреплены номера и светоотражающие фары; довелось даже наблюдать пробку на перекрестке – две лошади и две машины. Лошадь в Румынии – не роскошь, а средство передвижения и член команды. У них такой смиренный и добродушный вид, совсем не как у московских лошадок.

3) Цыган. No comments.

4) Монастырей и храмов. И постоянно строятся новые. Очень приятно это видеть.

5) Распаханных полей. Тоже приятно видеть.

6) Вкусной еды. Особенно в монастырях.

И здесь я возвращаюсь к монастырю Путна, в котором отцы нас очень вкусно кормили настоящей румынской едой – мамалыгой (это из кукурузы), брынзой, чем-то вроде голубцов и каким-то специфическим румынским куличом с орехами. Если прибавить к этому дубовые панели на стенах, ковры из натуральной шерсти на полу и особые молитвенные ниши у окон, то неудивительно, что монастырская гостиница Путны оставила у нас самые лучшие воспоминания.

Вечером мы успели заглянуть в храм, помолиться и поклониться двум святыням – гробнице св. Стефана и чудотворной Мангупской иконе Божией Матери. Икона очень необычная – очень темный лик. По преданию, икона эта происходит из Византии и была привезена в Румынию второй женой св. Стефана Великого Марией Мангупской. Говорят, что потемнела эта икона, когда мангупцы, довольно смуглые из-за солнца, плакали перед иконой, сокрушаясь, что светлоликая Дева не любит их за их темнокожесть. И икона потемнела…

Наружная роспись храма в монастыре СучевицаНаутро поднялись к Литургии. Поют отцы византийским распевом, очень благоговейно, так что молиться было очень легко и радостно, хотя понимали мы буквально два-три слова из всего произносимого. После Литургии зашли в монастырский музей, где небольшую экскурсию нам провел один из отцов, позвавший себе в помощники брата, говорившего по-русски. Поначалу все мы были уверены, что этот брат - наш соотечественник, так как акцента у него не было вообще, но через некоторое время поняли, что нет, таки румын – слов ему частенько не хватало. Но в любом случае, экскурсия была очень интересной и особенно запомнился погребальный покров Марии Мангупской. Потом мы полезли на близлежащую гору, спускаясь с которой небольшая группа экстремалов, вдохновляемая мной, чуть не нарушила границы частной собственности: пытаясь рассмотреть одно из самых старых деревянных зданий (церквей) в Европе – Бисерика де Лемн, которую св. Стефан повелел разобрать по дощечкам и перенести из Рыдыуца, мы чуть не перелезли через колючую проволоку. Но бдительные хозяева нас заметили и стали что-то страшное кричать, так пришлось спасаться бегством.

Следующим местом, которое мы посетили, был знаменитый монастырь Сучевица – один из тех пяти монастырей Молдовы, где церкви расписаны не только изнутри, но и снаружи. Интересно, что в росписях каждого из монастырей преобладает какой-то один цвет: в Сучевице – синий, в Молдовице – золотой. Описывать фрески – дело неблагодарное, так что просто скажу, что они прекрасны и необычны. Запомнились древние философы с различными нравоучительными изречениями, Страшный Суд, на который толпой шли бесы с рюкзаками наших грехов за спиной и фреска, на которой Адам перед грехопадением подписывает контракт с дьяволом (дьявол одет, надо сказать, весьма цивильно). Дивное место, в общем.

Оттуда заехали в Молдовицу, которая запомнилась не только такими же чудесными фресками, но еще и замечательной экскурсией матушки Татианы и сопровождавшим ее переводом нашего благочестивого Аркадия. Применительно к переводу Аркадия как нельзя лучше подходит изречение «Краткость – сестра таланта»… Зато Аркадий научил нас петь «Христос воскресе» по-румынски, причем двумя распевами, и неизменно приходил на выручку в общении с торговцами. Спаси его, Господи!

монастырь ХуморЗатем попытались попасть в монастырь Хумор, но потерпели неудачу – почему-то с нас стали требовать деньги за вход (вот, собственно, единственное негостеприимное место). Там тоже очень красиво.

Ну, не вышло, так не вышло – поехали в знаменитый Нямецкий монастырь, где и заночевали. Но о нем в следующей порции…

Часть 3

Итак, Нямецкий монастырь, или, точнее, Нямецкая Лавра. Благодатное место, известное в основном благодаря св. преп. Паисию Величковскому, основателю (в некотором роде) старчества и возобновителю умного делания в молдовских, а затем украинских и русских монастырях. Из Нямецкого монастыря вышли многие подвижники и основатели других монастырей, так что этот монастырь, вне всякого сомнения, является духовным центром Румынии, почти как наша Троице-Сергиева Лавра. Интересно, что местонахождение св. мощей преп. Паисия до сих пор неизвестно, хотя все наши путеводители утверждают, что они покоятся в соборе монастыря. На самом деле в соборе покоятся мощи неизвестного монаха, обретенные во время укладки дорожки в монастыре, - земля в месте, где они находились, вспучивалась, поднималась холмиком, как ее ни утрамбовывали, так что пришлось раскопать этот холмик – тогда-то и обрели эти мощи. Неизвестно, действительно ли это останки преп. Паисия, но чудеса там совершаются, поэтому братия с почтением ухаживает за этими останками.

Икона Божией Матери, порубленная одним из турокИз Нямца мы поехали по окрестным монастырям, первым из которых был мон. Секу. Сложно описать эту обитель так, чтобы передать ощущение благодатности – тихое место, типичный монастырский дворик, окруженный высокими стенами, в центре красивая церковь, вокруг цветут и благоухают магнолии. Поначалу, честно сказать, впечатления этот монастырь не произвел: ну место и место – мало ли монастырей мы перевидали! А потом к нам вышел монах Клеопа и стал рассказывать… И стал молиться вместе с нами и показывать святыни и диковины – и мы узнали, что в этом тихом и скромном монастырьке земля на самом деле орошена мученической кровью и здесь тоже совершались великие и страшные чудеса. Этот монастырь однажды принял под свой кров православных греков-партизан, бежавших от преследований турецких властей, и дорого заплатил за это: турки перебили практически всех насельников и разграбили монастырь. Уже покидая разгромленную обитель, они, не удовлетворившись содеянным, зашли напоследок в храм, чтобы захватить остатки церковной утвари. Один из турок в злобе начал рубить икону Божией Матери своим ятаганом и оставил на ней глубокие порезы. Вот как они выглядят:

А потом он вышел и умер, едва переступив порог храма. Вот так.

А еще в музее этого монастыря хранится прижизненный портрет св. Паисия Величковского.

***************************************************************************

Из Секу поехали мы в мон. Сихастриа (что по-русски означает «тишина» - дивное имя для монастыря, не правда ли?). Это самый большой мужской монастырь Румынии и он очень сильно отличается от других обителей. Поскольку построили его гораздо позже, чем остальные монастыри этого региона, и он уже не имел оборонительного значения, то у него нет и крепостной стены – он привольно расположился на склонах горы и занимает огромную площадь. Среди садов и цветущих деревьев стоят маленькие беленькие домики – кельи и корпуса побольше, но, в любом случае, больших строений, кроме храмов, там нет. Поначалу наша группа рассредоточилась и некоторое количество народа забрело в новый храм, который очень здорово расписан. И стоило нам запеть, как появились какие-то братья и стали нас радостно звать в трапезную и вообще всячески утешать. Еще нас завели в келью недавно почившего старца Клеопы. Этот старец был известен не только в Румынии, но и в других странах – он очень много потрудился во времена Советской власти и власти его, конечно, очень ненавидели, так что его неоднократно избивали и мучили. Всех приходивших к нему он встречал словами: «Пусть тебя поглотит рай!». Келья его очень скромная, простая, в маленьком домике на склоне горы. Напротив – келья его духовника, старца Паисия. У него тоже было свое приветствие: «Встретимся у ворот рая!».

ПещераИз этого гостеприимного монастыря отправились мы в скит Сихла, построенный близ пещеры преп. Феодоры.Св. Феодора подвизалась в одном из близлежащих монастырей, который подвергся разграблению и разорению. Турки жгли, грабили, насиловали и убивали монахинь – одна из них, Феодора, попыталась убежать. Она добежала до вершины горы, когда погоня уже практически настигла ее. Феодора взмолилась из последних сил и внезапно скала раскололась, открыв ей узкую расщелину, незаметную снаружи.

В окрестностях скитаТам она спряталась – там и осталась жить. Провела она там около сорока лет и о ее существовании совершенно случайно (птицы утаскивали для нее хлеб из трапезной) узнали монахи из Сихастрии. После ее кончины рядом с пещерой образовался скит, в котором в советские времена прятали старцев. Место удивительное.

В скиту, куда мы спустились, помолившись в пещере преподобной (ну и холод же там!), на меня напал старенький монах и начал, указывая на икону св. Феодоры и фотографию мощей, висящую под этой иконой, что-то горячо и настойчиво говорить. Из перевода Аркадия стало ясно, что монах требует вернуть мощи св. Феодоры (по слухам, они находятся в Киеве) и грозится, что, если мы этого не сделаем, то она сама встанет и уйдет. Я пообещала батюшке, что как только увижу мощи святой, то немедленно сообщу в их монастырь, и тогда он отпустил меня. Но самое интересное заключается в том, что мощи на фотографии не имеют никакого отношения к св. Феодоре – это мощи преп. ИЛЬИ МУРОМЦА! Местонахождение же мощей преп. Феодоры, как сказала наша Неонилла, которая и сама уже пыталась их разыскать, по-прежнему неизвестно…

Скит монастыря АгапияА дальше мы направились в Агапию. Агапия – один из самых больших женских монастырей, в нем около 350 монахинь, целая монашеская деревня. Раньше монастырь был мужским, но уже пару веков он женский. Рядом, в горах, находится скит этого монастыря Агапия Веке (Старая Агапия). Добежав до скита (а дорога там ого-го, 3 км в гору!), успели насладиться и красотой тамошней природы, и красотой скитской церкви. Церковь вся покрыта деревянными чешуйками, а двери покрыты искусной резьбой, изображающей разных святых, покровителей монашества. Об истории скита нам рассказала молодая матушка, очень интеллигентная и мягкая. Оказывается, и в этом тихом месте Господь являл Свои чудеса и знамения: однажды монахи, измученные набегами турок, стали молиться, чтобы хоть одну Пасху им встретить без турок. Турки тем временем уже подходили к стенам скита. Один из монахов пошел на колокольню звонить и увидел, как храм вместе с молящимися просто ушел под землю… Не знаю, правда ли это, но место, где стоял храм, очень сильно отличается от окрестных скалистых пород – оно такое мягкое и травянистое, а кругом все твердое и суховатое. Вот такой чудесный скит.

К ночи мы доехали обратно в Нямц, откуда нам наутро предстояло отправляться в дальний переезд в Трансильванию. Утром нас также ожидало неприятное известие, но о нем, а также о Трансильвании – в следующей части…

Часть 4

Итак. Утром нас ожидало неприятное известие – матушка потеряла паспорт. Сначала никто не мог в это поверить, мы перетряхнули все вещи, перерыли всю гостиницу с помощью братьев Нямецкого монастыря, но через час поисков стало ясно, что паспорта нет. Также стало ясно, что матушке и кому-то еще придется ехать в Бухарест для того, чтобы с помощью консула сделать выездные документы. Поскольку от Брашова, куда мы направлялись, до Бухареста все-таки ближе, матушка поехала с нами…

Путь до Брашова занял практически весь день, поскольку дороги в Румынии, как я уже писала, просто ужасны. Более того, время от времени нам попадались какие-то совершенно нереальные команды, состоящие из странного вида мужичков с отбойными молотками и ломами, которые старательно взламывали и без того хлипкий асфальт на горных дорогах. Все это сильно напоминало дриад с отбойными молотками из «Понедельника» Стругацких.

Скит монастыря АгапияВпрочем, путь наш пролегал по таким потрясающим местам, что невозможно было сокрушаться о его длине. Самое сильное впечатление оставило ущелье, названия которого я, увы, не помню.

Скалы нависают над дорогой, по ущелью течет быстрая горная речка, место невероятное. А еще мы там закупились национальными кофточками, свитерочками и всяческими такими штуковинами.

К вечеру мы наконец доехали до Брашова. Город очень красивый и мы попали как раз на день города. На площади рядом с городской ратушей шел праздничный концерт, везде гуляли нарядные веселые люди, повсюду торговали всевозможными сувенирами. В общем, было здорово. Архитектура там, конечно, совсем другая, нежели в Молдове, ведь Трансильвания долгое время находилась под властью Австро-Венгерской империи. А в некоторых деревнях и даже городах указатели и надписи пишутся на двух языках – румынском и венгерском. Еще интересно, что на верхушках крыш своих домов православные ставят небольшие крестики, так что можно легко отличить, кому принадлежит дом.

Уже совсем стемнело, когда мы добрались до маленького курортного городка Предял, от которого совсем недалеко до горнолыжных трасс. Ночевали в очень уютном домике одного священника, причем поначалу впечатление у нас было не самое лучшее – все такое старенькое. Но нас так вкусно накормили, так тепло приняли, от печек с изразцами шел такой жар, что впечатления остались самые хорошие. Наутро госпожа Джорджетта, которая была нашим проводником в Брашове, отвезла нас в монастырь, расположенный высоко в горах. Монастырь этот основан совсем недавно старцем, проведшим около десяти лет в горах. Несколько лет назад ему было явление Пресвятой Богородицы, Которая сказала ему, что он должен делиться с миром тем, что ему дал Бог. И батюшка начал строить храм и монастырь на месте явления Пречистой. Теперь там уже два храма, несколько корпусов, часовня вокруг той ели, на верхушке которой старцу явилась Пресвятая.

В окрестностях скитаОттуда мы поехали в замок Бран. Из-за этого замка у нас было больше всего искушений. Дело в том, что румынские власти стараются привлечь в страну туристов – а как их привлечь? Надо пользоваться национальным брэндом – а какой у Румынии национальный брэнд? Ясное дело, Дракула. Ну вот, и в замок Бран подселили Дракулу, которого там никогда не было. А принадлежал этот замок королеве Марии, вдове короля Фердинанда. Замок совершенно женский, другого слова не подберу – все маленькое и миленькое. Повсюду висят фотографии самой королевы Марии на фоне разных частей замка, а также фото ее дочерей, очаровательных принцесс. Примечательно, что и королева, и принцессы одеты в национальную одежду. Но нашим супер-православным отсутствие там Дракулы да и вообще смехотворность веры в существование Дракулы втолковать нельзя, поэтому матушка, которая, кстати сказать, в то время была уже в Бухаресте, страшно возмущалась нашим посещением этого замка.

Из Брана мы отправились в Рышнов, крестьянскую крепость. Это совсем другое сооружение – здоровущая крепость, с длинными высоченными стенами, всяческими двойными воротами и противоосадными штуками. А в крепости вырыт руками турецких пленников самый глубокий в Европе колодец – 138 метров. Крестьяне выстроили эту крепость для того, чтобы пережидать нападения турок; в крепости было все, даже церковь. Вид оттуда изумительный – горы, сосны и прочая благодать. Да, нам еще показали пыточную клетку для пленников и позорный столб – правда, их аутентичность вызывает у меня серьезные сомнения…

После посещения Рышнова мы еще раз заехали в Брашов, побродили часок по городу, поели пиццы и отправились восвояси – обратно в Молдову. Обратно мы ехали уже по федеральной трассе, поэтому добрались гораздо быстрее до ставшего уже почти родным Нямца. Утром мы отправились к границе, в город Сучава, где покоятся мощи великомученика Иоанна Сучавского. Вот его краткое житие:

Жил в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, милостив, тверд в Православии. Однажды на корабле он вступил в спор с корабельщиком о святой вере и, хорошо зная Священное Писание, посрамил его. Владелец корабля, затаив злобу, по прибытии в Белград Босфорский, оклеветал святого перед правителем города, язычником и огнепоклонником. За отказ поклониться огню и верность христианской вере св. Иоанн претерпел многочисленные мучения, после которых был привязан за ноги к хвосту дикого коня и влачим по улицам города. Один иудей, подбежав, отсек мученику голову. Святой пострадал не позднее 1340 г.

Через семьдесят лет правитель Молдо-Влахийского княжества Александр перенес нетленные, прославившиеся чудесами мощи св. вмч. Иоанна в свою столицу Сочаву.

Так что пострадал он не в Сучаве (Сочаве), а в Трапезунде. Монастырь, где покоятся мощи св. Иоанна, очень красивый и старинный. Народу там было много, потому как был воскресный день. У мощей святого мы обнаружили вернувшихся из Бухареста матушку и нашу Неониллу, которая помогала матушке раздобывать документ. Помолившись у мощей св. Иоанна и побегав по Сучаве, мы наконец отправились к границе. И вот на границе-то произошло первое из чудес того дня. Мы отдали пограничникам свои паспорта и матушкин документ, они недоуменно изучили эту бумагу, куда-то ушли – мы напряглись и стали усиленно молиться, а затем… затем пограничники вынесли нам матушкин паспорт. Они, оказывается, нашли его в туалете. No comments.

Пересекли мы границу, пересекли украинскую границу и ползем себе потихонечку по бесконечным спускам и подъемам на нашем слабеньком двигателе. И тут все начинают нервничать, поскольку ползем-то мы , конечно, ползем, но до отхода поезда осталось ровно полтора часа, а ехать нам еще 90 километров. И мы стали молиться. И святитель Николай, которому мы молились, в очередной раз оказал нам помощь – дорога вдруг расчистилась (а до этого она была забита каким-то старенькими дедушками на стареньких запорожцах), автобус как-то разогнался и мы понеслись. Наш проезд по городу Хмельницкий вообще был достоин стать одним из эпизодов очередного фильма «Такси» - Сами Насери со своей машинкой мог просто отдыхать! И мы, по милости Божией , успели! Мы влетели в поезд за 30 секунд до отхода и долго приходили в себя. Правда, не обошлось без искушений – уже в поезде мы обнаружили, что утащили в спешке еще и пакет с вещами Неониллы.

Вот такое чудесное путешествие. Конец и Богу слава.

Анна Рогожина

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2016.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru