Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

Русский язык. 9 класс


  триместр 28.11 05.12 12.12 12.12 14.12 19.12 18.01 23.01 25.01 25.01 5.02 08.02 16.02 20.02 20.02 20.02 20.02 22.02  22.02
    работа на уроке   работа
№ 3447025
работа
№ 3447019
    работа на уроке     ИЗЛОЖЕНИЕ ОГЭ
(в скобках
баллы из семи)
Пробный ОГЭ работа на уроке работа на уроке

Домашняя работа
№ 3704849

д.з
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 № 3704855

словарный диктант Тест 
Правописание приставок
Домашняя работа № 3727241 Контрольная работа № 3727246  
Алексеев Сергей 4 5 ?     2 5 н   4 5 (7) 5     2 2     2 2 Алексеев Сергей
Иншутина Агафья 3 4 ? 2  2 2  2 4 2 4 3(4) 4 4   2 2 2   2 3 Иншутина Агафья
Касаткин Сергей 3 5 ?  2 2 3 4 2     4 4   4 4 2   5 5 Касаткин Сергей
Кириенко Татьяна 3 4 н  4 н 3 4   5 5(7) 5 4   2 2     2 2 Кириенко Татьяна
Мальцев Алексей 4
? ? н 4   4   5 5   5 5     2 2 Мальцев Алексей
Розина Ангелина 5 4 +  5  5 + 5     5 5(7) 5 5   5 5 4   5 5 Розина Ангелина
Степанов Володя 2 2 ?  2 + 2 3     2(2) 2 3   2 2 3   2 2 Степанов Володя
Ушков Евгений 3 4 ?  5 2 4   2 2 5(6) 4 2   2 2     2 2 Ушков Евгений
Фадеева Лиза 4 4 + 2 4       4 (5) 5 5   2 2     5 5 Фадеева Елизавета
Шурхай Саша 3 5 ?  2  2 2 5     4 5(6) 5 5   2 2 2   3 4 Шурхай Саша


ОГЭ русский язык - 28 мая (вт) - через 93 дня



Домашнее задание на 27.02

Домашняя работа № 3737510

Контрольная работа № 3737511
И ЗАДАНИЕ 5,  "Задание для самостоятельной работы" - в пособии. 


Домашнее задание на 22.02


Домашняя работа № 3727241
Контрольная работа № 3727246
И ЗАДАНИЕ 4,  "Задание для самостоятельной работы" - в пособии. 


Домашнее задание на 20.02


1. Домашняя работа № 3704849 и Контрольная работа № 3704855

2. Словарные слова, которые давали в классе, - выучить!

3. Пособие "Решу ОГЭ" - выучить тропы и лексические средства речи+аллитерация и ассонация.



Домашнее задание на 13.02


Домашняя работа № 189711



Домашнее задание на 1.02


Домашняя работа № 164956

https://ruso-oge.sdamgia.ru/test?theme=1
Прочитать текст 11-41. 


Домашнее задание на 30.01

Домашняя работа № 158877 - внимательно прочитать

Изложение:
   Времена меняются , приходят новые поколения , у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Почему? Возможно, потому, что глубины психологии человека - материал неподатливый, меняющийся медленно. Поэтому нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви? И, конечно, главное: что такое любовь? 
   Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о понимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов понять. А как же дружба? - спросите вы. Я думаю, всё это свойственно и дружеским отношениям. Конечно, в дружеском общении тоже раскрывается личность человека. Но насколько, в какой мере? Так ли велика степень доверия к другу, как к любимому человеку? 
   Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.

Домашнее задание на 24.01

Тетрадь подготовки к ОГЭ страница 17. Задание для самостоятельной работы. 


Домашнее задание на 23.01


Тетрадь подготовки к ОГЭ 6-18 - ИЗУЧИТЬ!!!!
Домашняя работа № 3583900


Первая часть работы на ОГЭ по русскому языку- сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.

Что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение-  текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии).Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2018 года в тексте для прослушивания 152 слова, а требуемый объём изложения - от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ - 70-90(служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте - пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше. Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте здесь.Разберёмся с каждым критерием в отдельности.Критерий 1. Содержание.От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста - и выставляет соответствующий балл.Что такое микротема?Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема - это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем - микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей - абзацев. Можно сказать, что микротема - это главная мысль абзаца. (Не путайте термины «абзац» и «микротема» - это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть - перейдя по ссылке, вы сможете узнать, как выделять микротемы в тексте.Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.Критерий 2. Сжатие текста.


При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, - использование приёмов сжатия.Что такое приёмы сжатия текста?При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» - вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.Текст сокращается по правилам. Одно из них - использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.

Основные приёмы сжатия текста:


1. Исключение.

Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию - рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?Исключаем повторы.

Пример: Нужно воспитыватьв детях совестливость, нужно воспитыватьв детях способность к состраданию.Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.Можно исключить синонимы(один или несколько).


Пример:Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. - Глаза мальчика засияли.Исключаем уточнения, пояснения:Сестра жила неподалёку, на соседней улице. - Сестра жила неподалёку.Возможно исключение частей предложенияили даже нескольких предложений,заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.


2. Обобщение.

Заменяем однородные члены обобщающим словомили словосочетанием. 


Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. - Мы нарвали цветов(разных цветов).Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текстасинонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова.- Человек учится правильному поведению с раннего детства.


3. Упрощение.

Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложенийв одно. 

Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. - Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).Возможна замена сложноподчинённого предложения простымАвиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. - Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.Прямую речьв сжатом изложении лучше заменить косвенной. Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». - Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.



Домашнее задание на каникулы

Домашняя работа № 3510396


Домашнее задание на 14.12

Параграфы 37-40
Контрольные вопросы на стр. 154 - письменно
Упражнения: 213, 214



Домашнее задание на 12.12
Домашняя работа № 3447019
Контрольная работа № 3447025

Домашнее задание на 5.12
Параграф 31-36
Упражнение 201, 206. 207

Домашнее задание на 30.11
Упражнение 182

Домашнее задание на 28.11
Домашняя работа № 96476
Домашняя работа № 3351102


АЛЕКСЕЕВ СЕРГЕЙ, КАСАТКИН СЕРГЕЙ, УШКОВ ЕВГЕНИЙ, ШУРХАЙ САША - прислать на почту сочинение "Осень" -  немедленно!

Домашнее задание на 16.11
Параграф 26-29
Упражнение 172,176. Вопросы на стр. 118 письменно. 

Домашнее задание на 14.11

Домашняя работа № 3319760
Однородное подчинение придаточных предложений
Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений
Примеры предложений с последовательным подчинением


Прислать на почту Т.С. сочинение "Осень"!
Домашнее задание на 14.11
Домашняя работа № 3310392


Домашнее задание на 14.11

ПОДГОТОВКА К ОГЭ:
Домашняя работа № 3310414

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Прислать на почту Т.С. сочинение "Осень"!
Пособие подготовка к ОГЭ - страница 90-106.
Теория: учебник: параграф 22 и 23 - выучить. 
Параграф 24- 27 конспект в тетради. 
Упражнение 116. 


Домашнее задание на 01.11

ПОДГОТОВКА К ОГЭ:
Домашняя работа № 3272705

Домашнее задание на 24.10
ПОДГОТОВКА К ОГЭ: Домашняя работа № 3246937
Домашнее задание:
Подготовиться к словарному диктанту:
Kaбинeт-ceкpeтapь Kapaвaн Kapдинaльный Kapeтa Kapикaтypa Kapьepa Kapьepиcт Kaтaлoг Kaтacтpoфa Kлaccикa Kлaccифициpoвaть Kлишe Koвapный Koллeгия Koллeдж Koлoнкa Koлoннa Koлopит Koлocc Koлoccaльный Koмeдия Koмиccия Koммeнтapий Koммeнтaтop Koммepция Koммyникaция Koммюникe Koмпeнcaция Koмпeтeнтный Koмпoзиция Koмпoнeнт Koмпpeccия Koмпpoмиcc Koмпьютep Koнкypeнт Koнкypeнция Koнcepвaтopия Koнcпeкт Koнcпeктиpoвaть Koнcтaтиpoвaть Koнcтитyциoнный Koнтинeнт Kooпepaтив Kopaлл Koppeктиpoвкa Koppeктop Kpиcтaлл Kpиcтaльный Л Лaбиpинт Лaбopaтopия Лaкoнизм Лeйтмoтив Лeлeять Либepaлизм Ликвидиpoвaть Лилoвый Лингвиcтикa M Maгнoлия Maтepиaльный Meмopиaльный Meтeopoлoг Mexaнизaтop Meчтaтeльный Mилocepдиe Mиндaльный Mинимaльный Mиpoвoззpeниe Mиpoпoнимaниe Moзaикa Mэpия Mюзик-xoлл Mятeжный H Haкaнyнe Haмepeниe Haпpaвлeниe Haпpягaть Haциoнaльный Haчинaющий Heвeжecтвeнный H (пpoдoлжeниe) Heдocягaeмый Heдpeмлющий Heoбxoдимocть Heoцeнимый Heпpиxoтливый Hecoвepшeнcтвo Hичтoжный
+
Газификация
Галерея
Галлюцинация
Гениальный
Гений
Гигант
Гигантский
Гостиная
Гравёр
Гравюра
Гражданственность
Грейпфрут
Гуманизм
Гуманный
Д
Дебил
Декоративный
Декорация
Деликатес
Демократический
Десоциализация
Деятельный
Диапазон
Диафрагма
Дилемма
Дилетант
Дипломат
Дискуссия
Дифференцировать
Доклад
Досконально
Драгоценный
Ё
Ёмкость
Ж
Желательный
З
Забытьё
Заведующий
Закоренелый
Запечатлеть
Знаменитый
И
Игнорировать
Идеал
Идеальный
Идентичный
Идеологический
Идеология
Идиллия
Идти
Иллюстрация
Индивидуальный
Индикатор
Индоевропейский
Инициатива
Инквизиция
Инопланетный
Интеллектуальный

Домашнее задание на 17.10
Все, кто зарегистрировались на сайте РЕШУ ОГЭ должны сделать две контрольные работы: 
№ 3211552 и № 3201197. 

Все кто не сделал - будут сурово наказаны!!!

ПОДГОТОВИТЬСЯ К ТЕСТУ И КОНТРОЛЬНОМУ ДИКТАНТУ.

ВСЕМ СРОЧНО ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА САЙТЕ "РЕШУ ОГЭ" и написать об этом Татьяне Станиславовне. 

1. Доделать задание на листочке. 
Леше и Тане задание см. ниже.
2. Новая порция словарных слов: 


3. Прочитать:
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения (ССП), отделяются друг от друга запятыми.
Примеры: Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно (Чехов); На улице жара, а цыплятам холодно (Песков).
2. Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами - и, да (в значении «и»), или, либо - не ставится в следующих случаях:
а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член:
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член - обстоятельство времени вскоре после восхода, ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь);
б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение:
Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату);
в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью:
Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль - поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо);
г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение:
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения - по словам охотников - один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла);
д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения:
Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?
е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения:
Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов);
ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения:
Как он смешон и как глупы его выходки!
з) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если мыслится один и тот же производитель действия:
Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);
и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:
Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения (синонимы: необходимо, надо).
Но при отсутствии синонимических слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится:
Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Катаев);
к) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:
Мороз и солнце... (Пушкин).

3. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться точкой с запятой. Точка с запятой ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа - с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и, реже перед союзом а:
Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь).
Перед союзами и, да (в значении «и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой:
Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Чехов).
4. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:
Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:
Тут раздался лёгкий свист - и Дубровский умолк (Пушкин); Я спешу туда ж - а там уже весь город (Пушкин).
Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):
Ещё напор - и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два - и старость... (Эренбург).

План разбора сложносочинённого предложения
Указать тип сложного предложения (сложносочинённое предложение).
Указать, из скольких частей состоит сложносочинённое предложение (выделить грамматические основы).
Указать, какими союзами связаны части сложносочинённого предложения.
Построить схему сложносочинённого предложения.
Образец разбора
Здесь, в комнате, было тепло, и глаза у Аннушки были весёлые, и эта смиренная затворница и эта комната вдруг необыкновенно понравились мне (Тынянов).
Предложение сложносочинённое; состоит из трёх простых частей: Здесь, в комнате, было тепло 1/, и глаза у Аннушки были весёлые 2/, и эта смиренная затворница и эта комната вдруг необыкновенно понравились мне 3/. Грамматические основы: 1) было тепло; 2) глаза были весёлые; 3) затворница и комната понравились. Средство связи - соединительные союзы и.
[ ], и [ ], и [ ].
соед. соед.

Тане и Алеше:

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях
Выделите грамматические основы предложений. В каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких - части сложносочинённого предложения? Определите значение союза. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Всё живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь (Песков). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (Песков). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое но пришлось выпить (Песков). 4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня (Песков). 5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла (Песков). 6. Я тогда не здесь а у бабушки жил (Песков). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (Пушкин). 8. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт в те самые места (Пушкин). 9. Парнишка упал однако не был убит (Фадеев). 10. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (Л. Толстой). 11. Пусть он перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда (Чехов). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (Есенин).
Выделите грамматические основы предложений. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте расстановку знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Разберите сложносочинённые предложения по плану.
1. Страшно выли провода на столбах да громыхали от ветра вывески (А.Н. Толстой). 2. Прошло полгода и книга «Трагедия Согдианы» вышла в свет (Каверин). 3. Я напишу Ивану Ивановичу и завтра же всё отменится (Тынянов). 4. Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам и от этого у него прошла хандра зато она слишком резко уступила место нетерпению составлявшему самую сильную черту характера герцога (Лесков). 5. Словом картина была самая мирная а между тем в двух шагах отсюда был базар и притом базар очень завозной и дешёвый (Лесков). 6. В начале тридцатых годов Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра и молодые переехали в Москву (Каверин). 7. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Гоголь). 8. Это все ожидали однако настроение было испорчено (Симонов). 9. Мы с сестрой плакали мать также плакала (Аксаков). 10. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гончаров). 11. Не только не видно нигде следов роскоши но и самые комнаты были пусты (Тынянов). 12. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Аксаков). 13. Иль чума меня подцепит иль мороз окостенит иль шлагбаум в лоб мне влепит непроворный инвалид (Пушкин). 14. Степан Степанович не то не доволен чем-то не то он чем-то обижен (Чехов). 15. Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (Тургенев). 16. Она обещала зайти ещё раз и стала приходить всё чаще но адреса она им не дала да у неё и не было настоящего адреса (Берберова). 17. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой). 18. Это была слава но всё это было опасно утомительно а для него самого по его мнению всё это было не нужно и вредно (Тынянов). 19. Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами (Чехов). 20. Отец не хотел его брать с собой да Надежда Осиповна навязывала (Тынянов). 21. Доктор Браун явно не в духе и даже не слишком любезен однако он замечательный человек (Алданов). 22. Он бы, конечно, возмутился однако на его возмущение никто бы не откликнулся (Тендряков). 23. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Чехов). 24. У Гаврилы смешно надулись щеки... и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М. Горький). 25. Река давно замёрзла а снега всё не было и люди замучились без дороги (Чехов). 26. У него осунулось лицо и отяжелели веки опустившись на выпуклые глаза полузакрывая их (М. Горький). 27. Сын «бывшего» Пушкина рассказывал басню для смеха Сергей же Львович более хладный и жестокий негодовал (Тынянов). 28. Ни она никого не тронет ни её никто не тронет (Салтыков-Щедрин). 29. Небо ли такое белое или солью выцвела вода? (Есенин) 30. Ни минуты времени не терялось даром ни малейшей неисправности не случалось у поселянина (Гоголь). 31. На воде гладкой как зеркало изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоженные весёлой рыбой (Чехов). 32. И перья страуса склонённые в моём качаются мозгу и очи синие бездонные цветут на дальнем берегу (Блок). 33. То длинный сук её за шею зацепит вдруг то из ушей златые серьги вырвет силой то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок то выронит она платок... (Пушкин) 34. Искусство ноша на плечах зато как мы поэты ценим жизнь в мимолётных мелочах! (Блок) 35. Она мне нравилась всё больше и больше я тоже по-видимому был симпатичен ей (Чехов). 36. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов).


Домашнее задание на 03.10
Выучить правила постановки знаков препинания в бессоюзном предложении. 

Задание на листочке!

ТЕОРИЯ:
 Значения сложных бессоюзных предложений и знаки препинания в них
В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и.

Ср.: Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье; /1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари /2 (Лермонтов).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть.

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

Обратите внимание!
Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Чехов).
2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что.

Ср.: Я знал: удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.

Обратите внимание!
Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что, а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.

Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.

3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что.

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение: землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.

 

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло, ожило, засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.

Проверить знания
пунктуации
поможет практикум
по русскому языку:

 

2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но.

Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.

3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате.

Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если.

Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.

Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так, то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).

5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно.

Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.

6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков:

Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

Идёт большая вода - это всего интереснее (М. Горький); На стене ни одного образа - дурной знак (Лермонтов). - На стене ни одного образа - это дурной знак.

 

План разбора бессоюзного сложного предложения

Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
Построить схему бессоюзного сложного предложения.
Образец разбора

Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).

Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится; 2) к земле тростиночка припала; грамматические основы: 1) дуб держится; 2) тростиночка припала. Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а: Дуб держится, а к земле тростиночка припала). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.

[ ] - [ ].
противоп.



Домашнее задание на 28.09
Задание на листочке!

Домашнее задание на 26.09

1. Подчеркните грамматические основы предложения.
Озаглавьте текст, составьте его план.


...Он стал известен России после того, как в горькие дни кончины Пушкина написал стихотворение «На смерть поэта», проникнутое скорбью о погибшем и гневом против виновников его безвременной гибели. Десятки, сотни рукописных копий этого стихотворения, выразившего горе всей России, тотчас же распространились по всей стране.
А спустя всего несколько месяцев, в основанном Пушкиным журнале «Современник» было напечатано стихотворение Лермонтова «Бородино», гениально завершившее одну из заветных тем Пушкина о «великом дне Бородина»!
Это стихотворение поразило современников единственным в своем роде соединением поэтического образа и документальности.
Еще живы были герои - участники этого беспримерного сражения, и они не могли указать в «Бородине» ни одной ошибки против действительности. Даже те строки, которые с первого взгляда могут показаться обычным художественным обобщением, на поверку оказываются точным фактом. Например, Лермонтов пишет: «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». «Тысячи орудий» - не только поэтический образ. Действительно, в Бородинском сражении артиллерия с обеих сторон насчитала около тысячи орудий. Точнее, орудий было 1227, но 200 из них в течение всей битвы оставались в дальнем резерве и не произвели ни одного выстрела.
Столь же документально точно написано все стихотворение.
1. Задание y Подберите синонимы к словам скорбь, кончина, безвременный,
Беспримерный, столь, битва.
2. Определите стиль текста, докажите свое мнение.
3. Найдите в тексте заимствованные слова, определите с помощью Словаря, из какого языка они заимствованы.
4. Вы - ЛИНГВИСТ. Исследуйте синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора.
5. Вы - ЯЗЫКОВЕД. Исследуйте языковые средства, раскрывающие идею и тему текста.
6. Вы - ЛИТЕРАТУРОВЕД. Объясните тему и идею текста.

2. Параграф 9 10 прочитать. 
Подготовиться к проверочной работе по словарным словам. 
А
Абзац
Абонемент
Абонент
Абориген
Абстракция
Авангард
Авантюра
Авиапочта
Австралия
Автобиография
Автоматизация
Агентство
Администрация
Адъютант
Азия
Аккомпанемент
Аккомпанировать
Аккумулятор
Аксессуар
Активный
Алгоритм
Аллегория
Алюминий
Америка
Амфитеатр
Аналитический
Аннотация
Аннулировать
Антагонизм
Антарктида
Аппаратура
Аппликация
Аптека
Аргумент
Ассистент
Ассортимент
Ассоциация
Асфальт
Аттестат
Аудитория
Африка
Б
Бадминтон
Балет
Балласт
Беззаветный
Беллетристика
Бетонный
Библиография
Благовонный
Благородство
Блестеть
Блистать
Будущее
В
Вблизи
Вернисаж
Верование
Вертикально
Взаимный
Витаминизированный
Вместительный
Внезапно
Воззрение
Восточнославянский
Всеобъемлющий
Встрепенуться
Выразительный


Домашнее задание на 21.09
Параграф 7 и 8 прочитать внимательно. Определение выучить наизусть. 
Упражнения 50, 51, 52 на отдельном листочке. 
Домашнее задание на 19.09
Тест. 
Домашнее задание на 14.09
Написать в тетради 5 назывных , 5 - определенно-личных, 5 - неопределенно-личных, 5 - безличных предложений. 
Упражнения 29, 35, 38.

Домашнее задание на 6.09


Письменно упражнение 3. 

Домашнее задание на 7.09


Параграф 1. Письменно упр. 6. 

Домашнее задание на 12.09


Параграф 2. Упражнение 22,23,27. Написать письмо учителю. E-mail:
 ethnv@yandex.ru

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2019.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru