Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

МХК. 9 класс




18.11 экскурсия
в ГТГ
25.11 2.12 7.12

         
Воложина Анна 5 5 4 5  
Дзюман Анна   5 4 5  
Коршунова Лиза 2 5 5 5  
Медведева Даша 4   4 5  
Мельник Лиза 5   4 5  
Момот Настя н   2 5  
Стецовский Филипп   5 4 н  
Устинов Егор   5 4 4  

Домашнее задание на 7 декабря.

Сочинить стихотворение по любой работе французских художников-романтиков. 

Домашнее задание на 2 декабря.

Подобрать музыку к работе художника о котором расссказывали в залах. 

Те, кто не был на экскурсии - подбирают музыку, приносят доклад и рассказывают его после урока.

Домашнее задание на 17 ноября.

Подготовить рассказ о художнике и одной его работе в залах ГТГ. 

Воложина Анна - Кипренский

Дзюман Анна - Рокотов

Коршунова Лиза - Боровиковский

Медведева Даша - Венецианов

Мельник Лиза - Никитин

Момот Настя - Левицкий

Стецовский Филипп - Лосенко

Устинов Егор - Брюллов

1. Знать биографию и основные работы Рафаэля. 

2. Написать отзыв о выставке: "Рафаэль. Поэзия образа"

Рафаэль Санти


С творчеством Рафаэля (1483-1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело - мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии.
Рафаэль Санти родился 28 марта 1483 года в городке Урбино, столице небольшого герцогства. Отец Рафаэля - Джованни Санти, придворный художник урбинского герцога, мецената Гвидубальдо Монтефельтро, был первым учителем своего сына. В восемь лет Рафаэль потерял мать, в одиннадцать - отца, и заботы о нем взяла на себя жена герцога Елизавета Гонзага. В 1500 году Рафаэль отправился в Перуджу и поступил в мастерскую Пьетро Перуджино, ведущего мастера умбрийской живописной школы. Лиричное искусство Перуджино оказало значительное влияние на весь ранний период творчества Рафаэля. В 1504 году Рафаэль приехал во Флоренцию, где перед ним открылись широкие возможности приобщиться к лучшим образцам флорентийского Ренессанса. Уже была написана «Джоконда» Леонардо, а «Давид» Микеланджело стоял на площади Синьории. В 1508 году папа Юлий II вызвал Рафаэля в Рим и одновременно с другими художниками поручил ему роспись «станц» - парадных залов Ватиканского дворца. С 1509 по 1517 года Рафаэлем были расписаны три зала, лучший из них Зал печати - Станца делла Сеньятура. Каждую из четырех стен этого зала занимает огромная фреска: «Поэзия», «Богословие», «Правосудие», и «Философия» («Афинская школа»). Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян -здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников. Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения).

 

Рафаэля называли Мастером Мадонн, которые несли настроение душевной чистоты.
«Сикстинская Мадонна» (1515-1519) - образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. Впервые в творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем.
В 1514 году папа Лев Х поставил Рафаэля во главе строительства величайшего в мире купольного храма - собора св. Петра. Рафаэль должен был изменить проект и продолжить строительство. «Но в мечтах своих, -писал Рафаэль, - я думаю о большем! Я желал бы воскресить чудные формы античных сооружений...» Он мечтал о «воскрешении древнего Рима» - титаническом предприятии, достойном художника Возрождения. По раскопкам, обмерам и книгам древнеримского архитектора Витрувия Рафаэль хотел воссоздать облик «вечного города», составить его описание и сделать большую картину.
В 1520 году 6 апреля смерть прервала эту работу художника. Он умер в возрасте 37 лет, оставив после себя великие творения, которыми вот уже несколько веков Его похоронили в одном из красивейших зданий Рима - в Пантеоне, который стал усыпальницей великих людей Италии.
Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Само имя Рафаэля - Божественного Санцио - в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника. 


Домашнее задание на 21 октября. 

Самостоятельно выбрать любое произведение живописи XVIII  века и приготовить доклад. 

Договоритесь с одноклассниками о своем выборе, дабы темы не совпадали. 


Дорогие гимназисты! Аттестация по итогам первой четверти будет проходить 20. 10.

 Пожалуйста, приведите в порядок свои отметки, чтобы получить достойные результаты.


1. Учебник МХК Данилова. Глава 10. "Шедевры классицизма в архитектуре России"
Сделать конспект параграфа в тетради.
2. Быть готовым к опросу.





Домашнее задание на 7 октября.

Письменно в тетради ответить на вопросы:

Какие постройки Василия Баженова вы знаете?
Какие постройки Матвея Казакова вы знаете?
Сколько ордеров в Доме Пашкова и какие?
Что сейчас находится в Доме Пашкова?
Какие башни Московского Кремля были снесены при перестройке Баженова?
Кто достраивал Царицыно?
Какие станции метро ближайшие к:
  • Зданию Сената
  • Голицынской больнице
  • Петровскому путевому дворцу
  • Мэрии Москвы 
  • Дому Пашкова?


Домашнее задание на 29 сентября.


Имя архитектора

Годы жизни

Здания, построенные архитектором

Жан Батист Леблон

   

Доменико Трезини

   

Джакомо Кваренги

   

Камерон

   

Тома Де Томон

   

Вален де Ламот

   

Иван Зарудный

   

Домашнее задание на 19 сентября.

Написать 10 ваших ассоциаций с культурой и искусством России XVII века.
Знать, что такое Московское и Голицынское барокко. 

Домашнее задание на 16 сентября. 

1. Выписать в тетрадь и выучить основные архитектурные сооружения Руси XVII  века.
2. Выписать в тетрадь и выучить основные архитектурные сооружения Москвы XVII  века.
3. Сделать конспект в тетради: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B
4. Знать историю храма Вознесения в Коломенском. 



Домашнее задание на 9 сентября. 

1. Вспомнить историю строительства Московского Кремля. название башен, соборов. 
2. Выписать в тетрадь и выучить историю строительства Собора Василия Блаженного. 


Русская культура XVII в.
Жилище

В городах стали строить двух- и трехэтажные дома, но в целях пожарной безопасности царским указом в 1668 г. строительство трехэтажных домов было запрещено. Значительно выросло каменное строительство в городах. Характерной особенностью русских построек XVII в. является их богатая декоративность во внешнем облике. Резьба по дереву и камню, разноцветная окраска стен, наличников, дверей, затейливые покрытия зданий «лемехами» придавали зданиям нарядный вид.
Элементы декоративности широко проникали и в отделку утвари, и в шитье одежды. Стремление к «узорочью» отразило общее «обмирщение» сознания людей, против которого так упорно боролась церковь.

Образование и просвещение

Хотя масса населения крепостной страны продолжала оставаться неграмотной, количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно выросло. В 80-х годах в Москве около 24% посадских людей были грамотными. Печатавшиеся в Москве буквари (по копейке штука) пользовались большим спросом. В 1651 г. за один день было продано 2400 экземпляров «Азбуки» Василия Бурцева (первое издание было осуществлено в 1634 г.). Бумага в обиходе окончательно вытеснила дорогой пергамен, употреблявшийся теперь только для царевых грамот, но свое бумажное- производство (две бумажных «мельницы», имеющиеся в Москве во второй половине столетия) не обеспечивало потребностей, поэтому бумагу привозили из Франции и Голландии.
В Сибири еще писали на бересте - целые «ясачные книги» составлялись на этом материале. Помимо расширившейся деловой письменности большое распространение получили рукописные книжные сборники. Здесь вперемешку были материалы духовного и светского содержания - и отрывки из «житий», и фантастическая повесть о далеких землях с неведомыми растениями и зверями, и летописный рассказ о прошлых событиях, и перечень примет и гаданий. Все более распространялись печатные книги. Половину продукции московского Печатного двора составляли светские издания - «Соборное Уложение», «Учение и хитрость ратного строя», буквари, грамматики и другие учебники. Гораздо больше, чем прежде, приходила в Россию переводная литература. Не только в монастырях, где книгохранилища существовали издавна, но и у отдельных лиц стали образовываться большие по тому времени собрания книг. Около 400 книг на русском, латинском, польском языках было у патриарха Никона, такие же собрания были у князя В. В. Голицына, А. Л. Ордын-Нащокина, А. С. Матвеева. Много книг хранилось в царском дворце.
Теперь уже было недостаточным простое обучение грамоте, письму и арифметике. Возникла потребность в гораздо более образованных людях, владеющих знаниями в различных областях, потому что без таких людей нельзя было обойтись в усложнившейся государственной и хозяйственной деятельности.
Но распространение светских знаний, и тем более иностранных языков, встречало упорное сопротивление со стороны духовенства и консервативно настроенной боярской знати. В XVII в. в Москве обосновалось немало образованных людей, выехавших с украинских и белорусских земель и искавших приют в Российском государстве. Они приносили с собой западную образованность, но против них выступали так называемые «грекофилы», боявшиеся распространения «латинства», считавшегося извечным врагом православия. Когда в 40-х годах ф. М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре, где он и сам обучался греческому и латинскому языкам, риторике и философии, то многие из числа знати очень неодобрительно отнеслись к этому, считая, что уже в самой латинской грамоте заключается «еретичество». Как и столетием прежде, церковь сопротивлялась распространению светских знаний. В составленных церковниками «прописях», по которым молодые люди учились грамоте и которые они должны были для этой .цели переписывать, содержались такие поучения: «не ищи, человече, мудрости, ищи кротости», «богомерзостен всяк любяй (любящий) геометрию», «кто по-латыни учился, тот с прямого пути совратился» и тому подобные.
Тем не менее в Москве открылось еще несколько частных школ. Их деятельность подготовила основание в 1687 г. в Москве Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками, братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Это было первое высшее учебное заведение в России, открытое для людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначавшееся для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.
С 1621 т. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись «Куранты» - нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах.
Зодчество

Новые вкусы и понятия ярко проявились в зодчестве. На смену монументальным храмам предшествующего времени, воздвигнутым государством и церковными властителями, приходят в большинстве небольшие посадские церкви, поражающие игрой красок и объемов, живые, нарядные, покрытые бесчисленными узорами, вызывающие радостное чувство красоты, праздничности. Шатровые колокольни украшаются резьбой, изразцами, из фигурного кирпича делаются разнообразные детали стен, куполов, колоколен, окна окружаются цветными изразцами, широко применяется резной белый камень для отделки зданий, а стены их еще красятся в яркий красный цвет. Народное стремление к красоте, неистощимая фантазия мастеров раскрываются в посадских церквах Ярославля, Костромы, Ростова, Москвы и других городов. Это стремление к «узорочью» встретило суровое сопротивление со стороны церковных властителей.
Патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей и требовал следования старинным византийским образцам крестовокупольного храма. Этот запрет был легко обойден - в виде шатров стали выполнять колокольни, которые своими вертикалями прекрасно оживляли русский городской и деревенский пейзаж XVI I в.
Черты «обмирщения» и проникновения народных вкусов ярко отразились во многих церковных постройках. «Дивной» была названа построенная в 1628 г. в Угличе Успенская церковь с тремя высокими, стройными шат-рами. Изящна и нарядна церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1637 г.), украшенная цветными изразцами. В том же году был построен богато декорированный пятишатровый собор в Вязьме. Около 1646 г. была перестроена церковь в подмосковном селе Острове, увенчанная красивым шатром, у основания которого была возведена нарядная четырехъярусная пирамида кокошников.
В Москве также появились выдающиеся произведения зодчества. В 1639 - 1642 гг. был возведен храм Рождества Богородицы в Путинках (около площади Пушкина). Два его внутренних помещения увенчаны шатрами и объединены шатровой колокольней. Все здание убрано многочисленными декоративными деталями, причем с особенной пышностью отделаны его верхние части. Другое выдающееся сооружение было построено в 1635 - 1653 гг. по заказу ярославского купца Григория Никитникова, жившего в Москве. Это церковь Троицы в Никитниках (около площади Ногина).
В Ярославле в 1647 - 1650 гг. купцы построили храм Ильи Пророка. Пятиглавое здание с шатровым приделом было украшено красными кирпичными деталями на фоне белой стены, отделанной зелеными, синими, желтыми изразцами. В 1649 - 1654 гг. за р. Которослью поднялся нарядный храм Иоанна Златоуста. Со стороны реки наличники окон богато украшены изразцами. После постройки рядом пятиглавой церкви оба здания были объединены в ансамбль великолепной шатровой колокольней. Многокрасочными изразцами, кирпичной отделкой, черепичным покрытием глав и кровель отличался возведенный к 1672 г. храм Николы «Мокрого».
В 70 -80-х годах богатые горожане возвели на свои средства огромную по тем временам церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Пятнадцатиглавая, отделанная с большим искусством церковь является замечательным памятником искусства живописцев и кирпичников, кузнецов и резчиков по дереву и относится к числу замечательных произведений мирового зодчества XVII в.
В те же годы появились новые выдающиеся творения зодчества и в Москве - в 1678 г. в Останкине (зодчий П. Потехин), в 1679 г. - Николы в Хамовниках (на Комсомольском проспекте).
Еще ранее, в 50-х годах, зодчим Аверкием Мокеевым были возведены монументальные здания Валдайского монастыря, а наиболее значительным ансамблем стал построенный по замыслу патриарха Никона Новоиерусалимский монастырь недалеко от Москвы. Белорусские мастера, строившие храм, придали ему при сохранении строгого плана церкви в Иерусалиме над «гробом господним» специфически русские черты, что нашло выражение в богатой декоративности монументальной постройки.
Стремление к праздничной торжественности отразилось в перестройке башен Московского кремля, увенчанных в XVII в. нарядными шатрами, покрытыми цветными изразцами, резьбой по камню, фигурным кирпичом. Кремль приобрел тот величественный вид, который сохранился до наших дней. С той же целью возводились мощные и нарядные стены и башни в Троице-Сергиевом, Кириллово-Белозерском монастырях, в монастырях Костромы, Суздаля, Владимира, Калязина, в Симоновом, Новодевичьем, Донском и других московских монастырях. В XVII в. складывался национальный русский архитектурный стиль, нашедший свое яркое воплощение в городских и монастырских постройках.
Каменное зодчество теперь было широко представлено жилыми и хозяйственными постройками светской и духовной знати, появились отдельные каменные дома и у посадских людей. Выдающимся сооружением является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в 1635 - 1636 гг. Баженом Огурцовым и Тресрилом Шарутиным. Эти мастера, вышедшие из народной среды, были неграмотны, но обладали крупным художественным дарованием. Трехэтажное здание на высоких подклетях увенчано высоким «теремком». Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба, богато украшенное парадное Золотое крыльцо придали дворцу типичный для того времени сказочный вид.
Выдающимся произведением деревянного зодчества был дворец в подмосковном царском селе Коломенском, построенный в 1667 - 1678 гг. под руководством плотничьего старосты Семена Петрова и Ивана Михайлова. Дворец состоял из многих разнохарактерных по форме и объемам построек, связанных между собой переходами и галереями, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Издали он походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками с витыми колонками. Резные украшения дворца были выполнены белорусскими мастерами. Современники называли дворец в Коломенском «восьмым чудом света». Обветшавший дворец был разобран в 1768 г.
Московское барокко
В последние десятилетия XVII в., не без влияния усилившихся культурных связей с Белоруссией и Украиной, в русском зодчестве распространился стиль так называемого московского (или «нарышкинского») барокко. В русское зодчество вошла идея строго пропорциональной («ордерной») композиции здания, организованных пространств и объемов наряду с пышной декоративной отделкой, развивающей сложившиеся в XVII в. традиции нарядного «узорочья». В постройках 80 - 90-х годов большое внимание уделяется созданию ярусов больших зданий, особенно колоколен (десятиярусная в Иосифо-Волоколамском, шестиярусная в Новодевичьем мо-настырях). Появились большие светские здания, как, например, палаты Троекурова и Голицына в Охотном ряду в Москве, выполненные в виде единого «блока», нерасчлененного на разновеликие объемы. В этом стиле были выстроены новые большие трапезные в Симоновом, Троице-Сергиевом, Новодевичьем и других монастырях.
Подлинными шедеврами «нарышкинского стиля» стали нарядные, праздничные церкви Покрова в Филях, построенные Яковом Бухвостовым собор в Рязани и церковь Спаса в Уборах под Москвой и многие другие здания, возведенные в конце XVII в. Появившаяся в конце XVII в. в русском зодчестве «регулярность» завершала накопление тех элементов, которые на протяжении столетия освобождали русскую художественную культуру от традиций средневековья и вели ее по пути «обмирщения» к новому светскому искусству.
Живопись

В 1668 г. патриархи, приехавшие в Москву для суда над Никоном, написали грамоту, в которой осудили новые искания живописцев. Тот же собор строго регламентировал темы и образцы церковной живописи. И тут не было разницы между «никонианами» и «староверами». Идеологи раскола были даже еще более яростными, еще более непримиримыми врагами всякого «живства». Протопоп Аввакум с негодованием обрушивался на современных ему живописцев: «а то все писано по плотскому умыслу... А все то кобель борзой, Никон - враг, умыслил, будто живые писать, устроят все по Фряжскому образцу, сиречь по немецкому. Якоже фрязи пишут образ благовещения пресвятые богородицы, чреватую, боюхо по колени висит... Ох, ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступков и обычаев!». Никона Аввакум тут припутал в пылу борьбы, связывая со своим врагом вообще все то, что вызывало у него ненависть.
В рамках еще религиозного содержания живопись XVII столетия, как и литература, стала проявлять внимание к человеческой индивидуальности. Отсюда - не только индивидуализация религиозных персонажей, но и изображение реальных лиц, появление так называемой «парсуны». Обращение к изображению реальных персонажей, а не «святых» было уже событием большого значения. Но и в религиозной живописи была достигнута новая ступень проникновения в реальную жизнь и психологию человека.
Большое значение имела деятельность живописцев Ярославля, Костромы и других городов. В то время как во многих церквах появлялись огромные изображения «Страшного суда», которым церковь пугала верующих, в церкви Спаса на Ильине в Ярославле изображение «Страшного суда» помещается даже не внутри церкви, а на галерее. Зато стены расписываются картинами, живо напоминающими окружающую жизнь.
Мы видим пахоту, и лошади Каина очень похожи на русских крестьянских лошадок, жнецы в русских розовых и синих рубахах машут серпами, и все тона в живописи живо напоминают среднерусский пейзаж с его полями, лесами, реками. Изображения святых лишены всякой почтительности, наоборот, они нарочито «обытовлены», как бы «приземлены». И даже обнаженное женское тело в образе библейской Вирсавии рискнули изобразить на стенах Предтеченского храма ярославские мастера. Там же Саломея в танце, явно похожем на «русскую», и Христос предстал в будничных «делах» - у руля на лодке, с зажатой во рту рукоятью меча. Росписью руководил мастер-живописец Дмитрий Плеханов. Другая известная группа поволжских мастеров живописи возглавлялась Гурием Никитиным.
Прикладное искусство

В этой области также было сильно стремление к декоративности. Это находит свое выражение в появлении богатых «окладов» икон, где серебро, золото с драгоценными камнями закрывают почти все изображение, оставляя открытыми только «лики» и кисти рук (так была закрыта в XVII в. «Троица» Андрея Рублева).Многие лучшие резчики были собраны в Оружейной палате для выполнения государственных заказов. Здесь, отчасти под влиянием белорусских мастеров, сложились приемы особой, монументальной манеры резьбы, богатой декоративными элементами. Тонкой работы деревянные резные иконостасы в наиболее значительных храмах покрывали золотом, создавая иллюзию металлического (золотого) литья. Пышной фигурной резьбой отделывались царские, патриаршие, епископские «места» в соборах, спинки стульев в дворцах, кареты и другие предметы.
Скульптура развивалась крайне медленно и по-прежнему была представлена народной деревянной резьбой и горельефами произведений прикладного искусства.
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII

Домашнее задание на 16 сентября.

1. Выписать в тетрадь основные сооружения Руси XVII века. 
2. Выписать в тетрадь историю создания храма Вознесения в Коломенском.
3. Знать, что такое шатровая архитектура. 

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2016.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru