Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

МХК. 8 класс

 


09.09 16.09 23.09 30.09 14.10 21.10 28.10
проверочная
28.10 08.11 11.11 18.11 1 триместр 25.11 02.12 09.12 30.12 03.02
Асташкина Варя
4
5 5 5 5
2 4
  5 5 5 5 5 4    
Калуцкая Кристина
5
5 5 5 5   4 5 5 5 5 5 5 5      
Куделин Иван
2
      2 5 4 4 5 5   4 2 5 3 5  
Мельник София

5 5 5 4 5 3 5   5 5 5 5 5   5  
Наумкин Михаил 5 5 5 5   5 2 5 4 5 5 5 5 5 4 5  
Путилин Иван
5
2 5 4 3 5 4 5   5 5 4 2 5 2    
Федоров Тимофей

2 5 4     2 4   5 5 4 4 5 2    

Домашнее задание на 03.02

Подготовить краткий и яркий рассказ по выбранной на уроке картине Рембрандта.


Домашнее задание на 30.12

Посмотреть фильм:

https://www.youtube.com/watch?v=GjPU9A5Idps

Домашнее задание на 16.12

Прочитать "Рождественская песнь в прозе" Чарльза Диккенса


Домашнее задание на 9.12

Доклад. Письменно и устно.

Асташкина Варя - «Юноша с корзиной фруктов» (Галерея Боргезе, Рим);
Калуцкая Кристина - «Обращение Савла» (Церковь Санта Мария дель Пополо, Рим);
Путилин Иван - «Христос в Эммаусе» (Пинакотека Брера, Милан);
Куделин Иван - «Положение во гроб» (Музеи Ватикана, Ватикан);
Мельник София - «Поклонение пастухов» (Региональный музей Мессины, Мессина, Сицилия);
Наумкин Михаил - «Бичевание Христа» (Музей Каподимонте, Неаполь);
Федоров Тимофей - «Мученичество св. Урсулы» (Коллекция Банка Интеза Санпаоло, Неаполь).

Домашнее задание на 2.12

Создать АРЧИМБОЛЬДИЗМ.

 Домашнее задание на 25.11

«...Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей...»
Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?
Существует несколько версий происхождения термина:
1. от итальянского "baruecco" - жемчужина неправильной формы;
2. "baroco" - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);
3. от итальянского barocco - причудливый, странный;
В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.
В 50-е годы 19 века начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.
В 80-е годы 19 века происходит настоящее "открытие" барокко: за ним признали право на существование как особого художественного явления.
В 20-е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.
Итак, барокко - стиль, главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в.
Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу.
Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.
В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.
Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания - изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.
Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.
• масштабность, контрастность, обилие декора,
• напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,
• стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);
• совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);
• одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.
Барокко в архитектуре
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
• Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.
• Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
• Характерные детали барокко - теламоны, кариатиды, маскароны.
Волюта (итал. voluta - завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).
Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.
Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
«Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение» - заявляет философ Декарт. Поэтому барокко - это ещё век Разума и Просвещения.
В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» - геометрической правильности построений на плацу.
Скульптура барокко.
Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645-1652 гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.
В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, чтобы пронзить сердце Терезы великой любовью к Богу.
Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.
Шедевр Л. Бернини - огромный (высотой 29 м.) балдахин (киворий) в соборе Святого Петра. Киворий (балдахин) расположен в подкупольном пространстве над главным алтарём на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.
Величайшее архитектурное творение Бернини - площадь перед собором Св. Петра в Риме. 1657-1663 гг.
Барокко в живописи.
Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено декоративной монументальной живописью, которая, расширяя границы реального пространства, подчеркивала идею безграничности мира.
Главные ее темы - торжество Божественной справедливости, античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.
Живопись барокко характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров и подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.
Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная аффектация - с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.).
В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость.
Художники барокко видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.
Яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо.
Барокко в литературе.
«...Среди двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная струя звенит, не угасая
На влажный алебастр, спадая с вышины
Есть сто чудовищ там - фонтана украшенье -
Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Под ним из камня столб - подставкой служит он...»
Жорж де Скюдери, "Аларих, или побежденный Рим" 1654
В эпоху барокко реальный мир воспринимался как иллюзия, сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика.
Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями.
К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: "Потерянный рай", "Возвращение в рай", "Самсон-борец".
Для его творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.
Научные свершения XVII в. изменили картину мира, вскрыв трагическую глубину вселенной, человеческой души, судьбы человека. Они способствовали изменению общей атмосферы духовной и интеллектуальной жизни. Культурный человек того времени видел, как неустойчива быстротекущая жизнь, как летят "минуты, что подтачивают дни, дни, что грызут и пожирают годы" (Луис Гонгора). Чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной, страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны космоса - таковы духовные открытия барокко.
Отрылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
М. Ломоносов
Барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (риторический вопрос - излюбленная фигура барочной риторики):
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч не боле...
Грифиус
В искусстве барокко сосуществовали несовместимые друг с другом противоположности, создавая своеобразную гармонию. А торжественная выразительность искусства барокко была соткана из контрастов.
Перед нами барочная картина мира:
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому - дырявый кров, кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет,
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.
Грифиус
Литературу барокко создавали многие другие знаменитые авторы.
В их числе называют обычно итальянского поэта Т. Тассо, испанского драматурга Т. де Молина и П. Кальдерона (в пьесе "Жизнь есть сон" - герой понимает, что злую судьбу не победить местью, что главная победа в жизни - победа над самим собой, а не над другим; что остаток дней пролетит, как сон. И пробудившись в иной жизни, придется за все держать ответ), англичан Дж. Мильтона и Дж. Беньяна. Барочные черты исследователи находят и у Сервантеса, и в поздних произведениях У. Шекспира.
Каковы же характерные особенности литературы барокко?
1) противопоставление жизни и смерти; 2) контрастность; 3) риторические вопросы; 4) чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека; 5) образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни.
Музыкальная культура барокко. Общая характеристика
Выступления поисковых групп «Композиторы эпохи барокко»
Клаудио Монтеверди. Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах. Антонио Вивальди.
Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».
В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.
Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:
• сложные криволинейные планы;
• мощная пластика стен;
• создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;
• создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых - в загородных резиденциях;
• обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;
• богатая игра цвета и света.
Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние
П.П. Муратов: «...Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».
Устный анализ архитектурных ансамблей эпохи барокко:
• Ансамбль Смольного. Архитектор Ф.Б. Растрелли.
• Церковь Св. Петра и Павла. Архитектор Д.Тревано.
• Церковь Покрова в Филях. 1693-1694 гг. Москва.
• Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634гг. Москва.
• Самые крупные ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция) Петергоф (Россия) Аранхуэс (Испания) Цвингер (Германия)
Сделайте конспект текста в тетради.

Домашнее задание на 18.11

Письменно ответить на вопросы.

1.      Объясните перевод термина «Барокко»?

2.      Как называется кризисная стадия эпохи Возрождения - еще не барокко, хотя и похожа на него?

3.      Напишите характерные черты эпохи барокко.

4.      Чьи это слова: «Человек и ничтожно мал, и бесконечно велик, он всего лишь слабый тростник, но тростник мыслящий!».

5.      Какие художественные стили развивались в XVII веке наряду с барокко

6.      Что такое стиль в искусстве?

7.      Назовите архитектурные элементы, характерные для архитектуры барокко.

8.      Какие архитектурные произведения каких авторов вы знаете?


Домашнее задание на 11.11

Нарисовать АНАМОРФОЗ.


Домашнее задание на 28.10

Нарисовать пословицы.


Домашнее задание на 21.10

Подобрать музыку к картине Брейгеля. Музыку и картину заранее прислать в ВК или WhatsApp.


Домашнее задание на 14.10

Эссе: "Что хотел сказать Иероним Босх?"

Домашнее задание на 30.09

В тетради конспект параграфов 28.1 и 28.2


Домашнее задание на 23.09

Автопортрет в манере Дюрера

Домашнее задание на 16.09

Творческая работа на тему "Портрет четы Арнольфини".
С "фирменной" подписью Ван Эйка.

Домашнее задание на 09.09
Прочитать статью «Журнал «Вокруг Света» / Октябрь 2007 / "Гентское чудо" и подготовится к опросу.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5968/

 

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2022.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru