Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

МХК. 5 класс

 

  18.11 25.11 25.11 25.11 2.12
    д/з ведение
тетради
ВИКТОРИНА  
Асташкина Дарья 5     5 5
Васильев Михаил 5 5 5 5 н
Ефимова Александра н 5 5 5 5
Захарченко Мария 5 5 5 5 5
Иншутина Варвара 2 5 4 5 5
Кириенко Полина 4 3 4 5 5
Кондрашкина Нина 2 4 4 5 4
Кузнецова Александра 5     5 5
Кузоватова Анастасия н 5- 4 5 н
Лысиков Лев  5 4 5 5 5
Миронкина Ксения 5 5 5 5 5
Момот Вера ? ? ? 4 2
Путилина Василиса  4 ? ? 4 н
Розин Александр н 5 5 н 5
Сивков Василий  н н н н 2
Тишков Тихон 2 ? ? 5 5
Федоров Никита 2 2 2 4 н
Фурман Илья 5 5 5 5 5

Домашнее задание на 7 декабря.

1. Творческое задание: сделать Вавилонскую башню в любой технике (рисунок, аппликация, макет и др.)

2. Прочитать текст.

Слово "Вавилон" (Бабилу, или Бабили) означает Врата Божии. Св. писатель связывает название города с глаголом "балал" (смешивать), чтобы указать на судьбу горделивого замысла царей. Считая себя богами, они хотели покорить многие народы.
VII-VI до новой эры это был огромный город. Под "вавилонской башней" в Библии, скорее всего, имеется в виду многоярусное ступенчатое высокое сооружение (зиккурат) у храма вавилонского бога Мардука. Он назывался Этеменанки. Археологами обнаружены остатки этого сооружения, по-видимому, разрушенного землетрясением или одним из нашествий соседей вавилонян. По расчетам археологов, высота сооружения - около 90 метров.
Это зиккурат Этеменанки (дом поднятия головы) описал в своей первой книги «История» Геродот. Он отождествлял Белла-Мардука с греческим богом Зевсом.
«...святилище Белла-Зевса с медными вратами, сохранившимися до наших дней. Храмовый священный участок - четырехугольный, каждая сторона его длиной в 2 стадии (аттический стадий равен 177, 6 м). В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в 1 стадий. На башне стоит вторая, а на ней - еще башня, в общем - восемь башен одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть для отдыха.
Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь; на нем приносят в жертву только сосунков (новорожденных животных).
Еще золотая статуя целиком из золота, 12 локтей (лок=44см). эту статую страстно желал Дарий, но не дерзнул захватить ее. Однако Ксеркс, сын его, похитил статую, повелев умертвить жреца, который не позволял прикасаться к статуи и двигать ее».
При строительстве произошло смешение языков - много пленных из разных стран


Домашнее задание на 2 декабря.

Прочитать текст. Сделать краткий конспект в тетради.

Тема: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ. Урок 1.

1.ГДЕ
Древняя Месопотамия (Месопотамия - в переводе с греческого «МЕСОС» - середина, «ПОТАМОС» - река, Междуречье - область, расположенная между реками Тигр и Евфрат. Тот же корень и в слове гиппопотам, что в дословном переводе означает речная лошадь). Двуречье. Халдея Сегодня это страна Ирак, со столицей Багдад.
Географ Страбон, побывавший в Месопотамии, писал: «Страна эта производит ячмень в таком количестве, как никакая другая, так как уверяют, что ячмень здесь родится сам. Все остальное дается пальмой, именно из нее приготавливают хлеб, вино, уксус, мед, муку и всякого рода плетеные сосуды. Орехи пальмовые служат для кузнецов вместо углей, а, будучи размягчены, дают корм для скота. Есть даже какая-то персидская песня, в которой насчитывается 360 употреблений пальмы».
Около 10 тыс. лет назад пришли в долину Тигра и Евфрата ее первые обитатели - шумеры. Они поселились в южной части Междуречья, у берегов Персидского залива. Это были крепкие малорослые люди с круглой бритой головой, большими глазами и длинным прямым носом. Такие статуи были найдены. Почти одновременно с шумерами в северной части долины, где Тигр и Евфрат сходятся ближе всего, поселились степные кочевники аккадцы. Северная область получила название Аккад. Аккадцы не были похожи на шумеров, это были высокие стройные люди с длинными волосами и черной курчавой бородой. Их язык принадлежал к семитическим, т.е. был родственен древнееврейскому, финикийскому и арабскому.


2. КТО
Народы Месопотамии - шумеры, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи. Шумеры - в переводе "черноголовые". Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют "прародителем современной цивилизации", а ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал.
В Шумере и Аккаде возникли крупные общины-города-государства. В каждом городе был свой правитель - «патеси», или «энси».
Остатки городов Ур, Урук, Лагаш, Нипур, Киш говорят о высокоразвитой цивилизации земледельческого типа с храмами, богатой мифологией, литературой, собственными законами. 


3. КОГДА
III тысячелетие до новой эры. 


4. РЕЛИГИЯ
Главными божествами шумерского пантеона были Ан (небо - мужское начало) и Ки (земля - женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору, из прочно связанных неба и земли.
От этого союза родился и бог воздуха - Энлиль, разделивший небо и землю.
Было развито понятие о грехе. Согрешивший человек должен был пойти в храм, покаяться перед жрецом и совершить очищение. Чтобы кающийся ненароком ничего не забыл, жрец имел перед собой своего рода анкету и задавал грешнику вопросы. Вот некоторые из них:
«Не говорил ли дурного? Не позволил ли говорить неправды ? Не утеснил ли слабого? Не поссорил ли отца с сыном, мать с дочерью? Может быть, не освободил пленника, не разрешил связанного, не дал узнику увидеть света?... Не согрешил ли против бога, не преступил ли против богини? Не был ли непочтителен против отца и матери, против старшей сестры?... Не восставал ли против начальства ? Не был ли честен языком, а сердцем лжив? Не говорил ли устами "да", а сердцем "нет"? Может быть, говорил устами и сердцем, но не исполнял?»
В духов охранителей верили вавилоняне. Эти духи представлялись им крылатыми быками. Такое крылатое существо называлось "керуб". Древние евреи, знакомые с вавилонской культурой, заимствовали этих керубов и даже украшали их изображениями "ковчег завета", как того требовало Писание- Множественное число от слова "керуб" - "керубим", в греческом языке превратилось в херувим. Херувима стали представлять нежным бесплотным ангелом, и только крылья напоминают нам о его далёком вавилонском предке, крылатом быке керубе.
В сознании восточных народов человек был совершенным ничтожеством по сравнению с божеством, и заключение с ним союза было невероятной дерзостью.
Высшими ценностями считались долголетье, здоровье, большое потомство и богатство.
Самым важным в Вавилоне был праздник Нового года, приуроченный к великому равноденствию.
Празднества длились больше недели и сопровождались множеством церемоний. Приносили жертвы. Жертвы были бескровные и кровавые:
Первые - вода, вино, масло, мед, хлеб
Кровавые - молодняк животных, а также человеческие жертвы.

Адоранты - Адорант (от лат. «восхищающийся») - в Междуречье фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня, а позднее - глины, устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека.


5. БИБЛИЯ
Библейский рассказ повторяет в общих чертах схемы вавилонского.
Допотопный - значит очень древний, это тот, который был до потопа, то есть до наводнения. О каком же потопе идёт речь? Жители Месопотамии жили между двух полноводных рек. Эти реки орошали их поля, но при очень бурном и внезапном разливе могли снести хижины, разрушить каналы и плотины. В отдалённые времена сложилась легенда, что некогда боги наслали на людей страшный потоп, от которого спасся только один человек по имени Ут-Напиштим. По совету бога Эа, он построил корабль, взял с собой семью и различных животных, а когда воды схлынули, вышел из корабля, выпустил животных и, тем самым, продолжил на земле жизнь.
Ветхий Завет долгое время не имел откровения о посмертном воздаянии. Картину загробной жизни Израилю пришлось заимствовать из религии соседних народов. Древняя идея Шеола (Преисподней, Ада) в целом совпадала с аналогичными идеями Шумера, Вавилонии, Ханаана. Темную пещеру под землей, где влачат жалкое существование тени умерших, в Месопотамии называли "страной без возврата". Точно так же и в Ветхом Завете Шеол - область, где люди находятся далеко от Бога, в забвении, полусне и мраке. Для вавилонян загробная жизнь представлялась безрадостной в подземном царстве, где души умерших тоскуют и мучаются, и лишь герои, павшие в бою, могут утолить жажду чистой водой. 


6. Авраам 1850-1800 - из Северной Месопотамии в землю Ханаанскую Авраам. (из города Ур) Бог обещал, что придет время, когда потомки Авраама не будут изгнанниками в чужом краю, они превратятся в народ и получат землю Ханаанскую во владение.
6.КЛИНОПИСЬ
В Шумере и Аккаде камня и дерева было мало, зато было много глины. Из глины делали все: строили дома, изготавливали посуду, зернотерки, игрушки, сосуды... Писали тоже на глиняных табличках.
Из глины шумеры делали лепешки и придавали им круглый или квадратный вид. Деревянной, костяной или тростниковой палочкой квадратной или треугольной в сечении на конце «писали». Калам - специальная палочка с заострённым концом треугольной формы. Нажимали углом, держа палочку наклонно, как карандаш. Получался клин, письмена, напоминающие следы птиц на морском берегу. Клинопись - писать клиньями. Первоначально это были простые рисунки.
Кли́нопись - наиболее ранняя из известных систем письма. Чтобы табличку с надписями сохранить, ее сушили или обжигали.
Изобретение письменности является одним из важнейших этапов в истории цивилизации. О письменности часто говорят, что она знаменует начало истории. Мысли передавались при помощи узелков на шнурах или раковинах, нанизанных на веревку.
Первые шаги к созданию письменности были, по всей вероятности, сделаны в Шумере в период между 4 000 и 3 000 годами до н.э.
Изобретение письменности-клинописи сильно повлияло на финикийское письмо, от которого берут свое начало ГРЕЧЕСКИЙ и более поздние алфавиты. Библиотеки - систематизированные собрания клинописных текстов. Первая в мире - библиотека царя Ашшурбанипала в Ниневии, около 30 000 глиняных книг.

Домашнее задание на 25 ноября.


1. Письменно в тетради ответить на вопросы.
а) В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями. Они заказывали для своих гробниц статуи, изображающие их в позе писца. Как вы думаете, зачем они это делали?
б) В конце XV в. до к. э. фараоном Египта был Аменхотеп IV. На шестом году царствования он отказался от своего имени, ко­торое в переводе означает «Амон доволен». Фараон стал носить другое имя, которое можно перевести так: «Полезный Атону». Напишите это имя, имена его жен. 
в) Считается, что первую пирамиду зодчий Имхотен начал строить в 2750 г. до н.э. Последние пирамиды построены в 1700 г. до н. э. Сколько лет прошло между постройкой первой и последней пирамиды?
г) Какой древнеегипетский образ является эталоном женской красоты?

д) В Древнем Египте "страну мертвых" часто называли Аментис. В переводе это красиво звучащее слово означает всего-навсего "запад". Чем объяснить подобное название "страны мертвых", данное египтянами? 


2. Подготовиться к итоговой оценке знаний по теме Древний Египет.
3. По желанию: выучить наизусть имена дочерей Аменхотепа IV- Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон, Нефернеферуатон, Нефернеферура, Сетепенра. 

 

Домашнее задание на 18 ноября.

 

1.Прочитать текст, сделать конспект в тетради. 

Культовыми сооружениями жителей долины Нила являются великолепные храмы Древнего Египта, кратко о которых пойдет речь. Их возводили как в религиозных целях, в качестве поклонения божествам, так и для усыпальниц фараонов, которых египтяне признавали наместниками бога на земле.

 


Центральным местом в египетских храмах являлось святилище, представлявшее собой помещение со скульптурами, изображавшими богов. По мере развития архитектурных традиций, святилище стало приобретать иной вид - оно стало включать в себя ряд построек, в том числе и монументальных. В некоторые из них допускались не все категории людей, например, простым жителям запрещалось делать это, чтобы не осквернить помещение своим присутствием. Проводить обряды богослужения позволялось только специальным людям, приближенным к божествам - жрецам. На территории храмов были поля, на которых возделывалось все необходимое для жизни жрецов. Обрабатывали их простые люди. Благодаря этому храмы были самодостаточны и независимы.


На территории города Фивы, бывшего когда-то столицей Древнего Египта, расположился храмовый комплекс, называемый Карнакским храмом. Его площадь составляет около восьмидесяти гектаров. Он занимает второе место по популярности среди туристов после пирамид. В комплекс входит главный храм, посвященный богу Амону, и еще 25 небольших построек. Обнаружили это сооружение в XIX веке во время раскопок, и оно представляет огромное культурное значение, особенно если учесть, что рабочие возводили его вручную.
Есть и еще один храм, находящийся в Фивах. Сегодняшнее название города - Луксор, поэтому строение называется Луксорский храм. Его основал фараон Аменхотеп III, а потомки украсили и дополнили его колоннами в количестве 74 штук и скульптурами, изображающими фараонов. В этом храме также почитали бога Амона. На сегодняшний день эта постройка очень популярна у туристов - каждое лето там проходит специальный фестиваль, посвященный жизни Древнего Египта - инсценируют обряды поклонения богам и повседневную жизнь жрецов и простых жителей тех времен.


В честь бога - владыки загробного мира, Осириса, тоже возводили храмы. Одним из таких сооружений является храм в Абидосе, построенный фараоном Сети. Этот фараон приходится отцом знаменитому правителю Египта, Рамзесу II. По сути, этот храм является заупокойным сооружением для самого фараона Сети. В нем имеется семь святилищ, и у каждого есть свой, отдельный вход. Несмотря на то, что храм посвящен Осирису, в нем есть и святилище главного бога египтян, Амона-Ра. Абидосский храм Осириса представляет огромную ценность для исследователей, так как в нем сохранилось огромное количество настенных изображений и рельефов, практически не тронутых временем.


На сегодняшний момент самым дорогостоящим для ЮНЕСКО храмом является, высеченный в скале, храм в Абу-Симбеле. Это связано с тем, что в месте своего предыдущего нахождения постройка оказалась под угрозой разрушения, и было принято решение перенести ее. Скалу разобрали и перевезли туда, где ей не грозило затопление. Он состоит из двух частей - Большого и Малого храмов. Большойпредназначен для почитания трех богов - Амона, Птахи и Ра-Хоратхи, а также фараона Рамзеса II. Малый храм посвящен его жене и богине Хатор, представленной в ее образе.

2. Знать что такое:

ПИЛОН

ОБЕЛИСК

ПАНДУС.

Домашнее задание на 21 октября.

1. Письменно в тетради ответить на вопросы:

1. Что такое «Айгюптос»?

2.Что такое Кемет?

3. Что такое иероглиф?

4. Что такое Розеттский камень?

5. Что такое Картуш?

6. Что такое Дуат?

7.Что такое«Ка»?

8.Что такое«Ба»?

9.Что такое«Ах»?

10. Кто такой Жан Франсуа Шампольон?


2. Отгадать кроссоврд.


1. Сосуд, используемый при мумификации
2. Статуя с головой человека и туловищем льва
3. Царь в Древнем Египте
4. Овальная рамка имени фараона
5. Округ в Древнем Египте
6. Бог загробного мира
7. Богиня плодородия
8. Египетский амулет-символ жизни

Домашнее задание на 14 октября.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МОТИВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ "ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ".

1. Учебник. Страница 18-23 - читать.

2. Знать богов Древнего Египта.

3. Читать мифы Древнего Египта.


Домашнее задание на 7 октября.

Письменно  в тетради ответить на вопросы.

 

  • Как называлась письменность Междуречья? На чем и чем писали?
  • Из чего состояла первая в мире библиотека?
  • Назовите народов древней Месопотамии.
  • Назовите города древней Месопотамии.
  • Как звали героя Вавилонской мифологии, спасшегося от потопа?
  • Кто такой "керуб"? 

 

Домашнее задание на 30 сентября. 

1. Взять учебник в библиотеке. 

2. Нарисовать иллюстрацию к двум теориям происхождения искусства: Теория Руки и Теория Макарон. (Задание по желанию)

3. Прочитать сказку: Редьярда Киплинга "Как было написано первое письмо"

Давным-давно, в незапамятные времена, милые мои, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал свое тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать - вот все, что ему было нужно. Звали его Тегумай Бопсулай, что значит "человек, который не спешит ставить ногу вперед"; но мы для краткости, милые мои, будем называть его просто Тегумай. Жену его звали Тешумай Тевиндрау, что значит "женщина, которая задает множество вопросов"; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Тешумай. Их маленькую дочку звали Таффимай Металлумай, что значит "шалунья, которую надо наказывать"; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Таффи. Она была любимицей папы и мамы, и ее наказывали гораздо реже, чем следовало. Как только Таффи научилась бегать, то стала всюду сопровождать своего папу. Они не возвращались домой в пещеру, пока голод не загонял их. Глядя на них, Тешумай говорила:

- Да где же вы оба были, что так вымазались? Право, Тегумай, ты не лучше Таффи.

Ну, теперь слушайте!

Однажды Тегумай Бопсулай пошел через болото к реке Вагай наловить багром рыбы к обеду, Таффи тоже пошла с ним. У Тегумая багор был деревянный с зубами акулы на конце. Не успел Тегумай еще поймать ни одной рыбы, как нечаянно сломал его, сильно стукнув об дно реки. Они были очень- очень далеко от дома (и, конечно, захватили с собою завтрак в маленьком мешочке), а Тегумай не взял запасного багра.

- Вот тебе и рыба! - сказал Тегумай. - Полдня придется потратить на починку.

- А дома остался твой большой черный багор, - заметила Таффи. - Дай я сбегаю в пещеру и возьму его у мамы.

- Это слишком далеко для твоих толстеньких ножек, - ответил Тегумай. - Кроме того, ты можешь провалиться в болото и утонуть. Обойдемся как-нибудь.

Он сел, достал кожаный мешочек с оленьими жилами, полосками кожи, кусочками воска и смолы и принялся чинить багор. Таффи тоже села, опустила ноги в воду, подперла подбородок рукою и задумалась. Затем она сказала:

- Правда, папа, досадно, что мы с тобою не умеем писать? А то послали бы мы за новым багром.

- Пожалуй, - ответил Тегумай.

В это время мимо проходил чужой человек. Он был из племени тевара и не понимал языка, на котором говорил Тегумай. Остановившись на берегу, он улыбнулся маленькой Таффи, так как у него дома тоже была дочурка. Тегумай вытащил из своего мешочка клубок оленьих жил и стал связывать багор.

- Иди сюда, - сказала Таффи. - Ты знаешь, где живет моя мама?

Чужой человек (из племени тевара) ответил:

- Гм!

- Глупый! - крикнула Таффи и даже топнула ножкой.

По реке как раз плыла стая больших карпов, которых папа без багра не мог поймать.

- Не мешай взрослым, - сказал Тегумай. Он так был занят своей починкой, что даже не оборачивался.

- Я хочу, чтобы он сделал то, что я хочу, - ответила Таффи, - а он не хочет понять.

- Не мешай мне, - сказал Тегумай, обкручивая и затягивая оленьи жилы и придерживая их кончики зубами.

Чужой человек (из племени тевара) сел на траву, и Таффи показала ему, что делает папа. Чужой человек подумал:

"Странная девочка! Она топает ножкой и делает мне гримасы. Вероятно, это дочь того благородного вождя, который так велик, что даже не замечает меня".

- Я хочу, чтобы ты пошел к моей маме, - продолжала Таффи. - У тебя ноги длиннее моих, и ты не провалишься в болото. Ты спросишь папин багор с черной ручкой. Он висит над очагом.

Чужой человек (из племени тевара) подумал:

"Странная, очень странная девочка! Она машет руками и кричит на меня, но я не понимаю, что она говорит. Однако я боюсь, что этот высоко- мерный вождь, человек, оборачивающийся к другим спиною, разгневается, если я не догадаюсь, чего она хочет".

Он поднял большой кусок березовой коры, свернул его трубочкой и подал Таффи. Этим он хотел показать, милые мои, что сердце его чисто, как белая березовая кора, и зла он не причинит. Но Таффи не совсем верно поняла его.

- О! - воскликнула она. - Ты спрашиваешь, где живет моя мама? Я не умею писать, но зато умею рисовать чем-нибудь острым. Дай мне зуб акулы из твоего ожерелья!

Чужой человек (из племени тевара) ничего не ответил, и Таффи сама протянула ручку к его великолепному ожерелью из зерен, раковинок и зубов акулы.

Чужой человек (из племени тевара) подумал:

"Очень-очень странная девочка! Зуб акулы на моем ожерелье - заколдованный. Мне всегда говорили, что если кто-нибудь тронет его без моего позволения, то сейчас же распухнет или лопнет. А девочка не распухла и не лопнула. И этот важный вождь, человек, который занят своим делом, до сих пор не замечает меня и, кажется, не боится, что девочка может распухнуть или лопнуть. Буду-ка я повежливее".

Он дал Таффи зуб акулы, а она легла на животик, задрала ножки, как делают дети, которые собираются рисовать, лежа на полу, и сказала:

- Я нарисую тебе хорошенькую картинку. Можешь смотреть мне через плечо, только не толкни меня. Вот папа ловит рыбу. Он не похож, но мама узнает, потому что я нарисовала сломанный багор. А вот другой багор с черной ручкой, который ему нужен. Вышло, как будто багор попал ему в спину. Это оттого, что зуб акулы соскочил, и коры мало. Я хочу, чтобы ты принес нам багор, и нарисую, что я тебе это объясняю. У меня как будто волосы стоят дыбом, но ничего, так легче рисовать. Теперь я нарисую тебя. Ты на самом деле красивый, но я не умею рисовать, чтобы лица были красивые, уж не обижайся. Ты не обиделся?

Чужой человек (из племени тевара) улыбнулся. Он подумал:

"Где-то, должно быть, идет большое сражение. Эта удивительная девочка, которая взяла заколдованный зуб акулы и не распухла и не лопнула, говорит мне, чтобы я позвал на помощь племя великого вождя. А он, без сомнения, великий вождь, иначе он заметил бы меня".

- Смотри, - сказала Таффи, усердно рисуя или, точнее, царапая. - Вот это - ты. У тебя в руке папин багор, который ты должен принести. Теперь я покажу тебе, как найти маму. Ты будешь идти, идти, пока не придешь к двум деревьям (вот деревья), потом поднимешься на гору (вот гора), а потом спустишься к болоту, где много бобров. Я не умею рисовать бобров целиком, но я нарисовала их головы; да ты одни головы увидишь, когда будешь идти по болоту. Смотри только, не провались! Наша пещера сейчас за болотом. Она не такая высокая, как гора, но я не умею рисовать ничего маленького. У входа сидит моя мама. Она красивая, она самая красивая из всех мам на свете; но она не обидится, что я нарисовала ее уродом. Она будет довольна, потому что это я рисовала. Чтобы ты не забыл, я нарисовала папин багор около входа. На самом деле он в пещере. Ты только покажи маме картинку, и она тебе его даст. Я нарисовала, что она протягивает руки; я знаю, что она будет рада тебя видеть. Разве нехорошая вышла картинка? Ты все понял или надо тебе объяснить еще раз?

Вот что Таффи нарисовала для него:

Сказки Киплинга Р. Д. - Как было написано первое письмо

Чужой человек (из племени тевара) посмотрел на рисунок и кивнул головой. Он подумал:

"Если я не приведу сюда на помощь племя великого вождя, то его убьют враги, которые с копьями сбегаются со всех сторон. Теперь я понимаю, почему великий вождь делает вид, что не замечает меня: он боится, что его враги прячутся в кустах и могут увидеть, если он передаст мне поручение. Оттого-то он повернулся спиной, а умная и удивительная девочка тем временем нарисовала страшную картинку, показывающую его затруднительное положение. Я пойду звать ему на помощь".

Он даже не спросил у Таффи дорогу, а как стрела помчался через кусты с куском березовой коры в руке. Таффи была очень довольна.

- Что ты здесь делала, Таффи? - спросил Тегумай.

Он уже починил багор и осторожно покачивал его взад и вперед.

- Я что-то устроила, папочка! - сказала Таффи. - Ты не расспрашивай меня. Скоро все сам узнаешь. Вот ты удивишься, папочка! Обещай мне, что удивишься.

- Хорошо, - ответил Тегумай и пошел ловить рыбу.

Чужой человек (из племени тевара, вы помните?) долго бежал с рисунком, пока случайно не нашел Тешумай Тевиндрау у входа в пещеру. Она разговаривала с другими первобытными женщинами, которые пришли к ней на первобытный завтрак. Таффи была очень похожа на мать; поэтому чужой человек (настоящий тевара) вежливо улыбнулся и подал Тешумай березовую кору. Он бежал не останавливаясь и насилу переводил дух, а ноги его были поцарапаны колючками, но все-таки он старался быть вежливым.

Увидев рисунок, Тешумай громко вскрикнула и бросилась на чужого человека. Другие первобытные женщины повалили его и вшестером уселись на него, а Тешумай стала драть его за волосы.

- Это ясно, как день, - сказала она. - Он заколол моего Тегумая копьем и так напугал Таффи, что у нее волосы стали дыбом. Мало того, он еще хвалится и показывает мне ужасную картину, где все нарисовано, как было. Посмотрите!

Она показала рисунок первобытным женщинам, терпеливо сидевшим на чужом человеке.

- Вот мой Тегумай со сломанной рукой. Вот копье вонзилось ему в спину. Вот человек, прицеливающийся копьем. Вот другой бросает копье из пещеры, а вот куча людей (это были Таффины бобры, хотя они больше напоминали людей, чем бобров) гонится за Тегумаем. Ах, ужас!

- Ужас! - повторили первобытные женщины и, к удивлению чужого человека, обмазали ему голову глиной и били его, и созвали всех вождей и колдунов своего племени. Те решили, что надо отрубить ему голову, но раньше он должен отвести их на берег, где спрятана бедняжка Таффи.

Тем временем чужой человек (из племени товара) чувствовал себя очень неприятно. Женщины склеили ему волосы вязкой глиной; они катали его взад и вперед по острым камешкам; они сидели на нем вшестером; они били и колотили его так, что он еле дышал; и хотя он не понимал их языка, но догадывался, что они его ругали. Как бы то ни было, он ничего не говорил, пока не сбежалось все племя, а тогда повел всех на берег реки Вагай. Там Таффи плела венки из маргариток, а Тегумай ловил мелких карпов своим почи- ненным багром.

- Ты скоро сбегал, - сказала Таффи, - но зачем ты привел столько народу? Папочка, милый! Вот мой сюрприз. Ты удивился? Да?

- Очень, - ответил Тегумай, - но на сегодня пропала моя рыбная ловля. Ведь сюда идет все наше милое, славное племя, Таффи.

Он не ошибся. Впереди всех шла Тешумай Тевиндрау с другими женщинами. Они крепко держали чужого человека, у которого голова была обмазана глиной. За ними шли старшие и младшие вожди, помощники вождей и воины, вооруженные с головы до ног. Далее выступало все племя, начиная от самых богатых людей и кончая бедняками и рабами. Все они прыгали и кричали и распугали всю рыбу. Тегумай сказал им благодарственную речь.

Тешумай Тевиндрау подбежала к Таффи и принялась целовать и ласкать ее, а старший вождь племени схватил Тегумая за пучок перьев на голове и стал трясти изо всех сил.

- Объяснись! Объяснись! Объяснись! - кричало все племя Тегумаю.

- Пусти, оставь мои перья! - кричал Тегумай. - Разве человек не может сломать своего багра, чтоб не сбежались все соплеменники? Вы - несносные люди!

- Кажется, вы даже не принесли папе его черного багра? - спросила Таффи. - А что вы делаете с моим чужаком?

Они били его по двое, по трое и по целому десятку, так что у него глаза чуть не выскочили. Он, задыхаясь, указал на Таффи.

- Где злые люди, которые нападали на вас, деточка? - спросила Тешумай Тевиндрау.

- Никто не нападал, - сказал Тегумай. - За все утро здесь был только несчастный человек, которого вы теперь хотите задушить. В своем ли вы уме?

- Он принес ужасный рисунок, - ответил главный вождь. - На этом рисунке ты был пронзен копьями.

- Это я дала ему рисунок, - сказала сконфуженная Таффи.

- Ты?! - в один голос воскликнуло все племя.

- Шалунья, которую надо наказывать! Ты?!

- Милая Таффи, нам, кажется, достанется, - сказал папа и обнял ее одной рукой. Под его защитой она сразу успокоилась.

- Объяснись! Объяснись! Объяснись! - воскликнул главный вождь и подпрыгнул на одной ноге.

- Я хотела, чтобы чужак принес папин багор, и нарисовала это, - сказала Таффи. - Там нет людей с копьями. Я нарисовала багор три раза, чтобы не ошибиться. Я не виновата, что он как будто попал папе в голову: на березовой коре было слишком мало места. Мама говорит, что там злые люди, а это мои бобры. Я нарисовала их, чтобы показать дорогу через болото. Я нарисовала маму у входа в пещеру; она радуется тому, что пришел милый чужак. А вы все глупые люди! - закончила Таффи. - Он - хороший! Зачем вы обмазали ему голову глиной? Вымойте сейчас!

Все долго молчали. Наконец главный вождь расхохотался; за ним расхохотался чужой человек (из племени тевара); затем Тегумай стал покаты- ваться со смеху, а потом и все племя стало дружно хохотать. Не смеялись только Тешумай Тевиндрау и другие женщины.

Главный вождь стал припевать:

- О, шалунья, которую надо наказывать! Ты напала на великое изобретение.

- Не знаю. Я хотела только, чтобы принесли папин черный багор, - сказала Таффи.

- Все равно. Это великое изобретение, и впоследствии люди назовут его письмом. Пока это лишь рисунки, а, как мы сегодня видели, рисунки не всегда понятны. Но настанет время, дочка Тегумая, когда мы узнаем буквы и сможем читать и писать. Тогда уж нас все будут понимать. Пусть женщины сейчас смоют глину с головы чужого человека!

- Я буду очень рада, чтобы понимали, - сказала Таффи. - Теперь вы все пришли с оружием, а никто не принес папиного черного багра.

Главный вождь на это ответил:

- Милая Таффи, в следующий раз, когда ты напишешь картинку-письмо, пришли его с человеком, который говорит по-нашему и может объяснить, что оно означает. Мне ничего, потому что я - главный вождь, а остальному племени ты наделала хлопот, и, как видишь, чужак был очень озадачен.

Они приняли чужого человека в свое племя, так как он был деликатен и не рассердился за то, что женщины обмазали ему голову глиной. Но с того дня и поныне (я думаю, что в этом виновата Таффи) лишь немногие маленькие девочки охотно учатся читать и писать. Другие же предпочитают рисовать картинки и играть со своими отцами, как Таффи.

или посмотреть мультфильм:

https://www.youtube.com/watch?v=xyiFJZZupOg

Домашнее задание на 16 сентября. 

Тема урока:

Жанры живописи.

Задание: 

Написать в тетради имя художника и его произведение в одном из жанров живописи:

Автопортрет
Пейзаж
Марина
Натюрморт
Анималистический жанр
Интерьер
Религиозный жанр
Бытовой жанр
Батальный жанр
Исторический жанр

 

 

 

Домашнее задание на 9 сентября. 

Написать в тетради пять имен художников, которые вам нравятся и названия их основных произведений.
Внимательно просмотреть схему. Подготовиться к ответу на вопросы по схеме.
Знать виды искусства.

 

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2016.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru