Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

Литература. 9 класс

  I триместр
06.03 12.03 12.03 Проверочная 
"Мертвые души"
12.03 13.03  "Эх, тройка! птица тройка ..." Отрывок из поэмы "Мертвые души"  д/з ответы на вопросы по "Герою нашего времени"
письменно
9.04 23.04
23.04 30.04 30.04 7.05 14.05 21.05 22.05 3 триместр ГОД
    2 триместр   д/з СОЧИНЕНИЕ   работа на уроке д/з       Лермонтов
наизусть 

Сочинение
"Герой нашего время"
Холстомер Сочинение
"Свобода и литература"
Стихотворение
по выбору
Сочинить рассказ на тему КОРОНАВИРУС          
Бойцов Данила 3 3 н 2 2 3     2 2 2 5  2 3 2 2 2 4 5 55 3 3
Боронтов Василий             5 5 н 5 4   5 5 2 5 5 5 5 3 5 5 5 5 5 5 5 5
Збарская Лина 5 5 5 5 5 5   5 2 2 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Маланина Ульяна 4 4 5 2 2     5 2 2 2 н 2 2 2 2 2 5   2 2 3?
Менькова Марина 4 4 5 ? 2 5     2 5 н н 2 ? ? 5 4 5     4? 4
Митрофанова Света
                                         
Поздняков Глеб 4 3 5 2 5? 5 4 5 2 2 3 5 2 5
5 5 4 5 5 3? 4?
Рогожина Мария 5 5 5 5 5 4 4   5 5 5 5 5 5 5 5 55 5 5 5 5 5
Руднева Катя     5 2 2   5 5 5 5
5 5 5 5 5 5 ? 5 5 5 5
Тугушев Прохор
4 4 5 2 2 4 4 5 2 2 5 5 ? 4 ? 5 5 5 5 4 4 4


Задание на 22 мая. 
Выписать в тетрадь настоящие имена Александра Грина, Андрея Белого, Аркадия Гайдара, Даниила Хармса, Анны Ахматовой, Максима Горького, Тэффи, Корнея Чуковского, Черубины де Габриак, Евгения Петрова, Ильи Ильфа.
Выучить наизусть стихотворение поэта Серебряного века. 
Составить свой список чтения на лето.

Задание на 21 мая. 
Прочитать "Песнь о Нибелунгах". Или посмотреть фильм "Нибелунги" режиссер Фриц Ланг. 
Найти отражение этого призведения в мировой культуре. 
Выписать имена героев в тетрадь.
Задание на 14 мая. 
Прочитать:
рассказ Кира Булычева "Позовите Нину"
Дневник Анны Франк
Булат Окуджава. "Будь здоров, школяр"
Обо всех написать отзывы. 


 
Домашнее задание на 7 мая:
1. Сочинить рассказ на тему КОРОНАВИРУС.
Каждому в своем стиле:
Данила - Стругацкие
Вася - Гоголь
Лина - Пушкин
Ульяна - Лермонтов
Марина - Бредбери
Катя - Бунин
Глеб - Чехов
Прохор - Тургенев
Маша - Цицерон
2. Прочитать: 
А.П. Платонов. «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире».
А.Т. Твардовский. «Страна Муравия».


Домашнее задание на 30 апреля:
1. Сочинение в любой литературной форме, такое, чтобы дух захыватывало на тему "Свобода и литература".
2. Выучить любое стихотворение наизусть и уметь объяснить свой выбор.
3. Составить СВОЙ список 10 самых важных фильмов мирового кинематографа.
4. Читать рассказы Чехова: "Винт", "Драма", "На магнетическом сеансе", "Разговор человека с собакой", "С женой поссорился". И рассказ Аркадия Аверченко "Оккультные тайны Востока".
Рассказы можно послушать здесь:
https://www.culture.ru/materials/206278/anton-chekhov-rasskazy-dlya-9-klassa


Домашнее задание на 24 апреля:
Найти в мировой литературе стихотворения, посвященные лошадям. 



1. Выучить понравившееся вам стихотворение Лермонтова наизусть.
2. Прочитать рассказ Льва Толстого "Холстомер".
3. Написать сочинение по "Герою нашего времени". Теиы:
"Неужели зло так привлекательно?" (Почему любят Печорина, если он приносит горе?)
"Во мне живут два человека..." (Что такое печоринская рефлексия?)
Печорин в борьбе с судьбой.
Как изменилось МОЕ мнение о Печорине после уроков литературы?
Можно ли назвать Печорина "лишним человеком"? 
Печорин и женщины.






Задание: 

  1. Как Лермонтов объясняет выражение «герой нашего времени»? В чём отличие героя лермонтовской эпохи от героя эпохи Пушкина? Как соотносится идея романа со стихотворением «Дума»?
  2. Каковы жанровые особенности романа? Какие точки зрения существуют на этот счёт в науке? 
  3. В чём своеобразие композиции? Как построение соотносится с авторским замыслом?
  4. Почему рассказ об истории любви Печорина и Бэлы ведётся от лица Максима Максимыча? В чём, по мнению штабс-капитана, странность характера Печорина?
  5. Почему лишь во второй главе описывается внешность героя? Какие детали портрета Печорина помогают читателю «угадать» характер героя?
  6. Что раскрывает в Печорине и Максиме Максимыче их встреча во второй главе? Кому из героев вы сочувствуете?
  7. Какие черты характера Печорина обнаруживаются в главе «Тамань»? Зачем Печорин вторгся в жизнь «честных контрабандистов»? Какова роль образов моря и паруса в этой главе?
  8. В чём необычность главы «Княжна Мери»?
  9. Почему по воле автора Печорин оказывается «на водах»? Что представляет собой «водяное общество»? Как относится к этому обществу Печорин?
  10. С какой целью Печорин вмешивается в роман Грушницкого и Мери? Как он сам это объясняет?
  11. За что Печорин презирает Грушницкого? Как в романе подчёркивается то, что Грушницкий - пародийный двойник Печорина?
  12. Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли? Чем похожа и не похожа их дуэль на поединок Онегина и Ленского? 
  13. Какую роль в постижении характера Печорина играет образ Веры? О каких особенностях печоринской натуры она размышляет в своём письме?
  14. Какие мысли тревожат Печорина перед дуэлью и после прочтения письма Веры?
  15. Почему Вера призналась мужу в своём отношении к Печорину?
  16. Чем близок Печорину доктор Вернер? Почему и в чём доктор не понимает Печорина?
  17. Какие признания Печорина в главе «Княжна Мери» помогают понять мотивы его поведения? Что герой говорит о своих нравственных убеждениях? Как он относится к любви, дружбе, счастью?
  18. Почему роман завершается главой «Фаталист»? На какой вопрос пытается найти ответ главный герой в этой главе? Почему только Печорин решился на пари с Вуличем?
  19. Почему на Максима Максимыча не произвела впечатления история Вулича?
  20. Каков нравственно-философский итог романа? Выделите в характере главного героя положительные и отрицательные черты. Что вызывает сочувствие в герое?
  21. "Жизненные принципы Печорина" выпишите цитаты: Печорин о... 1) своём поколении 2) дружбе 3) женщинах 4) самом себе 5) любви 6) своём отношении к светскому обществу 7) отношении светского общества к себе 8) счастье 9) смысле жизни 
  22. Чем, по вашему мнению, Печорин близок и дорог автору?
  23. Чем интересен роман и его герой современному читателю?
Ответы должны быть развернутые, осмысленные,написаны литературным языком.



Для тех, кто сдает ОГЭ по литературе. До четверга сделать работы: 


132920

132918

132917 

132915


Домашнее задание на 26 марта:

Прочитать "Героя нашего времени" Будем писать сочинение.
Домашнее задание на 20 марта:
1. Прочитать "Записки сумасшедшего" Гоголя. 
2. До четверга сдать ЛВ: 
 "Эх, тройка! птица тройка ..." Отрывок из поэмы "Мертвые души" (текст, фрагмент, эпизод)


(отрывок из 11-ой части поэмы "Мертвые души")

"... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".

Домашнее задание на 13 марта:

Подготовиться к контрольной работе "Мертвые души"

Для "должников" - подготовить ответы на вопросы.
  1. Сколько иностранных языков знал Грибоедов?
  2. Как фамилия генерала, при котором служил Грибоедов в Тифлисе? 
  3. В каком году Грибоедов написал комедию в стихах "Горе от ума"?
  4. Кто из героев произведения дружил с отцом Чацкого?
  5. Смешение каких языков господствует в московских салонах? 
  6. Откуда родом Молчалин? 
  7. Продолжите:
«Минуй нас пуще всех печалей...» 

«Нельзя ли для прогулок...» 

«Счастливые ...» 

Вот, например, полковник Скалозуб ... 

Кто так чувствителен, и весел, и остёр, ... 

8. О каком герое идет речь?

1. «Известный человек».

2. «Не хвастаю сложением». 

3. «Бог способностями меня не наградил». 

4. «Он для других забыть себя готов». 

5. «Хрипун, удавленник, фагот». 

6. «Веселое созданье ты, живое». 

7. «Он малый с головой». 

8. «Теперь в отставке». 

9. «Курчавая, горбом лопатки». 

10. «Человек он светский». 

11. «На цыпочках и не богат словами». 

12. «Умен, остер, красноречив». 

13. «Брезглив, неугомонен, скор». 


Домашнее задание на 12 марта:
1. Написать небольшое эссе на тему "Пошлость". Подумать есть ли черты этого свойства в произведении "Мертвые души". Если "да", то кто тот "счастливый" обладатель/и?
2. Найти аналогии/параллели "Мертвых душ" с Одиссеей Гомера.
3. Написать сочинение. Три темы на выбор:
"Последняя глава Мертвых душ".
"Мой любимый помещик".
"Пенелопа для Чичикова".


Домашнее задание на 6 марта:
Подготовиться к уроку "Суд над Мертвыми душами"

Домашнее задание на 5 марта:
1. Разбиться на пары (по желанию) и сделать небольшую сценку (пантомиму) по Мертвым душам. Так, чтобы все остальные зрители определили персонажей и место действия произведения.

2. Принести текст произведения "МЕРТВЫЕ ДУШИ". 

3. Быть готовым к опросу по тексту. 
4. Учить наизусть: "Эх, тройка! птица тройка ..." Отрывок из поэмы "Мертвые души" (текст, фрагмент, эпизод)


(отрывок из 11-ой части поэмы "Мертвые души")

"... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".

 

ДОРОГИЕ МОИ! В ЧЕТВЕРГ АТТЕСТАЦИЯ ЗА 2 ТРИМЕСТР. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО НУЖНО:

1. СДАТЬ ВСЕ ТЕКСТЫ НАИЗУСТЬ, А ЭТО "МОЙ ДЯДЯ САМЫХ ЧЕСТНЫХ ПРАВИЛ", МОНОЛОГ ЧАЦКОГО И МОНОЛОГ ФАМУСОВА. 
2. СДАТЬ ВСЕ СОЧИНЕНИЯ.
3. ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ "ПТИЦА-ГОГОЛЬ". 
4. Прочитать книгу "Три товарища". Придумать 5 вопросов по этой книге или по биографии Ремарка.
5. Принести еду литературного героя. 

Домашнее задание на 20.02


Домашнее задание на 13.02

1. Прочитать книгу "Вино из одуванчиков". Придумать 5 вопросов по этой книге или по биографии Рея Бредбери.
2. Принести еду литературного героя. 
3.  Сочинение: 

1. Объясните смысл названия всего цикла А.С. Пушкина «Маленькие трагедии».
2. Кого можно назвать истинно положительным персонажем? Почему?
3. Пир во время чумы в одноимённой трагедии - кощунство или торжество человеческого духа?
4. В чем современность пьесы «Скупой рыцарь»? Может ли фигура Барона появиться сейчас?
5. Охарактеризуйте любой женский образ «Маленьких трагедий».
6. В чем современность пьесы «Скупой рыцарь»? Может ли фигура Барона появиться сейчас?
7. Сравните Моцарта и Дона Гуана. Что общего и различного в данных образах?
8. Сформулируйте прокомментируйте идею всего цикла «Маленькие трагедии».
9. Объясните природу зависти Сальери. Что толкает его на преступление против Моцарта?
10. Можно ли выделить среди маленьких трагедий главную? Объясните свой мнение.
11. Что общего и различного в образах отца и сына из трагедии «Скупой рыцарь»?
12. В чём актуальность цикла А.С. Пушкина «Маленькие трагедии»?
13. Сравните Барона («Скупой рыцарь») и Сальери. Что у них общего, чем они различаются?
14. Пир во время чумы в одноимённой трагедии - кощунство или торжество человеческого духа?

Домашнее задание на 07.02

Письменное рассуждение на одну из тем (1-1,5 страницы):

1. «Гений и злодейство - две вещи несовместные»?

2. Почему Сальери по ходу пьесы ни разу не играет на пианино?

3. Почему Пушкин по-разному записал одни и те же слова о гении и злодействе, которые произносят герои?


Домашнее задание на 06.02

1. Придумать и записать пятое действие комедии "Горе от ума". 
2. Написать сочинение на одну из предложенных тем. Если ни одна из тем вас не устраивает: можете предложить свою, утвердить с ТС и написать на нее сочинение. 
Чацкий - жертва или победитель?

Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
Смысл названия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
Характеристика "фамусовского общества" в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
В чем заключается конфликт между представителями "века нынешнего" и "века минувшего"? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Сравнительная характеристика "века нынешнего" и "века минувшего"? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
За что Чацкому достается "мильон терзаний"? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Молчалин и Софья - представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума?
Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
Почему, по Вашему мнению, "Молчалины блаженствуют на свете"? "? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии "Горе от ума".
Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Идеи в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".


Напоминаю: 

Домашнее задание на 30.01


Выучить наизусть два монолога. Один к 30 января, другой к 7 февраля.

Фамусов

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь:
Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. - На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй, ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь-ка, в тот же день... Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье.
Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают! -
Пиши в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить. 


и

Чацкий
А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! -
Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, -
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!


Домашнее задание на 31.01.

1. Допишите предложение: 
Умный человек - это ...
2. Сам о себе Чацкий говорит: "Ум с сердцем не в ладу". Подумайте, бывало ли так у вас.
3. Из определений разных понятий выберите то, которое, на ваш взгляд, связано с вашим героем: "прагматизм", "конформизм", "карьеризм", "расчётливость", "рационализм", "угодничество", "подхалимство", "приспособленчество".

4. "Душа здесь у меня каким-то горем сжата..." Найдите, в каких сценах видно, что душа Чацкого "горем сжата", и какое это горе.
Допишите, объясняя, что делает человека умным.
5. Подумайте, с чем вы согласны и что вызывает у вас возражения. Попробуйте обосновать свою точку зрения. Сформулируйте её и запишите. высказывания литературоведов, отыскивая возможные ответы на неясные вопросы.
"Прямолинейность, известная наивность, способность попадать в смешные, со светской точки зрения, положения так же совместимы с поведением декабриста, как и резкость, гордость и даже высокомерие" (Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. Бытовое поведение как историко-психологическая категория).
"«Ум» для Пушкина был не просто синонимической заменой того, что можно было бы назвать «интеллектуализмом» - «ум» был для него и категорией нравственной. Речь при этом шла о духовном мире, духовном облике человека в целом, так характеризовалась личность..." (Лебедев А.А. Грибоедов. Факты и гипотезы).
"Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но и способность свободно и непредвзято оценить сами условия с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют...
...Ум, который лишь приспосабливается к уже известному, мыслящий стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно..." (Крупчанов А.Л. А.С. Грибоедов).
"В грибоедовское время...«ум понимался широко» - как вообще интеллигентность, просвещённость, культурность. С понятием «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей - и ещё определённее - о члене тайного политического общества, будущем декабристе" (Орлов В., А.С. Грибоедов и его комедия).
5. А.С. Пушкин в письме А.Бестужеву, написанном в январе 1825 года, после того как приехавший к ссыльному поэту Иван Пущин прочёл ему «Горе от ума», писал: "В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? 
Ответ: ?

А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и доб¬рый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, - очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными..."
В статье «Мильон терзаний», посвящённой «Горю от ума», И.А. Гончаров давал герою такую характеристику: "...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством..."



Домашнее задание на 30.01

1. Выписать в тетрадь все крылатые выражения из второго и третьего действий комедии.
2. Выучить наизусть два монолога. Один к 30 января, другой к 6 февраля.

Фамусов

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь:
Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. - На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй, ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь-ка, в тот же день... Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье.
Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают! -
Пиши в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить. 


и

Чацкий
А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! -
Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, -
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!


Домашнее задание на 24.01

Выписать в тетрадь все крылатые выражения из первого действия комедии.

Домашнее задание на 23.01

1. Знать биографию А.С. Грибоедова. Подготовиться к тесту по биографии писателя.
2. Выписать персонажей комедии "Горе от ума" и дать им краткую характеристику.
3. Пройти тест https://obrazovaka.ru/test/po-biografii-griboedova-s-otvetami.html
4. Принести текст комедии "Горе от ума".


Домашнее задание на ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ ТЕМ, КТО ГОТОВИТСЯ К ОГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:

1. Вести  и принести Читательский дневник. 
2. Прослушать:

https://arzamas.academy/courses/13
https://arzamas.academy/courses/22

Список стихотворений для заучивания наизусть в 9 классе (второе полугодие) 

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
вступление от слов "Мой дядя самых честных правил..." до слов "Когда же чёрт возьмёт тебя!"
А.С. Грибоедов "Горе от ума", смотри ниже.

Н.В.Гоголь "Эх, тройка! птица тройка ..." Отрывок из поэмы "Мертвые души" 

(отрывок из 11-ой части поэмы "Мертвые души"), смотри ниже.

А.Блок. "О, весна без конца и без краю..."

"О, я хочу безумно жить..." 
С.Есенин. 
"Не жалею, не зову, не плачу..." 
В.Маяковский. Стихотворения
"Послушайте!" 
М.Цветаева. 
"Идёшь, на меня похожий..." 
"Стихи к Блоку" 
А.Ахматова. 
"Не с теми я..." 
"И упало каменное слово..." 

Монолог Чацкого

А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы, *
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы *
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор * негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников * не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! -
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, -
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!"

 

Н.В.Гоголь "Эх, тройка! птица тройка ..." Отрывок из поэмы "Мертвые души" 

(отрывок из 11-ой части поэмы "Мертвые души")

"... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".

 

 



ОГЭ ЛИТЕРАТУРА:
Домашняя работа № 126875
https://lit-oge.sdamgia.ru/test?id=126875




Домашнее задание на 03.10

Посмотреть видеоурок, сделать конспект в тетради. 
https://videokapsi.ru/video/6_YuVJSnZw0

Отрывки из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" для заучивания наизусть в 9 классе. Сдать после осенних каникул. 

1. Письмо Татьяны к Онегину (учат девочки)
Я к вам пишу - чего же боле? 
Что я могу еще сказать? 
Теперь, я знаю, в вашей воле 
Меня презреньем наказать. 
Но вы, к моей несчастной доле 
Хоть каплю жалости храня, 
Вы не оставите меня. 
Сначала я молчать хотела; 
Поверьте: моего стыда 
Вы не узнали б никогда, 
Когда б надежду я имела 
Хоть редко, хоть в неделю раз 
В деревне нашей видеть вас, 
Чтоб только слышать ваши речи, 
Вам слово молвить, и потом 
Все думать, думать об одном 
И день и ночь до новой встречи. 
Но говорят, вы нелюдим; 
В глуши, в деревне всё вам скучно, 
А мы... ничем мы не блестим, 
Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас? 
В глуши забытого селенья 
Я никогда не знала б вас, 
Не знала б горького мученья. 
Души неопытной волненья 
Смирив со временем (как знать?), 
По сердцу я нашла бы друга, 
Была бы верная супруга 
И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете 
Не отдала бы сердца я! 
То в вышнем суждено совете... 
То воля неба: я твоя; 
Вся жизнь моя была залогом 
Свиданья верного с тобой; 
Я знаю, ты мне послан богом, 
До гроба ты хранитель мой... 
Ты в сновиденьях мне являлся, 
Незримый, ты мне был уж мил, 
Твой чудный взгляд меня томил, 
В душе твой голос раздавался 
Давно... нет, это был не сон! 
Ты чуть вошел, я вмиг узнала, 
Вся обомлела, запылала 
И в мыслях молвила: вот он! 
Не правда ль? я тебя слыхала: 
Ты говорил со мной в тиши, 
Когда я бедным помогала 
Или молитвой услаждала 
Тоску волнуемой души? 
И в это самое мгновенье 
Не ты ли, милое виденье, 
В прозрачной темноте мелькнул, 
Приникнул тихо к изголовью? 
Не ты ль, с отрадой и любовью, 
Слова надежды мне шепнул? 
Кто ты, мой ангел ли хранитель, 
Или коварный искуситель: 
Мои сомненья разреши. 
Быть может, это всё пустое, 
Обман неопытной души! 
И суждено совсем иное... 
Но так и быть! Судьбу мою 
Отныне я тебе вручаю, 
Перед тобою слезы лью, 
Твоей защиты умоляю... 
Вообрази: я здесь одна, 
Никто меня не понимает, 
Рассудок мой изнемогает, 
И молча гибнуть я должна. 
Я жду тебя: единым взором 
Надежды сердца оживи, 
Иль сон тяжелый перерви, 
Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть... 
Стыдом и страхом замираю... 
Но мне порукой ваша честь, 
И смело ей себя вверяю...

2. Письмо Онегина к Татьяне (учат мальчики)
Предвижу всё: вас оскорбит 
Печальной тайны объясненье. 
Какое горькое презренье 
Ваш гордый взгляд изобразит! 
Чего хочу? с какою целью 
Открою душу вам свою? 
Какому злобному веселью, 
Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя, 
В вас искру нежности заметя, 
Я ей поверить не посмел: 
Привычке милой не дал ходу; 
Свою постылую свободу 
Я потерять не захотел. 
Еще одно нас разлучило... 
Несчастной жертвой Ленской пал... 
Ото всего, что сердцу мило, 
Тогда я сердце оторвал; 
Чужой для всех, ничем не связан, 
Я думал: вольность и покой 
Замена счастью. Боже мой! 
Как я ошибся, как наказан!

Нет, поминутно видеть вас, 
Повсюду следовать за вами, 
Улыбку уст, движенье глаз 
Ловить влюбленными глазами, 
Внимать вам долго, понимать 
Душой всё ваше совершенство, 
Пред вами в муках замирать, 
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

И я лишен того: для вас 
Тащусь повсюду наудачу; 
Мне дорог день, мне дорог час: 
А я в напрасной скуке трачу 
Судьбой отсчитанные дни. 
И так уж тягостны они. 
Я знаю: век уж мой измерен; 
Но чтоб продлилась жизнь моя, 
Я утром должен быть уверен, 
Что с вами днем увижусь я...

Боюсь: в мольбе моей смиренной 
Увидит ваш суровый взор 
Затеи хитрости презренной - 
И слышу гневный ваш укор. 
Когда б вы знали, как ужасно 
Томиться жаждою любви, 
Пылать - и разумом всечасно 
Смирять волнение в крови; 
Желать обнять у вас колени, 
И, зарыдав, у ваших ног 
Излить мольбы, признанья, пени, 
Всё, всё, что выразить бы мог. 
А между тем притворным хладом 
Вооружать и речь и взор, 
Вести спокойный разговор, 
Глядеть на вас веселым взглядом!..

Но так и быть: я сам себе 
Противиться не в силах боле; 
Всё решено: я в вашей воле, 
И предаюсь моей судьбе.

3. Фрагменты о природе (учат все ученики 1 фрагмент из двух)

Фрагмент № 1
Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась, 
Ложился на поля туман, 
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу: приближалась 
Довольно скучная пора; 
Стоял ноябрь уж у двора.

Встает заря во мгле холодной; 
На нивах шум работ умолк; 
С своей волчихою голодной 
Выходит на дорогу волк; 
Его почуя, конь дорожный 
Храпит - и путник осторожный
Несется в гору во весь дух; 
На утренней заре пастух 
Не гонит уж коров из хлева, 
И в час полуденный в кружок 
Их не зовет его рожок; 
В избушке распевая, дева 
Прядет, и, зимних друг ночей, 
Трещит лучинка перед ней.

И вот уже трещат морозы 
И серебрятся средь полей... 
(Читатель ждет уж рифмы розы; 
На, вот возьми ее скорей!) 
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета. 
Мальчишек радостный народ 
Коньками звучно режет лед; 
На красных лапках гусь тяжелый, 
Задумав плыть по лону вод, 
Ступает бережно на лед, 
Скользит и падает; веселый 
Мелькает, вьется первый снег, 
Звездами падая на брег.

Фрамент № 2
В тот год осенняя погода 
Стояла долго на дворе, 
Зимы ждала, ждала природа. 
Снег выпал только в январе 
На третье в ночь. Проснувшись рано, 
В окно увидела Татьяна 
Поутру побелевший двор, 
Куртины, кровли и забор, 
На стеклах легкие узоры, 
Деревья в зимнем серебре, 
Сорок веселых на дворе 
И мягко устланные горы 
Зимы блистательным ковром. 
Все ярко, все бело кругом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, 
На дровнях обновляет путь; 
Его лошадка, снег почуя, 
Плетется рысью как-нибудь; 
Бразды пушистые взрывая, 
Летит кибитка удалая; 
Ямщик сидит на облучке 
В тулупе, в красном кушаке. 
Вот бегает дворовый мальчик, 
В салазки жучку посадив, 
Себя в коня преобразив; 
Шалун уж заморозил пальчик: 
Ему и больно и смешно, 
А мать грозит ему в окно...

Плюс этот:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега 
Сбежали мутными ручьями 
На потопленные луга. 
Улыбкой ясною природа 
Сквозь сон встречает утро года; 
Синея блещут небеса. 
Еще прозрачные, леса 
Как будто пухом зеленеют. 
Пчела за данью полевой 
Летит из кельи восковой. 
Долины сохнут и пестреют; 
Стада шумят, и соловей 
Уж пел в безмолвии ночей.

 

Домашнее задание на 20.09

1. 7 и 8 главы поэмы - прочитать.

2. Написать в тетради краткое содержание 7 и 8 глав "Евгения Онегина".

3. Выписать значение незнакомых слов в тетрадь.

 

Домашнее задание на 19.09

1. Сон - его значение, трактовка, смысл и образ в литературе и искусстве. Смысл сна Татьяны в "Евгении Онегине". Написать небольшое (страница и больше) культурологическое исседование на эту тему.

2. 5 и 6 главы поэмы - прочитать.

3. Выписать значение незнакомых слов в тетрадь.

 

Домашнее задание на 13.09

1. Написать в тетради краткое содержание 4 глав "Евгения Онегина".

2. Выписать значение незнакомых слов в тетрадь.

Домашнее задание на 12.09

1. Написать в тетради краткое содержание 2 и 3 глав "Евгения Онегина".

2. Выписать значение незнакомых слов в тетрадь.

3. Прочитать текст М.Ю. Лотмана (СМ. В КОНЦЕ)

4. Прочитать и запомнить:

Ход работы над текстом:

1823

9 мая/28 мая - начало работы над романом.

22 октября - окончена первая глава.

3 ноября - пометы в черновике об окончании первых семнадцати строф второй главы.

8 декабря - окончена вторая глава (но строфа XXXIX; строфы XL и XXXV написаны позже).

1824

8 февраля - начата третья глава (к июню 1824 г. глава дописана до письма Татьяны включительно).

5 сентября - помета под строфой XXXII.

2 октября - закончена третья глава.

31 декабря 1824/1 января 1825 помета под черновиком XXIII строфы четвертой главы.

1824-1825 - работа над четвертой главой.

1826

6 января - закончена четвертая глава.

4 января - начата пятая глава.

22 ноября - окончена пятая глава.

1826 - работа над шестой главой (как полагает Б. В. Томашевский, работа над шестой главой шла параллельно с пятой и до ее окончания).

10 августа - помета под черновиком XLV строфы.

1827

18 марта - начата седьмая глава.

1828

19 февраля - помета под XII строфой седьмой главы.

5 апреля - помета в рукописи "Альбома Онегина".

4 ноября - окончена седьмая глава.

1829

2 октября - написаны первые пять строф "Путешествия Онегина" (описание Одессы создано еще в 1825 г.).

24 декабря - начата восьмая (первоначально - девятая) глава.

1830

18 сентября - закончено "Путешествие Онегина".

5. Ответить на вопросы теста и прислать скан с баллами ТС в соцсетях.
https://obrazovaka.ru/test/evgeniy-onegin-9-klass-s-otvetami.html

Тескст М. Ю. Лотмана
Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьями и крепостными крестьянами составляло одновременно сословную привилегию дворян и было мерилом богатства, общественного положения и престижа. Это, в частности, приводило к тому, что стремление увеличивать число душ доминировало над попытками повысить доходность поместья путем рационального землепользования.

Герои EO довольно четко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Отец Онегина «промотался» (I, III, 4), сам герой романа, после получения наследства от дяди, видимо, сделался богатым помещиком. Он

Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный...
(I, LIII, 10-11).
Характеристика Ленского начинается с указания, что он «богат» (II, XII, 1). Ларины же не были богаты. В первоначальных набросках Ольга характеризовалась как "Меньшая дочь - соседей бедных" или "Ребенок, дочь соседей бедных" (VI, 287). В дальнейшем эта характеристика была снята, но остались жалобы Прасковьи Лариной на то, что для поездки в Москву "доходу мало" (VII, XXVI, 12). Зато выйдя за князя N, Татьяна сделалась "богата и знатна" (VIII, XLIV, 8). Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего, была помещицей среднего достатка. Что это означало?

По имущественному положению различались мелкопоместные (до 80-100 душ), среднепоместные (число душ которых исчислялось сотнями) и крупнопоместные (около тысячи душ) дворяне. Кроме того, имелась количественно небольшая, но стоящая на вершинах власти и жизни группа помещиков, имущество которых насчитывало десятки или даже сотни тысяч душ. Иерархия душевладения, в значительной мере, определяла общественное положение. Так, Н. Макаров в своих воспоминаниях о начале XIX в. приводит колоритный пример - костромского помещика, властного вельможу П. А. Шилова, державшего в руках всю губернию и прозванного за это "солигалическим императором": "У него было три формулы обращения с разными лицами. Дворянам, владеющим не менее двухсот душ и более, он протягивал свою руку и говорил сладчайшим голосом: "Как вы поживаете, почтеннейший Мартьян Прокофьевич?" Дворянам с восьмьюдесятью и до двухсот душ он делал только легкий поклон, и говорил голосом сладким, но не сладчайшим: "Здоровы ли вы, мой почтеннейший Иван Иваныч?" Всем остальным, имевшим менее восьмидесяти душ, он только кивал головою и говорил просто голосом приятным: "Здравствуйте, мой любезнейший..." (Макаров Н. Мои семидесятилетние воспоминания..., ч. 1. СПб., 1881, с. 23-24).



Тема богатства оказывается связанной с мотивом разорения. Слова «долги», «залог», «заимодавцы» встречаются уже в первых строках романа.

Долги, проценты по залогам, перезакладывание уже заложенных имений было уделом отнюдь не только бедных или стоящих на грани краха помещиков. Более того, именно мелкие и средние провинциальные помещики, менее нуждающиеся в деньгах на покупку предметов роскоши и дорогостоящих импортных товаров и довольствующиеся "домашним припасом", реже входили в долги и прибегали к разорительным финансовым операциям. Между тем столичное дворянство, начиная с екатерининских времен, поголовно было в долгах. Фонвизин во "Всеобщей придворной грамматике" писал: "Как у двора, так и в столице никто без долгу не живет, для того чаще всех спрягается глагол: быть должным..." Он же спрашивал Екатерину II: "Отчего все в долгах?" - и получил ответ: "Оттого в долгах, что проживают более, нежели дохода имеют" (Фонвизин Д. И. Собр. соч. в 2-х т. Т. II. М.-Л., 1959, с. 51, 272). Жалобы на долги составляют постоянный мотив в многочисленных документах XVIII - начала XIX вв.



Дело было не только в дороговизне предметов роскоши и относительной дешевизне продуктов помещичьего хозяйства: страдали от долгов богатейшие вельможи, получавшие от правительства огромные подарки землями, деньгами и крепостными душами. Так, канцлер граф М. Воронцов получал огромные подарки от правительства. В 1763 г. Екатерина выплатила за фиктивно купленный у него дом - дом остался за графом - 217000 рублей, ему было «уступлено» 190000 гульденов долгу Голландской республики России, при увольнении от должности он получил 50000 рублей и пожизненной пенсии - 7000 рублей в год. Однако, по выражению исследователя, он из-за долгов бился "всю жизнь как рыба об лед" (Карнович Е. П. Замечательные богатства частных лиц в России. СПб., 1874, с. 263). Огромные долги обнаружились после смерти Потемкина, хотя состояние его было неисчислимо. По данным английского посланника Гарриса, Потемкин лишь за два года получил 37 тыс. душ и 9 млн. рублей, а француз Кастера считал, что он получил подарков на 50 млн. рублей, не считая беззастенчивых краж и злоупотреблений (см.: "Русский исторический журнал", 1918, кн. 5, с. 240).



Одной из причин всеобщей задолженности было сложившееся в царствование Екатерины II представление о том, что "истинно дворянское" поведение заключается не просто в больших тратах, а в тратах не по средствам. Стремление нового поколения 1830-х гг. "с расходом свесть приход" (III, 1, 219) даже П воспринимал с известной грустью как утрату поэзии дворянского века. В записках И. Ф. Тимковского зафиксирован разговор богатейших русских магнатов: графа Ф. В. Растопчина, вице-канцлера князя П. А. Голицына и графа H. H. Головина: "Произошел большой разговор <...> о балансе доходов и расходов, судимых категорически, от мала до велика. Жить, говорили, по доходам невозможно Подражание и уравнение гонят вперед. Вы увидите подле себя человека с маленьким состоянием, в таком же сукне, какое на вас. Не все же имеют доходы, сколько им надобно. Не всякий подымает их по расходам <показательно в психологическом отношении, что не расходы подгоняются к доходам, а доходы стремятся подверстать под расходы! - Ю. Л.>. Мне кажется, однако, сказал другой, воля как воля; все то делает своя невоздержимая охота. - Поэтому граф Александр Сергеевич Строганов только счастливец, когда государыня, представляя императору Иосифу своих вельмож, могла сказать об нем: "Это у меня магнат, который старается весь век разориться, но не может". - Да, сказал еще другой, хорошо ему, получая миллион доходу (тогда курсом на серебро),[7] a я получаю всего 100 тысяч, чем мне жить!" ("Русский архив", 1874, кн. I, стб. 1463). Ср. в "Русском Пеламе" П: "Отец имел 5000 душ. Следственно был из тех дворян, которых покойный гр. Ш.<ереметьев> называл мелкопоместными, удивляясь от чистого сердца, каким образом они могут жить! - Дело в том, что отец мой жил не хуже графа Ш.<ереметьева>, хотя был ровно в 20 раз беднее. Москвичи помнят еще его обеды, домашний театр, и роговую музыку" (VIII, I, 416).

 

..Герой пушкинского романа получил только домашнее образование. Следует подчеркнуть, что отношение П к такому воспитанию было резко отрицательным. В записке для Николая I в 1826 г. поэт писал категорически: "Нечего колебаться: во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное" (XI, 44).

Онегин, как уже было сказано, никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 г. в возрасте 16-17 лет. Но то, что он вообще никогда нигде не служил, не имел никакого, даже самого низшего чина, решительно делало Онегина белой вороной в кругу современников.[8]

Манифестом Петра III от 18 февраля 1762 г. дворянство было освобождено от обязательной службы. Правительство Екатерины II пыталось указом от 11 февраля 1763 г. приостановить действие манифеста и сделать службу вновь обязательной. Указ 1774 года подтвердил обязательность военной службы для дворянских недорослей. Однако Жалованная дворянству грамота 1785 г. вновь вернула дворянам «вольность» служить и оставлять службу - как гражданскую, так и военную - по своему произволу.

Таким образом, неслужащий дворянин формально не нарушал законов империи. Однако его положение в обществе было совершенно особым. Сатирическая литература и публицистика XVIII в. создали традицию отождествления государственной службы и общественного служения. Появилась условная маска неслужащего петиметра, тунеядца и эгоиста. Еще Посошков иронизировал по поводу дворян, которые "в службу написаны и ни на какой службе не бывали", "домо соседям своим страшен яко лев, а на службе хуже козы" (Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951, с. 98 и 94-95).

Правительство также весьма отрицательно смотрело на уклоняющегося от службы и не имеющего никакого чина дворянина. И в столице, и на почтовом тракте он должен был пропускать вперед лиц, отмеченных чинами. Если он вынужден был все же вступить в службу, то рассчитывать на хорошее место ему не приходилось. Так, например, М. С. Воронцов с явным пренебрежением приказывал 1 июня 1822 г. "нигде не служившего дворянина Вас<илия> Туманского" определить в канцелярию без жалования (Пушкин. Статьи и материалы, вып. III. Одесса, 1927, с. 90), хотя Туманский закончил училище в Петербурге и Collège de France в Париже и был заметным литератором. Екатерина II, прочитав в показаниях арестованного Новикова, что, прослужив всего шесть лет, он вышел в отставку 24 лет от роду поручиком, раздраженно писала: "Можно сказать, что нигде не служил, и в отставку пошел молодой человек <...>, следовательно, не исполнил долгу служением ни государю, ни государству" (Новиков Н. И. Избр. соч. М.-Л., 1951, с. 606).

Наконец, служба органически входила в дворянское понятие чести, становясь ценностью этического порядка и связываясь с патриотизмом. Представление о службе как высоком служении общественному благу и противопоставление ее прислуживанию «лицам» (это чаще всего выражалось в противопоставлении патриотической службы отечеству на полях сражений прислуживанию «сильным» в залах дворца) создавало переход от дворянского патриотизма к декабристской формуле Чацкого "Служить бы рад, прислуживаться тошно" (II, 2).

 

 

Домашнее задание на 6.09

Написать в тетради скраткое содержание 1 главы "Евгения Онегина".

Выписать значение незнакомых слов в тетрадь.

 

 

 

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2020.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru