Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

Литература. 8 класс

 

ЛИТЕРАТУРА
01.03 II триместр     20.03 25.03         12.04 19.04 24.04 15.05 ОРЕЛ 15.05 22.05 III триместр год
Тема I
ТРИМЕСТР
Сочинение
"Мцыри"
  Иван Тургенев
"Когда я молюсь"
Иван Тургенев
"Утро туманное"
д/з отзыв
о походе
в театр
Иван Тургенев
"Русский язык"
Иван Тургенев
"Воробей"
Иван Тургенев
"Два богача"
Иван Бунин
Любое стихотворение на выбор
д/з Выездной урок в музее Гоголя Работа на уроке наизусть любое стихотворение из мировой поэзии на ваш вкус   Тест "После бала"      
Боронтов Василий   5   5 ? ? 5 5           5      
  5 5
Бойцов Даниил     4 2 5 3 4 2 2 2 2 2/2 5 4 2   2   3 3
Збарская Лина 5   5 5 5 5 5 5 5 5 5 5/4 5 5 5 5 2 5 5 5
Ложкин Александр     3 2 5 3 5 2 2 2 2 2/3 5 4 2   2   3 3
Маланина Ульяна 4 5 4 2 2 3 5 2 2 2 2 5/5 5         5 3 4
Менькова Марина 4   4 5 5
  5 2 2 2 2?/5     2 5 3   4 4
Митрофанова Света                                        
Поздняков Глеб 4   4 2 2 4 5 4 2 2 5 2?/5 5   4 5 2 5 3 4
Рогожина Мария 5 переписать 5 5 5 5 5 5 2 5 5 н     5   4   5 5
Тугушев Прохор
4 5 5 5 3   5 4 2 2 2 4 5 5 ?   2   4 4

Список литературы на лето для обязательного чтения (9 класс)

  1. «Слово о полку Игореве»
  2. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
  3. В.А.Жуковский «Светлана»
  4. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
  5. А.С.Грибоедов «Горе от ума»
  6. А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сольери»
  7. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
  8. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
  9. Ф.М.Достоевский «Белые ночи»
  10. А.П.Чехов «Тоска», «Смерть чиновника»
  11. И.А.Бунин. Рассказы из сборника «Тёмные аллеи»
  12. М.А.Булгаков «Собачье сердце»
  13. М.А.Шолохов. «Судьба человека»
  14. А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
  15. У. Шекспир «Гамлет»
  16. И. Гёте «Фауст»

Список литературы на лето для дополнительного чтения (9 класс) - обязателен для тех, кто сдает в 9 классе ОГЭ по литературе. 

  1. «Повесть временных лет»
  2. Фонвизин Д.И. «Бригадир»
  3. Карамзин Н.М. «История государства Российского»
  4. Пушкин А.С.  «Пиковая дама», «Бахчисарайский фонтан», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», лирика
  5. Лермонтов М.Ю. «Демон», «Маскарад», лирика
  6. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове
  7. Гоголь Н.В.    «Миргород», «Женитьба»
  8. Островский A. H. «Бедность не порок»
  9. Тургенев И. С. «Первая любовь», «Ася»
  10. Толстой Л. Н. «Отрочество», «Юность»
  11. Чехов А.П. Рассказы. Водевили. «Анна на шее»
  12. Бунин И. А. «Жизнь Арсеньева»
  13. Горький А.М. «Мои университеты»
  14. Аверченко А. Т. Рассказы.
  15. Зощенко М. М. Рассказы.
  16. Ильф И. и Петров Е.«Двенадцать стульев»
  17. Твардовский А. Т. «Василий Теркин»
  18. Булгаков М. А. «Дни Турбиных»
  19. Паустовский К. Г. Рассказы.
  20. Трифонов Ю.В. Рассказы.
  21. Абрамов Ф.А. «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони»
  22. Астафьев В. П. Рассказы.
  23. Распутин В.Г. «Деньги для Марии»
  24. Быков В. В.    «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»
  25. Григорий Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»
  26. Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  27. Юрий Бондарев «Горячий снег»
  28. Воробьёв К. Д. «Убиты под Москвой»
  29. Данте Алигьери «Божественная комедия»
  30. Шекспир У. «Король Лир», «Много шуму из ничего»
  31. А.Дюма «Три мушкетера», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо»
  32. Гюго В. «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные»
  33. Флобер Г. «Воспитание чувств», « Госпожа Бовари»
  34. Мольер Ж.-Б.«Мещанин во дворянстве»
  35. 35. В. Скотт «Айвенго»Учим наизусть в 9 классе

Список стихотворений для заучивания наизусть в 9 классе

1. "Слово о полку Игореве"

для девушек - отрывок "Плач Ярославны" 

для юношей - отрывок "Золотое слово Святослава" 

2. М.Ломоносов "Ода на день восшествия...Елисаветы Петровны 1747 года"

отрывок от слов "О вы, которых ожидает..." до слов "В покое сладки и в труде" 

 

3. Г.Р.Державин. Стихотворения

"Властителям и судиям" 

"Памятник"

4. Грибоедов "Горе от ума" (1 монолог на выбор)

монолог Чацкого «А судьи кто?» ,

монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»,

монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой!».

5. А.С.Пушкин. Стихотворения

"К Чаадаеву" 

"Пророк"

"Анчар"

"На холмах Грузии..." 

"Я вас любил..." 

"Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." 

6. А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

вступление от слов "Мой дядя самых честных правил..." до слов "Когда же чёрт возьмёт тебя!"

для девушек - письмо Татьяны к Онегину, для юношей - письмо Онегина к Татьяне

7. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения

"Парус" 

"Смерть Поэта"

"Родина" 

"Пророк" 

"И скучно и грустно"

 1 стихотворение на выбор учащегося

8. А.Блок. 1 стихотворение на выбор

"О, весна без конца и без краю..." 

"О, я хочу безумно жить..." 

9. С.Есенин. 1 стихотворение на выбор

"Отговорила роща золотая..." 

"Шаганэ ты моя, Шаганэ!" 

"Не жалею, не зову, не плачу..."

10. В.Маяковский. Стихотворения

"Послушайте!" 

11. М.Цветаева. 1 стихотворение на выбор

"Идёшь, на меня похожий..." 

"Стихи к Блоку" 

12. А.Ахматова. 1 стихотворение на выбор

"Не с теми я..."

"И упало каменное слово..."

 

 

Домашнее задание на 15 мая.

1. Прочитать рассказа Л.Н. Толстого "После бала".

2. Выучить наизусть любое стихотворение из мировой поэзии на ваш вкус.

 

Домашнее задание на 19 апреля.

1. Подготовиться к уроку в музее Гоголя. Вспомнить биографию писателя. Вспомнить драматические произведения Гоголя.

2. Выписать в тетрадь определение понятия "Мизансцена".

Аристофан: «А видел ты здешних грешников, и воров, и лжесвидетелей, и взяточников?» - «Конечно, видел, и сейчас вижу», - и актёр показывает на ряды зрителей. Зрители хохочут.

Домашнее задание на 17 апреля.

Прочитать биографию Н. Гоголя. 

Прочитать "Недоросль" Дениса Фонвизина. 

Домашнее задание на 12 апреля.

Дочитать произведение Гоголя "Театральный разъезд"

Выписать в тетрадь определение КОМЕДИИ и самых известных авторов, прославившихся в этом жанре.


Домашнее задание на 10 апреля.

Прочитать рассказы Лескова:

Лев старца Герасима
Зверь
Маланья - голова баранья
Пугало

Домашнее задание на 3 апреля.

1. Самостоятельно прочитать Гоголя "Женитьба" до ЯВЛЕНИЯ ХХ

2. ГОТОВИМСЯ К ПОЕЗДКЕ В ОРЕЛ.

Вспомнить стихотворения в прозе Ивана Тургенева: "Русский язык", "Воробей", "Два богача" и рассказать их на уроке. 

Выучить любое, на выбор стихотворение Ивана Бунина (не те произведения, которые учили раньше).


Домашнее задание на 29 марта.

ВСЕМ ВЫУЧИТЬ ВСЕ СТИХИ!!!!

Написать отзыв о походе в театр.

Васе Боронтову: сделать дайджест театральных постановок и экранизаций "Ревизора".

Посмотреть фильм "Ревизор" (1952):  https://www.youtube.com/watch?v=kF-bsKP9quY

Именно этот, другой будем смотреть вместе. 

Домашнее задание на 20 марта.

1. По меткому Ю. Манна (литературовед), «ревизор» - это целое море страха».

Задание:

Подтвердите эти слова текстом 1 действия комедии, найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках.

2. Выпишите в тетрадь малоупотребляемые слова из гоголевского текста.

ИНКОГНИТО.

1. нареч. Под вымышленным именем, не открывая своего подлинного. Путешествовать и.

2. нескл., ср. Пребывание под вымышленным именем. Раскрыть своё и.

3. нескл., м. и ж. Лицо, скрывающее своё имя. Опять явился (явилась) вчерашний (вчерашняя

ПРОИЗВОЛ, -а, м.

1. Своеволие, самовластие. Творить п. Грубый п.

2. Необоснованность, отсутствие логичности. П. в рассуждениях.

 На произвол судьбы (оставить, бросить) кого - не заботясь о чьём-н. положении, в беспомощном состоянии.

КАЗНОКРАДСТВО, -а, ср. (устар.). Обкрадывание казны, государства.

МОШЕННИЧЕСТВО, -а, ср. Обман, жульнические действия с корыстной целью.

2. Сдать стихотворения наизусть

Иван Тургенев
Когда я молюсь

Когда томительное, злое
Берет раздумие меня...
Когда, как дерево гнилое,
Всё распадается святое,
Чему так долго верил я...
Когда так дерзко, так нахально
Шумит действительная жизнь -
И содрогается печально
Душа - без сил, без укоризн...
Когда подумаю, что даром
Мой страстный голос прозвенит -
И даже глупым, грубым жаром
Ничья душа не загорит...
Когда ни в ком ни ожиданья,
Ни даже смутной нет тоски,
Когда боятся так страданья,
Когда так правы старики...
Тогда - тогда мои молитвы
Стремятся пламенно к нему,
Стремятся жадно к богу битвы,
К живому богу моему.

Утро туманное, утро седое.
(В дороге)

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

Ноябрь 1843

 

Домашнее задание на 15 марта. 

1 - ПРОЧИТАТЬ, 2 - ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ

1. Роман Медокс - прототип Хлестакова и первый провокатор охранки

Возможно, Николай Гоголь списал своего Хлестакова из "Ревизора" с реального персонажа - Романа Медокса, который с 1812-го по середину 1850-х потрясал высший свет своими авантюрами. Сначала он, 18-летний, выдавал себя за посланника царя на Кавказе, получал большие деньги и даже руководил наместником Врангелем. А в 1826 году Медокс предложил услуги стукача, а затем провокатора в отношении декабристов в Иркутске. Он сочинял заговоры, за эту работу был обласкан охранкой, вызван в Москву, где снова взялся за старое - разводить власть и жандармов на деньги.

Россия первой трети XIX века была полна аристократическими авантюристами. Кто-то из них мог послужить прототипом гоголевского Хлестакова. На это обратил внимание ещё в 1970-е знаменитый советский филолог Юрий Лотман. В своей книге "В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь". Лотман полагал, что наиболее близок к Хлестакову - Роман Медокс. Но он же "прославился" и тем, что добровольно стал не просто провокатором охранки, но и первым, кто создал стройную "Теорию заговора".

От растратчика до стукача

"В 1812 году 17-летний корнет Роман Медокс растратил 2000 казённых рублей и бежал из полка. Он решил избежать расплаты при помощи проекта, в котором переплелись авантюризм, мечты о героических предприятиях и самое обыкновенное мошенничество. Подделав документы на имя флигель-адъютанта конногвардейского поручика Соковнина, адъютанта министра полиции Балашова, он снабдил себя также инструкцией, сфабрикованной от имени военного министра и дававшей ему самые широкие и неопределенные полномочия для действий на Кавказе от высочайшего имени. С этой инструкцией он собирался, как новый Минин, сформировать на Кавказе ополчение из горских народов и во главе его грянуть на Наполеона, тем заслужив себе прощение.

Прибыв в Георгиевск, Медокс получил по подложному распоряжению министра финансов 10.000 рублей. Здесь он был встречен с полнейшим доверием опытными администраторами: губернатором бароном Врангелем и командующим Кавказской линией генералом Портнягиным. Показательно, что, когда один из чиновников палаты выразил сомнение в том, что столь высокая миссия могла быть поручена такому молодому - возрастом и чином - офицеру, а казённая палата проявила колебания в выдаче столь большой суммы, Врангель решительно пресёк и то и другое и настоял на выдаче требуемой суммы. Медоксу был оказан прием как лицу, наделённому высочайшими полномочиями, он принимал парады, в честь его давались балы. Более того, он уведомил местное почтовое ведомство о якобы данном ему полномочии проверять корреспонденцию губернатора, а генералу Портнягину сообщил, что ему поручен тайный надзор за бароном Врангелем, которому, якобы, в Петербурге не доверяют.

Наглость и размах аферы повергли столичные власти в недоумение. Будучи арестован, он назвался Всеволожским, а затем - князем Голицыным. По распоряжению императора Медокс был посажен в Петропавловскую крепость, без срока. В 1826 году, после 14 лет заключения, участь его вдруг переменилась. Сидя в Шлиссельбурге, он встретился там с некоторыми осуждёнными по делу 14 декабря. Можно предположить, что тогда же он обратился к соответствующим инстанциям с предложением услуг по части осведомительства.

В марте 1827 года он был неожиданно освобождён и отправлен на поселение в Вятку, через которую следовали в Сибирь осуждённые декабристы. Проезжая через Вятку, И.Пущин писал домашним: "Тут же я узнал, что некто Медокс, который 18-ти лет посажен был в Шлиссельбургскую крепость, теперь в Вятке живёт на свободе. Я с ним познакомился в крепости".

Из Вятки Медокс бежал, раздобыл паспорт на чужое имя и отправился на Кавказ, но был снова задержан в Екатеринодаре. Царь распорядился определить его рядовым в Сибирь, но он снова бежал из Одессы, где проживал по подложным документам, обратился к Николаю с письмом на английском языке, в котором просил о помиловании. Все эти перипетии завершаются тем, что Медокс, числясь рядовым Омского полка, вдруг оказывается - без ведома непосредственного его войскового начальства, но при явном покровительстве жандармского ведомства - в Иркутске, где проявляет подозрительный интерес к ссыльным декабристам и их приехавшим в Сибирь семьям.

Он втирается в дом А.Муравьёва, сосланного в Сибирь без лишения дворянства и получившего - в порядке высочайшей милости - разрешение вступить в службу иркутским городничим.
Ещё в Шлиссельбурге Медокс - тогда узник, просидевший уже 14 лет и не имеющий надежд на освобождение - познакомился с Юшневским, Пущиным, М. и Н. Бестужевыми, Пестовым и Дивовым. Переведенный позже в Петропавловскую крепость, он нашёл способы познакомиться с Фонвизиным и Нарышкиным, Швейковским и Барятинским.

Стремление Медокса проникнуть в декабристскую среду в Сибири, вероятно, диктовалось многими соображениями: ему были приятны встречи и беседы с сочувствующими и высокообразованными людьми (сам Медокс отличался свободным владением французским, немецким и английским языками, "сведениями в литературе и в истории, искусством в рисовании"). Кроме того, Медокс был абсолютно лишён средств и пользовался материальной поддержкой А.Муравьёва и декабристских "дам" (активнее всего, видимо, Юшневской). Суммы были вообще-то мелкие, но для него, в его положении - значительные. Но важнее всего другое: здесь Медоксу казалось, что он попадает в мир той аристократии, который всегда составлял предел его мечтаний.

Когда же он узнал, какие суммы переводят своим ссыльным родственникам Волконские, Трубецкие, Шереметьевы, у него просто дух захватило. Ему показалось (особенно после того, как попытка через П.Шиллинга добиться милости у Бенкендорфа не увенчалась успехом и он начал обдумывать план своевольного побега), что через ссыльных он может завязать полезные ему аристократические связи.

Попав в дом А.Муравьёва, Медокс встретил сестру жены основателя "Союза спасения", княжну Варвару Михайловну Шаховскую. В.Шаховская много лет была связана с П.Мухановым взаимной любовью. Сначала родительское противодействие, а затем арест и ссылка её возлюбленного помешали им соединиться. Шаховская приехала к сестре в Иркутск, чтобы быть ближе к возлюбленному и в надежде на то, что Николай I разрешит их брак. Разрешение не было получено, и Шаховская вскоре вернулась в Москву, где через некоторое время скончалась.

Увидав Шаховскую, Медокс воспылал к ней любовью. Правда, одновременно он пробует завязать роман и с Юшневской.
Медокс не агент охранки эпохи Зубатова, это "гоголевский человек", попавший в культурный мир людей пушкинской эпохи. Он ослеплён цивилизованной утончённостью этого мира, его духовностью и нравственной высотой. Нищенская сибирская жизнь Муравьёвых потрясает его уровнем материальной обеспеченности. Он охвачен и влечением к этому миру, и острой завистью.

Однако надежды Медокса не оправдываются. Бенкендорф отказывает Шиллингу в ходатайстве, в доме Муравьёвых его принимают лишь как знакомого, он пользуется определённым доверием декабристок, которые используют его для передачи корреспонденции помимо официальных каналов, ссыльные охотно с ним беседуют, видимо, кое-что рассказывая из своей прошлой жизни и деятельности, но дальше этого дело не идёт.

Зависть занимает вообще очень большое место среди побуждений Медокса. Она сквозит, например, в его доносе на Юшневского, в словах о том, что вместо заслуженной смерти он "наслаждается и жизнью и женою, всё еще барынею, живёт в темнице лишь по названию, в сущности же в академии". Характерны последние слова, снова доносящие до нас атмосферу устных разговоров эпохи Петровского завода. Декабристы не понимают, с какой злобой и завистью наблюдает за некоторыми послаблениями Медокс, не получавший ни от кого ни копейки, просидевший 14 лет в камере без какой-либо помощи, а в Иркутске, снедаемый безграничным честолюбием - в солдатской шинели и без гроша.

По хорошо известному психологическому правилу, он припутал к доносу предмет своей любви В.Шаховскую и оказывавшего ему материальную поддержку и гостеприимство А.Муравьёва.

В Сибирь был направлен ротмистр Вохин, который с помощью Медокса должен был собрать на месте доказательства существования заговора. От Медокса потребовали доказательств - он изготовил фальшивый документ - "купон", написанный с применением выдуманных шифров, по предъявлении которого ему должны были, якобы, быть открыты в Москве тайны заговорщиков. Этим он добился своего - вызова из Сибири в европейскую Россию. Что будет дальше, он, видимо, не склонен был загадывать, может быть, рассчитывая раскрыть заговор, в существование которого он начинал верить, а, может быть, вообще ни о чём не думая и полагаясь на "авось".

Вор на доверии


В Москве он сразу же кинулся тратить деньги, которые теперь у него имелись в изобилии, поселился в лучшей гостинице, заказал французскому портному платья на 600 рублей, требовал - и получал - деньги и от Бенкендорфа, и от московского генерал-губернатора, выгодно женился, взяв за женой приличное приданое. Поведение Медокса вызвало подозрения начальника московского жандармского округа генерала Лесовского, который поделился своими сомнениями с Бенкендорфом, однако в Петербурге продолжали упорно верить в идею заговора, хотя лживость изветов Медокса делалась всё более очевидной. Когда же, наконец, после полугодовых проволочек Лесовский потребовал от Медокса положительных результатов - Медокс бежал, сказав жене, что едет навестить сестру, и захватив остатки приданого.

Отправившись вояжировать по России, он то выдавал себя за чиновника с важными поручениями, то, заезжая к родственникам ссыльных декабристов (например, к братьям В.Раевского в Старый Оскол), за пострадавшего их единомышленника. С дороги он писал письма Лесовскому, уверяя его в своей преданности, но не сообщая местонахождения. Когда деньги вышли, он вернулся тайком в Москву, надеясь получить от жены новые суммы. Однако родственники жены выдали его полиции, и он был под арестом доставлен в Петербург.

Он попытался выпутаться новой серией доносов, теперь уже извещая правительство, что заговор свил себе гнездо в корпусе жандармов: управляющий III отделением А.Мордвинов как двоюродный брат А. Муравьёва препятствует раскрытию дела, а противодействие Лесовского - главная причина неудачи Медокса. Он даже пытался убедить начальство, что для раскрытия заговора ему обязательно надо жить на широкую ногу, иметь своего кучера - без этого заговорщики ему не доверяют и не раскрывают своих тайн. Просил он и личного свидания с царём. Однако это уже не помогало - Медокс снова попал в Шлиссельбург, где просидел до 1856 года, т.е. до смерти Николая I. Умер он в 1859 году - ему было 65 лет".

2. ...Туманна история сюжета "Ревизора". Гоголь принес Пушкину
комедию "Женитьба" читать "для замечаний", а тот ее, по-видимому, даже не
пролистал. "Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь
смешной или не смешной, но русский чисто анекдот", -- просит Гоголь. 7
октября 1835 года он написал Пушкину письмо с просьбой вернуть ему комедию.
Желание Гоголя получить, говоря современным языком, "заказ" (а значит, и
благословение) от самого Пушкина понятно. В конце октября, согласно легенде,
Пушкин дал Гоголю сюжет "Ревизора". Подарок такой возможен, но, к сожалению,
основной свидетель события -- опять-таки один Гоголь.
По одной из версий источником сюжета "Ревизора" явились байки о
бессарабских похождениях дипломата и литератора Павла Свиньина, вроде бы
пересказанные Пушкиным Гоголю. В подтверждение другой версии о подарке
Пушкина ссылаются на незаконченный отрывок Пушкина "В начале 1812 года...".
Там говорится о группе молодых офицеров, расквартированной в уездном городе.
Офицеры проводили время с женщинами на вечеринках и, в частности, посещали
дом городничего, который был взяточником и у которого были жена и дочь.
Сюжета с ревизором нет. К тому же, отрывок Пушкин опубликовал в 1831 году --
Гоголь его просто прочитал. Все это говорит не о подарке, а о простом
влиянии, или, говоря строже, заимствовании.
Другим аргументом считается пушкинский черновик из трех строк: "Криспин
приезжает в губернию на ярмонку -- его принимают за... Губернатор честный
дурак... -- Губернаторша с ним кокетничает -- Криспин сватается за дочь".
Дата написания неизвестна. Криспин во французских и итальянских комедиях --
постоянно встречающийся плут-слуга. "Принимают за" -- типичное qui pro quo,
на котором строится комедия во все времена. Опираясь на эти три строки,
доказывают, что Пушкин подарил Гоголю сюжет "Ревизора".
Более очевидно, что уже существовала известная комедия украинского
писателя Григория Квитки "Приезжий из столицы, или суматоха в уездном
городе", где обыграна точно такая же история. И -- за год до "Ревизора" в
журнале "Библиотека для чтения" (а Гоголь ее внимательно читал) появилась
повесть Александра Вельтмана "Провинциальные актеры", где тоже обыгрывался
знакомый сюжет. В наше время в Америке за такое заимствование сюжета Гоголь
давал бы показания в суде, и даже живой свидетель Пушкин ему б не помог,
если подарил ему не свой сюжет.
В связи со слабостью доказательств Гиппиус предлагал компромиссное
объяснение: "уступка" Пушкиным Гоголю сюжета "Мертвых душ", а также начало
работы Гоголя над "Ревизором" произошли "в результате рассказанных Пушкиным
анекдотов". Макогоненко спасает легенду следующим толкованием: "Гоголь
попросил у Пушкина сюжет, а Пушкин дал ему мысль!". Еще более расширяет
возможность заимствования вне Пушкина Золотусский: сюжет "носился в воздухе,
он уже был почти фольклорным". С этим трудно не согласиться.
Пушкин писал про раннюю комедию Гоголя "Владимир 3-й степени"
Одоевскому: "В ней есть закорючка", что, видимо, можно истолковать как
похвалу. Устраивая новую комедию в театр, Гоголь нигде в письмах не
отмечает, что Пушкин подарил ему сюжет, хотя это могло помочь успеху пьесы,
а ведь Гоголь навязчиво использовал имя Пушкина. Пушкин поминает "Ревизора"
в письме к жене, но и там нет ни намека на его собственный вклад. Панаев
позже писал, что Пушкин во время чтения комедии у Жуковского "катался от
смеха", но эта типичная гоголевская гипербола перекочевала в воспоминания
Панаева из воспоминаний Гоголя. Таким образом, легенда о подарке Пушкиным
двух сюжетов сочинена самим Гоголем.

Юрий Дружников. "С Пушкиным на дружеской ноге"



На каникулы прочитать:

1. "Ревизор" Гоголя

2. Пять рассказов об отце Брауне Гилберта Кийта Честертона на сайте 

https://predanie.ru/chesterton-gilbert-kiyt-chesterton-gilbert-keith/book/70907-vse-rasskazy-ob-otce-braune/ 

Отгадать и выучить:

Домашнее задание на 01.03

1. Выписать в тетрадь лучшие, на ваш взгляд, экранизации литературных произведений.

2. Сочинение по поэме «Мцыри» Лермонтова.

Темы:

«Мцыри» главные герои
Анализ «Мцыри» Лермонтова
Анализ поэмы «Мцыри» Лермонтова
Анализ эпизода боя с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя
В чем Мцыри видит счастье
Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова
Жанр «Мцыри»
История создания поэмы «Мцыри»
Мцыри как романтический герой
Мцыри - любимый идеал Лермонтова
Образ Мцыри в поэме Лермонтова
Описание природы в поэме «Мцыри»
Почему Мцыри бежал из монастыря
Поэма «Мцыри» как романтическое произведение
Роль пейзажа в поэме Мцыри
Смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»
Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
Тема и идея поэмы «Мцыри» Лермонтова
Тема свободы в поэме «Мцыри»
Три дня на воле Мцыри
Характеристика главного героя Мцыри
Цель побега Мцыри
Что значит жить для Мцыри.

3. Долги

Домашнее задание на 27.02

1. Заполнить листок "Романтизм"

2. Рассказ о любимой книге. 

 

Домашнее задание на 22.02

1. Прочитать "Страдание юного Вертера" Гете

2. Найти в произведении "Мцыри" цитаты, доказывающие, что это произведение эпохи Романтизма. 

Домашнее задание на 20.02

Написать план "Мцыри" - озаглавить каждый отрывок. 

Учить наизусть отрывки на выбор:

1
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой - и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.


или

3
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,-
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.


или


4
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов „отец" и „мать".
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен,-
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.


Домашнее задание на 13.02

Учебник 237, 244 - прочитать.  Вопросы письменно. 

Домашнее задание на 13.02

1. Посмотреть фильм:

https://www.youtube.com/watch?v=nU7g1SOiU7E

2. Сдать все долги, ибо конец триместра!!!!


Домашнее задание на 08.02

1. На отдельном листе составить три вопроса по "Капитанской дочке". ОТВЕТЫ - НА ДРУГОМ ЛИСТЕ.

 


Домашнее задание на 06.02

Написать сочинение по одной из тем на выбор:

1. "Счастье и радость жизни в правде..." А.П.Чехов. (По произведению А.С.Пушкин. "Капитанская дочка".)

2.  Береги честь смолоду (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

3.  Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


!!!!! -  "?" - за Калмыцкую сказку в среду превратится в 2. 

Домашнее задание на 30.01

1. Выписать эпиграфы всех глав.

2. Написать сочинение "Образ Пугачева"

3. Найти противоречия в романе.

4. Дочитать "Капитанскую дочку".

5. Выучить наизусть Калмыцкую сказку:

-- Слушай,-- сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением.-- Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на?-все только тридцать три года? -- Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! -- Какова калмыцкая сказка? 
   -- Затейлива,-- отвечал я ему.-- Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.


 

Домашнее задание на 23.01

Составить досье - анкету на Авдотью Гриневу, мосье Бопре  и Петра Андреевича Гринева. 

"Сделать" им страничку в ВК.

Прочитать 4,5,6 главы.

ПРИНЕСТИ ТЕКСТ "Капитанской дочки" НА УРОК!!

 

Домашнее задание на 18.01

Прочитать три первые главы "Капитанской дочки".

СВЯТОЧНЫЕ РАССКАЗЫ 

 Рождество Христово - Константин Победоносцев

Рождество Христово и святая Пасха - праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: "Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие". Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению...
Однако же и из двух названных больших праздников - дитя скорее поймет и примет простым чувством Рождество Христово.
Как счастлив ребенок, которому удавалось слышать от благочестивой матери простые рассказы о Рождестве Христа Спасителя! Как счастлива и мать, которая, рассказывая святую и трогательную повесть, встречала живое любопытство и сочувствие в своем ребенке, и сама слышала от него вопросы, в коих детская фантазия так любит разыгрываться, и, вдохновляясь этими вопросами, спешила передавать своему дитяти собственное благочестивое чувство. Для детского воображения так много привлекательного в этом рассказе.
Тихая ночь над полями палестинскими - уединенный вертеп - ясли, обставленные теми домашними животными, которые знакомы ребенку по первым впечатлениям памяти, - в яслях повитый Младенец и над Ним кроткая, любящая мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского счастья - три великолепных царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами - и вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела и таинственному хору сил небесных. Потом злодей Ирод, преследующий невинного Младенца; избиение младенцев в Вифлееме - потом путешествие святого семейства в Египет - сколько во всем этом жизни и действия, сколько интереса для ребенка!
Старая и никогда не стареющая повесть! Как она была привлекательна для детского слуха, и как скоро сживалось с нею детское понятие! Оттого-то, лишь только приведешь себе на память эту простую повесть, воскресает в душе целый мир, воскресает все давно прошедшее детство с его обстановкою, со всеми лицами, окружавшими его, со всеми радостями его, возвращается в душу то же таинственное ожидание чего-то, которое всегда бывало перед праздником. Что было бы с нами, если бы не было в жизни таких минут детского восторга!
Таков вечер перед Рождеством: вернулся я от всенощной и сижу дома в той же комнате, в которой прошло все мое детство; на том же месте, где стояла колыбель моя, потом моя детская постелька, - стоит теперь мое кресло перед письменным столом. Вот окно, у которого сиживала старуха няня и уговаривала ложиться спать, тогда как спать не хотелось, потому что в душе было волнение - ожидание чего-то радостного, чего-то торжественного на утро. То не было ожидание подарков - нет, - чуялось душе точно, что завтра будет день необыкновенный, светлый, радостный, и что-то великое совершаться будет. Бывало, ляжешь, а колокол разбудит тебя перед заутреней, и няня, вставшая, чтобы идти в церковь, опять должна уговаривать ребенка, чтобы заснуть.
Боже! Это же ожидание детских дней ощущаю я в себе и теперь... Как все во мне тихо, как все во мне торжественно! Как все во мне дышит чувством прежних лет, - и с какою духовною алчностью ожидаю я торжественного утра. Это чувство -драгоценнейший дар неба, посылаемый среди мирского шума и суеты взрослым людям, чтобы они живо вспомнили то время, когда были детьми, следовательно, были ближе к Богу и непосредственнее чем когда-либо принимали от Него жизнь, свет, день, пищу, радость, любовь - и все, чем красен для человека мир Божий.
Но это ожидание - радости великой и великого торжества - у ребенка никогда не обманывалось. У ребенка минута ожидания так сливалась с минутою наслаждения и удовлетворения, что не было возможности уловить переход или середину. Ребенок просыпался утром - и непременно находил то, о чем думал вечером, встречал наяву то, о чем говорили ему детские сны: существенность для ребенка - не то же ли, что сон; сон его не то же ли, что существенность? Ребенок утром просыпался окруженный теми же благами жизни детской, которые бессознательно принимал каждый день, - только, освещенные праздничным светом, лица, его окружавшие, были веселее, ласки живее, игры одушевленнее. Чего же более для ребенка? Ребенок не жалел на утро о том, чего ожидал вечером: как было бессознательно вчерашнее ожидание, так и утреннее наслаждение было бессознательно...
О великая таинственная ночь! О, светлое, торжественное утро! Если забуду тебя, если останусь равнодушен к тебе, если перестану слышать те речи и словеса, коих гласы слышатся в тебе всякой душе верующей, - стало быть я забуду свое детство, свою жизнь и самую вечность... ибо что иное вечность блаженная, как не вечная радость младенца перед лицом Божиим!
Рождественский праздник - Клавдия Лукашевич

Далекий Рождественский Сочельник. Морозный день. Из окон видно, как белый, пушистый снег покрыл улицы, крыши домов и деревья. Ранние сумерки. Небо синеет.
Мы с Лидой стоим у окна и смотрим на небо.
- Няня, скоро придет звезда? - спрашиваю я.
- Скоро, скоро, - торопливо отвечает старушка. Она накрывает на стол.
- Няня, смотри, вон уже звезда пришла на небо, - радостно говорит Лида.
- Эта не та.
- Почему не та? Посмотри хорошенько.
- Та будет побольше... Эта очень маленькая, - говорит няня, едва взглянув в окно.
- Ты сказала до первой звезды, - плаксиво замечает сестра,
- Ведь мы проголодались. Очень есть хочется, - говорю я.
- Подождите, детушки... Теперь уже скоро... Потерпите.
- Дай ты им чего-нибудь перекусить... Совсем заморила девочек. - Мама услышала наш разговор, вышла из своей комнаты и крепко целует нас.
- Вот еще, что выдумала!.. Разве можно есть до звезды? Целый день постились. И вдруг не дотерпеть. Грешно ведь, -серьезно возражает няня. Нам тоже кажется, что это грешно, Ведь у нас будет "кутья". Надо ее дождаться. Взрослые целый день постились и не едят до звезды. Мы тоже решили поститься, как и большие... Но сильно проголодались и нетерпеливо повторяем: "Ах, скорее бы, скорее пришла звезда".
Няня и мама накрыли стол чистой скатертью и под скатерть положили сено... Нам это очень нравится. Мы знаем, что это делается в воспоминание величайшего события: Господь наш родился в пещере и был положен в ясли на сено.
Мы не обедали, как обычно, в три часа, а будем ужинать "со звездою", т. е. когда стемнеет и на небе загорятся первые звездочки. У нас будет "кутья" из рису, "кутья" из орехов, пшеница с медом и разные постные кушанья из рыбы. Кроме того, на столе поставят в банках пучки колосьев пшеницы и овса. Все это казалось нам, детям, важным и знаменательным. В нашей квартире так было чисто прибрано, всюду горели лампады; настроение было благоговейное, и целый день поста и эта "кутья" раз в году - все говорило о наступлении великого праздника... Няня, конечно, не раз напоминала нам, что "Волхвы принесли Божественному младенцу ладан, смирну, золото и пшеницу". Оттого в Сочельник надо есть пшеницу.
Папа наш был малоросс, и многие обряды совершались в угоду ему. Где-то далеко в маленьком хуторе Полтавской губернии жила его мать с сестрой и братом. И там они справляли свою украинскую вечерю и "кутью". Папа нам это рассказывал и очень любил этот обычай. Но в сером домике бабушки и дедушки тоже в Рождественский Сочельник всегда справлялась "кутья"... Как у них, так и у нас непременно бывал в этот вечер приглашен какой-нибудь одинокий гость или гостья: дедушкин сослуживец или папин товарищ, которому негде было встретить праздник. Справив "кутью", мы отправлялись ко Всенощной. Но мы с сестрой в волнении: ждем чего-то необычайного, радостного. Да и как не волноваться: ведь наступило Рождество. Может быть, будет елка... Какое детское сердце не забьется радостью при этом воспоминании. Великий праздник Рождества, окруженный духовной поэзией, особенно понятен и близок ребенку... Родился Божественный Младенец, и Ему хвала, слава и почести мира. Все ликовало и радовалось. И в память Святого Младенца в эти дни светлых воспоминаний, все дети должны веселиться и радоваться. Это их день, праздник невинного, чистого детства...
А тут еще является она - зеленая стройная елочка, с которой сохранилось столько легенд и воспоминаний... Привет тебе, милая любимая елочка!.. Ты несешь нам среди зимы смолистый запах лесов и, залитая огоньками, радуешь детские взоры, как по древней легенде обрадовала Божественные очи Святого Младенца. У нас в семье был обычай к большим праздникам делать друг другу подарки, сюрпризы, неожиданно порадовать, повеселить... Все потихоньку готовили свои рукоделия, мы учили стихи; под Новый год и на Пасху под салфетки каждому клали приготовленные подарки... Нас, детей, это очень занимало и радовало. Подарки бывали простые, дешевые, но вызывали большой восторг.
Елку показывали неожиданно, сюрпризом, и родители, няня и тетушки готовили ее, когда мы ложились спать.
За два или за три дня до Рождества мама печально говорила: "Бедные девочки, нынче им елки не будет... Денег у нас с папой нет. Да и елки дороги. В будущем году мы вам сделаем большую хорошую елку. А нынче уж проживем без елки".,, Против таких слов ничего нельзя было возразить... Но в огорченной детской душе все-таки таилась и обида, и смутная надежда. Веришь и не веришь словам мамы и близких.
В первый день Рождества сколько счастливых детских голов поднимается ото сна с радостной грезой, в которой мерещится хвойное деревце, сколько наивных ожиданий наполняет детское воображение... И как весело, заманчиво мечтать о золотой рождественской звезде, о какой-нибудь кукле, барабане, ярких огоньках на ветвях любимого деревца. У всех детей столько мечтаний, желаний, столько надежд связано с праздником Рождества.
- Лида, Лида, понюхай, ведь елкой пахнет, - говорю я, просыпаясь в рождественское утро в самом веселом расположении духа. Румяное, полное лицо сестры отрывается от подушки. Она уморительно морщит свой маленький нос.
- Да, пахнет... Правда... Как будто бы пахнет.
- А как же говорили, что елки не будет в этом году!
- Может, и будет. В прошлом году тоже сказали: не будет. А потом все было, - вспоминает сестра. Няня уже тут как тут.
- Нянечка, отчего елкой пахнет? - серьезно спрашиваю я.
- Откуда ей пахнуть... Когда ее и в помине-то нет... Вставайте, барышни-сударышни. Сейчас "христославы" придут...
- Это дедушкины мальчишки?
- Наверно, со звездою. Дедушка им красивую склеил.
- Конечно, наш забавник старался для своих ребят... Была я у них, весь пол в кабинете замусорен, точно золотом залит... А звезда горит, переливается... Вот увидите, что это за звезда.
В то далекое время был обычай "христославам" ходить по квартирам "со звездой" и петь рождественские песни. Обыкновенно в каждом доме собиралась местная беднота: мальчики-подростки выучивали рождественские песни, делали звезду и шли по квартирам славить Христа. Не успеешь одеться, умыться, как, бывало, няня скажет: "Пришли со звездою". Слышим топот детских ног и партия человек шесть - десять войдет в комнату. Мальчики встанут перед образами и запоют "Рождество Твое" и "Дева днесь"... Затем громко поздравят с праздником. Иногда это пение выходило очень стройно и красиво. Было что-то трогательное и праздничное в появлении "христославов". Мы с сестрой очень это любили, радовались и с нетерпением ожидали их прихода.
"Христославы" приходили в первый день несколько раз. У нас никому не отказывали: всех оделяли копейками и пряниками... Но мы особенно ждали "дедушкиных мальчишек". Мы бы узнали их из тысячи, они появлялись с такой прекрасной, замысловатой звездой, какой ни у кого не было. Ведь ее делал сам наш художник - дедушка. Даже нянечка и та, как-то особенно ласково и приветливо говорила:
- Ну вот, наконец-то и дедушкины ребята идут.
Мы замирали от волнения... Ребята застенчиво входят в комнату, а впереди них двигается прекрасная золотая звезда... Она на высоком древке, кругом золотое сияние - дрожит и переливается... А в середине - изображение Рождества Христова.
- Видишь, Лида, там Христос родился, - указываю я сестре на звезду.
-Вижу... Это дедушка нарисовал... Знаю...
Нам казалось, что дедушкины мальчики пели как-то особенно громко и стройно... Знакомые приветливые лица "босоногой команды" улыбались нам с сестрой... А мы конфузились и прятались за няню, за маму. "Дедушкиных мальчишек" оделяли, конечно, щедрее других. Их даже поили горячим сбитнем... Как они бывали рады и долго вспоминали об этом.
В первый день Рождества несколько омрачалось наше радостное настроение... Мы не знали, будет у нас елка или нет...
- Мама говорит, что не будет...
- А почему она смеется, - взволнованно говорю я сестре. - Отвернулась и засмеялась...
- Она всегда смеется...
- А почему дверь в их комнату закрыта? И елкой пахнет!..
- Мама сказала, что там был угар... И комнату проветривают... Холодно там.
Рассказ про угар похож на правду и начинаешь ему верить. Все-таки волнение не покидает нас. И мы таинственно советуемся:
- Можно подглядеть в щелочку.
- Нет, нянечка говорила, что нехорошо подглядывать.
Но искушение бывало так велико, что мы украдкой подглядывали в щелочку... И видели что-то прекрасное, сверкающее, зеленое... Похожее на елку... Бывало, в своем уголке мы уже переиграем в "христославов", устроим из какого-нибудь цветка куклам елку. Но когда придут бабушка и дедушка с тетями и принесут в руках пакеты, то надежда снова наполнит наши сердца... Вскоре тетя Манюша займет нас рассказом... Заслушаешься и забудешь на время об елке... Вдруг мама запо

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2024.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22