Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

Литература. 6 класс

 

  11.01 11.01 12.01
Темы Домашнее
 задание
РАБОТА
НА
УРОКЕ
РАБОТА 
НА 
УРОКЕ
Боронтов Василий 4 5 5
Збарская Лина н н н
Макашев Даниил 3 4 3
Маланина Ульяна 5 5 5
Менькова Марина 3 5  
Митрофанова 
Света
2 4 5
Поздняков 
Глеб
2 4 4
Рогожина Мария 5 5  
Тугушев Прохор н н 4

Домашнее задание на 25 января. 

1. Написать на отдельном листе А4 ответы экзамеционных билетов по литературе за курс 6 класса:№№ 1,2,5,6,7,9,12,13,14,15.

2. Наизусть стихотворение А.С. Пушкина "Арион":

Арион
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я - беспечной веры полн,-
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец!-
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

3. Наизусть отрывок Г.Лонгфелло "Песня о Гайавате" 

Стр. 24-25.

от слов Ваша сила - лишь в согласье.... до Встретил воинов с улыбкой.  

Домашнее задание на 12 января. 

Учебник Полухина. Стр. 3-25

Задание к 11 января.

1. Дорогие шестиклассники! Высылаю вам  список стихотворений для заучивания НАИЗУСТЬ для 5 класса. То, что мы учили за 6 класс - повторяйте к экзамену. 

2. На отдельном листочке написать 20 имен писателей и поэтов и их произведения, из которых, на ваш взгляд, нужно составить учебник литературы 6 класса. 

3. Сделать/доделать ответы к билетам за курс 5 класса, вопрос 14 и 17 сделаем вместе на уроках. 

4. Принести папку для подготовки к экзаменам. 

5. Что читать на каникулах?

Легенды и мифы древней Греции, Египта, славянские мифы. 

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе»

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

I
Вопросы по программе 5 класса

1. Расскажите, что Вы знаете о мифах и мифологии. Перескажите сюжет одного из древнегреческих мифов.
2. Боги древнегреческой и римской мифологии. Назовите их. Встречаются ли они в произведениях русской литературы?
3. Что такое фольклор? Какие жанры фольклора Вам известны (перечислите их)? Расскажите о пословицах и поговорках.
4. Сказка как жанр фольклора. Какие виды сказок Вам известны?
Перескажите докучную сказку.
5. Особенности волшебной сказки на примере «Царевны-лягушки».
6. Чем сказка о животных отличается от басен, где герои тоже животные?
7. Русская народная сказка в живописи на полотнах русских художников. Как в разных видах искусства отражаются сюжеты русских сказок? Приведите примеры. Почему сказки неизменно вызывают интерес как у читателей, так и у тех, кто обращается к ним в своём творчестве?
8. Особенности жанра басня (назовите). Перечислите крылатые выражения из басен И.А.Крылова. Каких ещё баснописцев Вы знаете?
9. Чем похожи и чем отличаются миф и сказка? Что возникло раньше? Что такое «бродячий сюжет»?
10. Расскажите о детских годах А.С.Пушкина (до поступления в Лицей), о его семье и близких людях, окружающих его.
11. Сказочная поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Расскажите об одном из героев по Вашему выбору.
12. Чем похожи и чем отличаются фольклорная сказка и литературная? Покажите это на примере сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Что Вам известно о С.Т.Аксакове?
13. Какие приключения происходят с героями сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»? Как Вам кажется, кто главный герой - Иван или Конёк (свой ответ обоснуйте)?
14. Как раскрывается патриотизм русских солдат в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?
15. Какой предстаёт природа в стихотворениях русских поэтов, изученных Вами в 5-6 классах?
16. Нарисуйте ось времени и отметьте на ней этапы развития словесности.
17. Как отражена тема войны 1812 года в произведениях, изученных Вами в 5-6 классах?
18. Фантастические и сказочные элементы в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
19. Что Вы знаете о Н.В.Гоголе? Расскажите о семье и детстве писателя.
20. Расскажите, что Вы знаете о жизни и творчестве М.М. Пришвина. Сюжет и нравственные уроки сказки-были «Кладовая солнца».

 

 

ЛИТЕРАТУРА. ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ 2015-2916 ГОД
1. Стихотворение об осени по выбору
2. Стихотворение к Рождеству по выбору
3. Баллада "Лесной царь" В.А.Жуковского
4. Первый отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"
5. Второй отрывок из поэмы А.С. Пушкина из поэмы "Руслан и Людмила"
6. А. С. Пушкин «Няне»
7. Басня по выбору
8. Басня И. Крылова "Волк на псарне"
9. Стихотворение о зиме по выбору
10. А.С. Пушкин "Отцы пустынники"
11. М. Ю. Лермонтов "Бородино"
12. И. Тургенев "Русский язык"
13. Весна в творчестве русских поэтов
14. Стихотворение о войне по выбору
15. А. Блок "Полный месяц встал над лугом"
К программе Прогулка по Пушкинскому Лицею -
16. (Мой первый друг, мой друг бесценный...)
17. "19 октября" (Роняет лес багряный свой убор) небольшой отрывок до слов "Отечество нам царское село!"
18. 19 октября 1825 Бог помощь Вам, друзья мои...
Из "Евгения Онегина" отрывок "В те дни, когда в садах лицея..."

Василий Жуковский
ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» -
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».-
«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».-
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».-
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».-
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

А. С. Пушкин
Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

А. С. Пушкин

Отцы пустынники и жены непорочны
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

«И. И. Пущину» А. С. Пушкин

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

А. С. Пушкин
19 ОКТЯБРЯ

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

А. С. Пушкин

***
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!

А. С. Пушкин

Отрывок из Евгения Онегина
«В те дни когда в садах лицея...»
I
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
II
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И в гроб сходя, благословил.

А. С. Пушкин

«К Чаадаеву» 

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А. С. Пушкин

Кипренскому
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

А. С. Пушкин

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

 

И.А. Крылов

Волк на псарне
Волк, ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;.

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
10 Иной с ружьем.
«Огня!» - кричат: «огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит, наконец,
Ему рассчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры,
20 И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад,
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я... » - «Послушай-ка, сосед»,
Тут ловчий перервал в ответ:
«Ты сер, а я, приятель, сед,
30 И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

 

Михаил Лермонтов

Стихотворение

«Бородино» 

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!


И.Тургенев
Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Июнь, 1882

 Александр Блок

«Полный месяц встал над лугом...»
Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нем ползущий,
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Солнце выйдет из тумана,
Поле озарит,
И тогда пройдешь тропинкой,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит.

 

Домашнее задание  на 21 декабря.

1. Подготовить ответы на билеты: №9 за 6 класс, №№11,12,13 за 5 класс. 

 

Домашнее задание  на 14 декабря.

1. Написать сочинение на тему: "О чём говорит название повести А.С.Пушкина «Метель»?"
2. Прочитать сказку Ершова "Конек-горбунок".
3. Стихи к Рождеству - учить.

Стихи к Рождеству

Рогожина Мария - Афанасий Фет "Ночь тиха..."

Збарская Лина - ?

Поздняков Глеб - Саша Черный - "Рождественское"

Боронтов Вася - Николай Гумилев "Рождество в Абиссинии".

 

Домашнее задание  на 7 декабря.

1.  Подобрать и выучить стихотворение к Рождеству.

2. Подготовить и принести ответ на билет №12 и №15. Формат листа А4. 

3.  Отдельное задание для Прохора - билет №10, Даниле - билет №8. 

4. Небольшое эссе: "Чем мне понравилось произведение А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка".

5. Принести на урок "Повести Белкина"


Домашнее задание  на 1 декабря.

1. Сделать план (с цитатами) рассказа А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка". 

Домашнее задание  на 30 ноября.

1. Подготовиться к проверочной работе на знание текста по произведению А.С. Пушкина "Повести Белкина". 

2. Подготовить и принести ответ на билет №4 и №5. Формат листа А4. 

3. Быть готовым к сдаче стихотворений наизусть. ("Воспоминание о Царском селе", "19 октября", "Пущину")

4. Посмотреть фильмы: «Станционный смотритель» (1972), "Выстрел" (1966).

5. Прослушать: https://www.youtube.com/watch?v=CGRNzbA_Pdc

6. Принести на урок "Повести Белкина"

Домашнее задание  на 24 ноября.

1. Посмотреть фильм "Уроки французского".

2. Написать в тетради эссе на тему: "Чем стали для главного героя уроки французского?".  Объем не менее одной страницы.

Домашнее задание  на 23 ноября.

1.Сочинение: Тема дружбы в творчестве А. Пушкина.
Помните, что ваши высказывания должны быть подкреплены цитатами. Работу сделать в тетради. 

2. Выучить наизусть:


19 ОКТЯБРЯ 1827
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!


И. И. ПУЩИНУ

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!


1827

3. Прочитать рассказ русского писателя Валентина Распутина "Уроки французского".


Домашнее задание  на 16 ноября.

Написать эссе в тетради:

Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц». О каких человеческих качествах говорится в этой повести?

*Что такое эссе
Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

*Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Домашнее задание  на 10 ноября.

Философская направленность сказки заключается в размышлениях Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. За простым и незатейливым сюжетом глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие. Баобабы - это символ зла, Роза - это символ любви, красоты 

Как вам кажтся, какие понятия и человеческие качества стоят за образами Земли, Змеи, Лиса и Сада роз? Ответ оформите письменно в тетради. 


Дорогие шестиклассники! На осенних каникулах нужно прочитать: 

1) А.С. Пушкин "Повести Белкина" (а если читали раньше - нужно освежить в памяти!):

"Выстрел"
"Барышня - крестьянка"
"Метель"

Советую всем детям взять книгу "Повести Белкина" в библиотеке, её нужно будет носить на каждый урок!

2) Антуан-Сент Экзюпери "Маленький принц".

3) Выучить наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина "Воспоминание о Царском селе":

"Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?

Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.

4) Со следующей четверти начинается подготовка к ЭКЗАМЕНУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Билеты будут опубликованы и розданы в печатном виде в начале второй четверти. За каникулы нужно повторить стихотворения, выученные наизусть в 5 классе. Вот, что мы знаем: 

ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ 2015-2916 ГОД 

1. Стихотворение об осени по выбору
2. Стихотворение к Рождеству по выбору
3. Баллада "Лесной царь" В.А.Жуковского
4. Первый отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"
5. Второй отрывок из поэмы А.С. Пушкина из поэмы "Руслан и Людмила"
6. А. С. Пушкин «Няне»
7. Басня по выбору
8. Басня И. Крылова "Волк на псарне"
9. Стихотворение о зиме по выбору
10. А.С. Пушкин "Отцы пустынники"
11. М. Ю. Лермонтов "Бородино"
12. И. Тургенев "Русский язык"
13. Весна в творчестве русских поэтов
14. Стихотворение о войне по выбору
15. А. Блок "Полный месяц встал над лугом"
16. (Мой первый друг, мой друг бесценный...)
17. "19 октября" (Роняет лес багряный свой убор) небольшой отрывок до слов "Отечество нам царское село!"
18. 19 октября 1825 Бог помощь Вам, друзья мои...
19.Из "Евгения Онегина" отрывок "В те дни, когда в садах лицея..."

 

 

Домашнее задание на 26 октября. 

В среду, 26 октября, выставляются четвертные отметки. 

1. Написать акростих.

АКРОСТИХ - стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу, напр.:

Лазурный день
Угас, угас,
Ночная тень,
Ах, скрыла нас» - Луна.

Акростих пишется обычно в стихах с посвящением (начальные буквы строк и составляют имя того, к кому обращено стихотворение) и в стихотворных загадках (начальные буквы дают разгадку).

Николай Гумилёв в своём акростихе «Анна Ахматова» показал некоторые интересные черты характера и жизни.

Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьёв прозрачных,
Небесный див тебя принёс,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад... Там пилигрим
Хранит завет любви неясной,
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов».
1911

Акростихи современного поэта Николая Москвитина:


Ликуют снова христиане,
Источник жизни обретая,
Творится ныне в каждом храме
Устав, где агнца заклают..
Рубиновые капли крови
Грехи и страсти все врачуют,
И вот душа выходит новой;
Явился Бог-и все ликуют!

18 апреля 2013.


Свет, только свет-вот цель одна
Часов томительных и трудных.
Адамов грех сковал нас, блудных,
Спасителем любовь дана,
Творенью рай несёт она,
Знак мягкий средь скорбей, гонений...
Едино счастье у творенья!

2. Написать стихотворное или прозаическое произведение - ТАВТОГРАММУ.

Тавтогра́мма (от греч. ταὐτό 'то же самое' и греч. γράμμα 'буква') - литературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Чаще встречается в поэзии, но известна и в прозе. Как правило, носит игровой, шуточный характер.

Небольшой рассказ:

На одном из симпозиумов встретились четыре лингвиста: англичанин, немец, итальянец и русский. Речь зашла о языках. Начали спорить, а чей язык красивее, лучше, богаче, и какому языку принадлежит будущее?

Англичанин сказал: «Англия - страна великих завоевателей, мореплавателей и путешественников, которые разнесли славу её языка по всем уголкам всего мира. Английский язык - язык Шекспира, Диккенса, Байрона - несомненно, лучший язык в мире».

«Ничего подобного», - заявил немец, - «Наш язык - язык науки и физики, медицины и техники. Язык Канта и Гегеля, язык, на котором написано лучшее произведение мировой поэзии - «Фауст» Гёте».

«Вы оба неправы», - вступил в спор итальянец, - «Подумайте, весь мир, всё человечество любит музыку, песни, романсы, оперы! На каком языке звучат лучшие любовные романсы и гениальные оперы? На языке солнечной Италии!

Русский долго молчал, скромно слушал и, наконец, промолвил: «Конечно, я мог также, как каждый из вас, сказать, что русский язык - язык Пушкина, Толстого, Тургенева, Чехова - превосходит все языки мира. Но я не пойду по вашему пути. Скажите, могли бы вы на своих языках составить небольшой рассказ с завязкой, с последовательным развитием сюжета, чтобы при этом все слова рассказа начинались с одной и той же буквы?»

Это очень озадачило собеседников и все трое заявили: «Нет, на наших языках это невозможно». Тогда русский отвечает: «А вот на нашем языке это вполне возможно, и я сейчас это вам докажу. Назовите любую букву». Немец ответил: «Всё равно. Буква «П», например».

«Прекрасно, вот вам рассказ на эту букву», - ответил русский.

Пётр Петрович Петухов, поручик пятьдесят пятого Подольского пехотного полка, получил по почте письмо, полное приятных пожеланий. «Приезжайте, - писала прелестная Полина Павловна Перепёлкина, - поговорим, помечтаем, потанцуем, погуляем, посетим полузабытый, полузаросший пруд, порыбачим. Приезжайте, Пётр Петрович, поскорее погостить».

Петухову предложение понравилось. Прикинул: приеду. Прихватил полуистёртый полевой плащ, подумал: пригодится.

Поезд прибыл после полудня. Принял Петра Петровича почтеннейший папа Полины Павловны, Павел Пантелеймонович. «Пожалуйста, Пётр Петрович, присаживайтесь поудобнее», - проговорил папаша. Подошёл плешивенький племянник, представился: «Порфирий Платонович Поликарпов. Просим, просим».

Появилась прелестная Полина. Полные плечи прикрывал прозрачный персидский платок. Поговорили, пошутили, пригласили пообедать. Подали пельмени, плов, пикули, печёнку, паштет, пирожки, пирожное, пол-литра померанцевой. Плотно пообедали. Пётр Петрович почувствовал приятное пресыщение.

После приёма пищи, после плотного перекуса Полина Павловна пригласила Петра Петровича прогуляться по парку. Перед парком простирался полузабытый полузаросший пруд. Прокатились под парусами. После плавания по пруду пошли погулять по парку.

«Присядем», - предложила Полина Павловна. Присели. Полина Павловна придвинулась поближе. Посидели, помолчали. Прозвучал первый поцелуй. 

Перед Петром Петровичем промелькнула перспектива получить прекрасное поместье. Поспешил послать предложение. Полина Павловна приняла предложение, позже поженились. Приятели приходили поздравлять, приносили подарки. Передавая пакет, приговаривали: «Прекрасная пара».

Собеседники-лингвисты, услышав рассказ, вынуждены были признать, что русский язык - самый лучший и самый богатый язык в мире.

ИЛИ:

СТРАННЫЙ СВЕТ СУДЬБЫ
Снег сырой слезой стекает
С серенькой стены,
Синий сумрак собирает
Сказочные сны.
Слабый свет слегка струится -
Странный свет судьбы.
Серп Селены серебрится,
Стоя спят столбы.
Скрипнут ставни, свет слепящий -
Сквозь сырую синь...
Содрогнется сумрак спящий,
Стужа, сырость, стынь...

3. Быть готовым к написанию теста на знание текста романа А.С.Пушкина "Дубровский".

4. Тем кто не сдал - сочинение. 

Домашнее задание на 20 октября.

Выучить стихотворение. 

Домашнее задание на 19 октября. 

1. Отрабатывать практику определения стихотворных размеров, брать любые стихотворения, записывать в тетрадь ритмическую схему. Не менее 10 стихотворений. 

2. Лимерек собственного сочинения. 

3. Принести текст романа А.С.Пушкина "Дубровский". Быть готовым к написанию теста на знание текста. 

Как писать лимерики?

Жил-был старичок в Браззавиле -
Его постоянно ловили.
Он очень сердился,
Но всё же ловился,
Когда его долго просили.

Наверняка нет ни одного человека, который ни разу не слышал и не пел частушек. Частушки - это наши народные забавные песенки. Родственники частушек есть практически у каждого народа. В Англии подобные шуточные стихи называются лимерики.

Интересна история возникновения лимериков. Считается, что первым опубликовал лимерики Эдвард Лир, в книге «Книга нонсенсов», которая вышла в 1846 году и была переведена почти на все языки мира. С появлением книги появилось новое направление - литература нонсенса. Но возникли лимерики задолго до выхода книги в народном творчестве, чем и напоминают наши частушки.

Герои лимериков - большие чудаки и чудачки, которые совершают различные невообразимые поступки, чем и привлекают внимание читателей.

К старичку одному на окошко
Забирались бродячие кошки,
И мяукали в лад
С ним все песни подряд.
Пес подыгрывал им на гармошке.

Лимерики легко придумать, так как они имеют четкую структуру строения, изменять которую нельзя. Четко выполнив алгоритм создания лимерика, Вы получите собственное стихотворение. Оказывается, поэтом может стать каждый, пусть даже сочиняя шуточные стихи - лимерики.

Традиционно лимерик состоит из пяти строк с рифменной схемой AABBA, причём финальные части первой и последней строки одинаковы. 

Чаще всего лимерик написан анапестом (1-я, 2-я и 5-я строки - трёхстопным, 3-я и 4-я - двухстопным).

 Композиция лимерика подчиняется строгим правилам:

  • в первой строке называется персонаж и место его происхождения (как правило, употребляется географическое название);
  • во второй повествуется о том, что этот персонаж сделал, что с ним случилось или какова его особенность;
  • дальнейшее изложение рассказывает о последствиях его действий или свойств, указывает на то, что вызывает реакцию людей...


Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
«До чего ж эта дама приятная!»

***

Один старичок на Багамах
Валялся в лиловых пижамах.
Он ел свое манго
Под музыку танго -
Счастливый старик на Багамах!

***

Один старичок из Макао
Макал свои туфли в какао,
А белый жилет
Он макал в винегрет -
Весёлый старик из Макао!

***

Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай
И в ней же гулял в Амстердаме!




Домашнее задание на 13 октября.

1. Знать роды литературы.

Различают три основных рода литературы: эпос, лирика и драма.

Эпос - род литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях.
Лирика - род литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли.
Драма - род литературы, в котором взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в форме монологов и диалогов.

Эпос
Лирика
Драма
     
Басня
Гимн
Водевиль
Былина
Эпиграмма
Драма
Легенда
Эпитафия
Комедия
Новелла
Ода
Мелодрама
Очерк
Песня (песнь) 
Скетч
Повесть
Послание
Трагедия
Рассказ
Романс
 
Роман
Сонет
 
Сказка
Стансы
 
Эпопея
Стихотворение
 
 
Стихотворение в прозе 
 
 
Элегия
 
 
Эпиграмма
 
Лиро-эпические жанры: баллада, поэма, роман в стихах


2. Прочитать:

О романе А.С.Пушкина "Дубровский"
Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского - белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда, встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью, тишина похорон нарушается грозным заревом пожара, праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь - бегством, венчание - сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.
"Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой - о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова..."

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство - разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, - бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности - слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

Домашнее задание на 12 октября.

Прочитать повесть А.С. Пушкина "Дубровский.

Домашнее задание на 7 октября.

Нарисовать в любой технике свое вдениье работы Михаила Врубеля "Царевна-лебедь".


Домашнее задание на 5 октября.

Взять в библиотеке и прочитать книгу Елены Поленовой "Сказка о Маше и Ване"

1. Учить наизусть: 

Маша Рогожина - "На краю деревни нашей... до В быстротечном ручейке."

Лина Збарская - "За ручьем же.... до Филин грозно хохотал"

Света Митрофанова - "Дни за днями...Налетела невзначай"

Глеб Поздняков - "дело было на рассвете... На дворе содом и крик"

Прохор Тугушев - "Мчатся куры с перепугу...И заплакали вдвоем"

Менькова Марина - "Вдруг им чудится, что кто-то...Так в поход!"


2. К среде, 11 октября, прочитать повесть А. Пушкина "Дубровский".

Теоретический материал. 

Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.
(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:
дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)


ХЯ

ДАМАН

Слово ДАМАН указывает, на какой слог падает ударение в трехсложных размерах стиха: ДАктиль - 1-й слог, АМфибрахий - 2-й слог, АНапест - 3-й слог.



ХОРЕЙ


Вспомним
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч
_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.
Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:


Хорей _/_ (вОды)
Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее :
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.
Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Пример схемы:

! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - !

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

! - ! - ! - !
! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - !
! - ! - ! - ! -

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...

 

! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! - ! -



ЯМБ

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)

Ямб _ _/ (вода)
В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.Пример схемы:

- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды

- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...

- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - ! -

 

ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ


Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).


1. ДАКТИЛЬ


ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:
Дактиль _/ _ _ (золото)
Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.
Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.

Пример схемы:

! - - ! - - ! - - ! -
! - - ! - - ! - - !

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.

! - - ! - - ! - - ! -
! - - ! - - ! - - !
! - - ! - - ! - - ! -
! - - ! - - ! - - !
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять.
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!
! - - ! - - ! - -
! - - ! - - !
! - - ! - - ! - -
! - - ! - - !

 


2) АМФИБРАХИЙ


Второй из трёхсложных размер - амфибрахий. 
Здесь в каждой стопе ударение в центре. 
Ударные слоги в кольце безударных 
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно. 
"Железо - железо", - подряд повторяйте, 
И вы без труда амфибрахий узнаете.

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/


АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо.
Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Пример схемы:

- ! - - ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! -

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли

- ! - - ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! - - !

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

- ! - - ! - - ! -
- ! - - ! - - !
- ! - - ! - - ! -
- ! - - ! - - !

 


3. АНАПЕСТ



Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.
Анапест _ _ _/ (серебро)
А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

Пример схемы:

- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - ! -
- - ! - - ! - - !

Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик звенит,
А ямщик погоняет коней.

- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !
- - ! - - ! - - !

 

1. Письменно в тетради привести примеры четверостиший из мировой поэзии в во всех пяти стихотворных метрах, составить схему,  указать автора.

2. Составить стихотворения по рифмам.
· океан - уши - ураган - суши
· огонь - ладонь - конь - гармонь
· стакан - банан - карман - обман
· сок - молоток - Наташка - чебурашка

в разных стихотворных метрах (обозначить).

Напоминаю о традиции читать наизусть стихотворение перед началом урока, приглашаю желающих.

Дополнительно:

Инструкция

1. В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.


2. Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг...


3. Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер - ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе - на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.
Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч
тЫ кудА помчАлся вскАчь
Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.
4. Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог - этот размер называется дактиль, если на второй - амфибрахий, на третий - анапест.


Пример дактиля:
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники


Пример амфибрахия:
конЯ на скакУ останОвит,
в горЯщую Избу войдЁт


Пример анапеста:
Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво


5. Чтобы определить количество стоп (стопа - это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче - четырехстопный хорей.


Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

 

ребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусы


Домашнее задание на 29 сентября.

1. Выбрать и выучить наизусть стихотворение об ОСЕНИ.

2. Разобрать и уметь выразительно прочитать текст:

Н.В. Гоголь СТРАШНАЯ МЕСТЬ.
Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда всё засыпает, и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю, и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром, и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею - напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня, виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! 

3. Вспомнить чот такое: стихотворный ритм, размер, рифма, ямб, хорей.

Домашнее задание на 22 сентября.

1. Написать отзыв о сказке "Аленький цветочек"

2. Знать имена художников, поэтов, актеров в разные эпохи посещавшие Абрамцево.

3. Выучить наизусть отрывок из сказки "Аленький цветочек".

 

Домашнее задание на 15 сентября.

Сделать в тетради план сказки Аксакова "Аленький цветочек".

Домашнее задание на 14 сентября.

1. Прочитать сказку С.Т, Аксакова "Аленький цветочек".

2. Посмотреть мультфильм 1952 года "Аленький цветочек". Реж. Атаманов.

3. Знать биографию С. Т. Аксакова.

4. Принести список книг, которые прочитали летом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2017.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru