Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

Литература. 5 класс

 

  24.03
работа на уроке
24.03
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

28.03 31.03 11.04 11.04
Наизусть
стихотворение
о природе


14.04
карта
14.04

18.04
д/з
19.04
работа в классе
Игра "Тайны
Блудова болота"
21.04
Проект "Моя любимая книга"
21.04 
д/з
25.04 16.05
работа на уроке
19.05 23.05
сочинение
"Кем я хочу стать?"
IV  ЧЕТВЕРТЬ ГОД  
Боронтов Василий н н н 5 5 5
Алексей Толстой 
"Колокольчики мои..."
 5 55 3 4 4 5 5 5 5 5 5 5 Боронтов Василий
Збарская Лина 5 4- 5   5 5
А. Пушкин
"Румяной зорею покрылся восток"

 5 54 5 5 5 2? 5 н н 5 5   Збарская Лина
Макашов Даниил   3- 5 5   н
 н   н   4 2? 4 5 5 4 5   Макашов Даниил
Маланина Ульяна   3- ?   4 4
"Прерасны вы поля землиь земли родной"
Лермонтов
 5 55 5 5 5 2? 5 5 5 5 5 5 Маланина Ульяна
Менькова Марина 5 5 5   4 5
Федор Тютчев
"Сияют воды..."
 2 54 5 5 5 2? 5 н 5 5 5 5 Менькова Марина
Митрофанова Света   3- 5     5
В. Жуковский
"Жаворонок"
 н   н   н   2 5     4?   Митрофанова Света
Поздняков Глеб   3 5   ? 5
Борис Пастернак 
"Солнце греет до седьмого пота"
 5 45 4 5 5 2? + 4 5 5 4 5 Поздняков Глеб
Рогожина Мария 5 4 5   5 5
Рюрик Ивнев
"Плыли горы в лилом тумане"
 5 55 2 5 5 2? 5 4 5 5 4 5 Рогожина Мария
Тугушев Прохор   4- ?   2 3  5 45 5 5 5 4 4 5 5 5 4 4 Тугушев Прохор
                        2. В тетради написать, какой рассказ понравился больше всего и почему              

Домашнее задание на 19. 05. 2016

1. Подготовиться к опросу по курсу предмета Литературы 5 класса.

2. Написать (НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТОЧКЕ) сочинение/эссе на тему: " Зачем нам нужны уроки литературы?" 

3. Готовимся к поездке в Дунино. Повторить программу "наизусть",

Домашнее задание на 11. 05. 2016

Учебник  -стр. 100-137; 142- 174  -читать. 

Домашнее задание на 25. 04. 2016

Переписать в тетрадь понравившийся вам рассказ Михаила Пришвина (см. Домашнее задание на 21. 04. 2016). 

Пересказать его близко к тексту. 


Домашнее задание на 21. 04. 2016

1. Принести в школу свою самую любимую книгу. Подготовить выступление - рассказ об авторе, его произведениях и об этой книге - конкретно. Рассказать нужно так, чтобы вашу книгу захотели прочитать все. Регламент выступления - полторы минуты. 


2. Прочитать отрывки из произведений Пришвина. В тетради написать, какой рассказ понравился больше всего и почему. Из книги "Лесная капель"


«ГОЛУБЫЕ ТЕНИ»

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра, со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается, и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

Из книги Глаза земли


Восхищенный человек

Зорька нежнее щечки младенца, и в тиши неслышно падает и тукает редко и мерно капля на балконе... Из глубины души встает и выходит восхищенный человек с приветствием пролетающей птичке: «Здравствуй, дорогая!» И она ему отвечает.
Она всех приветствует, но понимает приветствие птички только человек восхищенный.


Начало любви

Сад цветет, и каждый нагружается в нем ароматом. Так и человек бывает, как цветущий сад: любит всех, и каждый в его любовь входит. Мать моя была такая: любила всех и каждого, но ни на кого не тратилась. Это, конечно, еще не любовь, а скорее всего это таится нетронутый клад души, от которого истекает любовь.
Начало любви - во внимании, потом в избрании, потом в достижении, потому что любовь без дела мертва.
Но мне кажется, любовь, вытекающая из цветущего сада, как ручей, - ручей любви, претерпев необходимые испытания, должен прийти в океан, который так же, как и сад цветущий, существует для всех и каждого.


Поэзия
Моя поэзия, в том виде, как я даю ее людям, есть результат моего, доброго поведения в отношении памяти моей матери и других хороших русских людей. Я совсем не литератор, и моя литература является образом моего поведения.
Мне думается, что поэзия есть важнейшая душевная сила, образующая личность, и свойственна огромному большинству людей, и каждый из них мог бы сделаться поэтом сродного ему дела.
Однако освободить внутреннюю душевную силу человека невозможно действием извне: к этому благоприятному действию извне силой общественной необходимо соответственное внутреннее поведение каждого в отношении себя самого.
Может быть, то, что мы называем «поэзией», является образом нашего личного поведения, освобождающим творческую силу.


С чего начать?
Бывает, сядешь за стол - и не пишется: мысли прыгают, как в чехарде. От нечего делать тогда возьмешься за приборку на столе, в комнате. И когда все приведешь в порядок, то и мысли тоже построятся, сядешь и работаешь.
Так бывает, но это вовсе не значит, что порядок в мыслях непременно зависит от порядка в квартире.
Значит, с души надо начать, а не с квартиры? Но если устройство души приходит с необходимости принять друга, то нужно непременно и о квартире подумать.


Сон моей матери

Теплый пар продожденной, измученной холодной земли даже и в Москве можно понять.
После обеда мы выехали и на полпути поставили машину к обочине, сели на опушке леса. Все летние птички пели, и все пахло. Мне было так, будто вся природа спит, как любящая мать, а я проснулся и хожу тихонько, чтобы ее не разбудить.
Но она спит сейчас тем самым сном, как любящая, мать, спит и во сне по-своему все знает про меня, что вот я запер со стуком машину, перепрыгнул через канаву и теперь молча сижу, а она встревожена - куда он делся, что с ним.
Вот я кашлянул - и она успокоилась: где-то сидит, может быть, кушает, может быть, мечтает.
- Спи-спи, - отвечаю я потихоньку, - не беспокойся!
Кукушка далеко отозвалась, и эта кукушка, и зяблики, и цвет земляники, и кукушкины слезки, и вся эта травка так знакомы с детства, все, все на свете - сон моей матери.


Благодарность
Точно, как вчера, погожий день вышел из тумана, а ночь была лунная.
Погода и благодарность - родные: одна родилась в природе, другая - в душе человека. И чувство гармонии в душе человека вышло из благодарности.
И вот в это чудесное утро благодарю за чудесные темнеющие стручки акации с ее маленькими птичками, и нагруженные подарками для белок еловые вершины, и за всякую вещь, переданную человеку от человека: за стол, за табуретку, за пузырек с чернилами и бумагу, на которой пишу.

Если понадобится этот ключ
За липами, облетевшими, сквозными, золотится небо, на желтом черные все неправильные зубчики леса. Это с далеких времен волнующая тайна с предчувствием какой-то грани человека (помню, это же писал я в свои двадцать девять лет, этими же даже словами).
Вот это вживание в природу и является ключом к моей литературе, если только понадобится кому-нибудь этот ключ.


Ручеек

Велик океан, но в лесу или в пустынном оазисе маленький ручеек совершает не менее великое дело. И маленький ручеек, перебегая по песочку, не ежится, не останавливается перед большим, а как равный, как брат, весело сливается: сейчас он был ручеек, а вот уже он и сам океан.


Искусство
Лягушку все знают, как она квакает в теплой воде, когда ей хорошо, но мало кто слышал, как она пищит, когда попадает в зубы собаке. Я первый раз в жизни своей услышал этот звук, быстро оглянулся, освободил несчастную лягушку. Она скакнула в ручей, и быстро вешняя вода унесла ее.
Лягушка исчезла, но панический звук остался во мне. И все в природе, наверное, также умирает и оставляет в душе человека что-то свое. Это все от природы, скопляясь в душе человека, ищет выхода и образует талант, создающий новую природу.
Может быть, затем и существует на земле человек, чтобы данную дикую природу, обреченную на звериную борьбу за существование, переделать на человеческую в единстве закона и милости.
И, может быть, тоска человека по какой-то чудесной природе и есть начало мук его возрождения им новой милостивой и прекрасной природы?
И, может быть, эти муки возрождения и радость явления в мир небывалого мы называем искусством?


Первый глаз

Есть материализм потребительский: человек потребляет материю для своего счастья. И есть материализм, когда дух человеческий, как бы страшась своей свободы, хватается за материю, как утопающий хватается за соломинку.
Тогда в этом стремлении удержаться все предметы, охватываемые духом, становятся такими, как будто ты сам только что родился и увидел их первым взглядом.
Вот таким первым глазом Гоголь смотрел на вещи и так создавал свой реализм, похожий на луч рентгена, проникающий сквозь твердые вещи.

Первый глаз
Хорошо бывает забыться в лесу, в поле, на улице и вдруг вернуться к действительности. Тогда в первый момент кажется, будто застал мир, как он живет без тебя.
Но можно думать - это не жизнь врасплох застаешь, а самого себя узнаешь, каков ты есть, когда смотришь на мир своим собственным первым глазом, как первый человек, вступивший на новую землю.
Вот эта способность заставать мир без себя или чувствовать иногда себя первым на новой земле, вероятно, и есть все, чем обогащает художник - культуру.


Кредо
Почему я все пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Многие говорят, что я ограничиваю свой талант, выключая свое внимание к самому человеку.
А пишу я о природе потому, что хочу о хорошем писать, о душах живых, а не мертвых. Но, видимо, талант мой невелик, потому что если о живых людях напишу хорошо, то говорят: «Неправдоподобно!» Не верят, что есть такое добро среди людей.
Если же станешь писать о мертвых человеческих душах, как Гоголь, то хотя и признают реалистом, но это признание не дает отрады.
И вот мое открытие: когда свое же человеческое, столь мне знакомое, столь мне привычное добро найдешь у животных, верят все, все хвалят и благодарят, радуются.
И так я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой.


Творческое поведение
Для меняя есть только два времени: весна с нарастанием и осень с уменьшением света. Так в природе, а в душе человека нарастание света сопровождается нарастанием тревоги с вопросом, найду ли силы в себе - ответить зовам природы и переживу ли?
Убавка света возбуждает внутри себя силы и уверенность творчества, дает веру в возможность гармонии и всего такого, составляющего основы творческого поведения. Такою была осень для Пушкина.

Мой прием
Мой прием состоит в том, чтобы заставить действовать не только центральное лицо, но и всю обстановку олицетворять, чтобы каждая вещь показалась своим лицом и стала тоже героем. Так и лес, и елка, и сосна стали бы живыми.

Тайна творчества
Тайну творчества надо, искать в любви. Все мы помним, что когда кто из нас влюблен, то, бывало, и все люди на свете хороши. Так в творчестве есть мысль - не мысль, а что-то единое сердца, ума и воли.
Если ты нашел в глубине себя мысль, то везде она, эта мысль: смотри в лес - и там листики и птички по-своему о ней говорят, смотри на большую улицу - и люди шепчут между собой о том же, и даже если усердно будешь смотреть в телескоп, то и там, и везде, и во всем, как в тебе.
Сущность творчества, его самый глубокий секрета том, чтобы находить в себе и для всех эту мысль.


Свет и тени

Чувствую в своей повести главным планом философию света и тени и понимаю сейчас свет на всех и тень на каждом, то есть что лицо человека образуется борьбою света и тени: если бы не было тени и только один свет, то не лица были бы у людей, а лепешки. Если бы не было света, все погрузилось бы в ночь.
Иду в лес изучать распределение света и тени на елке.


Слово-звезда
В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших туб.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.
Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.

из книги "Зеркало человека"
Мечта Жульки

Жулька сначала идет по следу, а когда потеряет, ведет по мечте. И все поле переходит в мечте.

Метель в поле страшная, наст, однако, в лесу от собаки не проваливается. Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног во все тяжкие бросилась за ней по насту. Она догнала, схватила, но это не птичка, а старый сухой дубовый лист. Но ничего! Вот другой летит, и собака уже не бежит за ним.
Так и мы тоже за мечтой своей как за птичкой, а потом научаемся тоже мечтой своей управлять и свою, птичку не смешивать с каким-нибудь сухим листиком.

Под дождем
С трех утра шел окладной дождь, и пришло серое утро, и вот моросит дождь, хотя и не теплый. Жульке надо выйти до ветру, просится, стонет, очень надо! Выпускаю. Она стоит на пороге и не хочет спускаться, попадать под дождь.
Однако стоит она по двум причинам: и что дождь и что видит ворону на огороде. Знаю, что стоять по вороне она будет, пока та не поднимется на крыло, а как поднимется - побежит, - по вороне бежать ей разрешается. Так чего же лучше! Я поднимаю ворону на крыло, и Жулька мчится теперь, на дождь не обращая никакого внимания: Жульке теперь не дождь, а самая хорошая погода.
А разве мы тоже не так? Все неловко, все не хочется, всего боишься, а как коснется души - так все это и забыл.


Как распускаются разные деревья
Листики липы выходят сморщенные и висят, а над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек.
Дуб сурово развертывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом младенчестве своем какой-то дубовый.
Осинка начинает не в зеленой краске, а в коричневой, и в самом - младенчестве своем монетками, и качается.
Клен распускается желтый, ладонки листа сжатые, смущенно и крупно висят подарками.
Сосны открывают будущее тесно сжатыми смолисто-желтыми пальчиками. Когда пальчики разожмутся и вытянутся вверх, то станут совершенно, как свечи.
Внизу на земле вся лиственная мелочь показывает, что и у нее такие же почки, как у больших, и в красоте своей они внизу ничуть не хуже, чем там, наверху, и что вся разница для них во времени: придет мое время - и я поднимусь.

Сверкающие дни
День за днем такие сверкают, что и во сне не приснится. Запрыгали девочки на веревочке. Свет в Москве обнимает человека и несет. Дома сверкают на свету и радуются тени: свет и тени - все хорошо!

Весна звука

Мороз с утра небольшой, а днем солнце в Москве - наделало луж, и к вечеру, когда чуть подмерзло, запахло во всей силе первой весной.
В это время в деревне глухие начинают лучше слышать, как это было и с нами: мы все немного глохнем зимой.
И вдруг услышишь по-иному голоса вдали или шелест падающих капель вблизи, и чье-то слово, как будто кто-то меня позвал.
Я это только недавно открыл и назвал весной звука.
А вчера была оттепель. Вечером возвращался домой под дождем, угадывая, где ступить, как бы не обдала машина, но на душе было хорошо: ведь не одна эта весна, а все вёсны шли за мной по улице, и я не впервые понимал пробуждение звука.


Чувство природы

Вот река... вы подошли. И тут бывает по-разному: то захочется рыбу поудить, то искупаться, и мало ли чего! - погулять по берегу, покататься, даже задуматься; что-нибудь вспомнишь, по-иному что-то в твоей жизни переставится: все о себе, все для себя!
Но вот когда застанет весна в Москве, увидишь текущие со двора реки грязи и вспомнишь настоящую реку, представишь себя на воле, тогда собираешь в душе - воспоминания, и все для реки, и ничего для себя.
Так вот и все наше чувство природы возникает в городе.

Любовь к природе с тягой бродяжничества зарождается в городе (туда, туда!) в человеческой тесноте.
Из города тянет в одиночество, из пустыни - к людям.
Не забыть
Вечер. Солнце должно опуститься в тучку, но до тучки ему еще далеко. По ту сторону и по эту на реке блестят две реки - это забереги. С нашего берега по заберегу лежат кладочки. По ним люди переходят на лед, по уцелевшей тропке направляются к другой стороне и там по вторым кладочкам осторожно перебираются на берег. На той стороне, против юга, темного много больше, чем белого. Наш берег, северный склон, завален частым, нетронутым и глубоким снегом.
Белизна, чистота, свежесть, цветистость нежная так прекрасны, что чувствуешь в себе недостаток восторга, несоответствующую слабость своей благодарности.
Но вот солнце близко подходит к нижней тучке, скоро все переменится, надо спешить схватить себе этот вечер на память так, чтобы потом уже никогда его не забыть.
Смущенное солнце
У солнца есть на каждый раз разное выражение. Пусть небо и безоблачное, а солнце смущенное, или, бывает, холодное, не красное, а желтое и разное, и свет разный.
Сегодня солнце чем-то смущено, и до того, что даже петух об этом кричит.

Зеленеет дорожка
Возле опушки южной слегка зеленеет дорожка, и кто бы ни пришел, тоже сразу заметит и скажет: «Зеленеет дорожка». Сколько рождается в этом, и как мала душа моя, чтобы вместить в себя всю радость...
Вот почему я выхожу из себя и записываю сегодня для всех: «Зеленеет дорожка, друзья мои!»

Почки раскрываются
Красота бывает красотой, когда она развертывается перед людьми, как река в половодье. Но какая это красота и какое нам дело то такой красоты, если она прячется от нас.
Вчера открывались толстые почки бузины, а сегодня это не почки, а зеленая кашица в темно-красных прилистниках. Острыми шильцами зелеными наклюнулась черемуха, и шоколадные издали березовые почки, наверно, уже с зелеными хвостиками.
Смотришь вверх, и до самого верху лиственного дерева, и смотришь вниз, и до самого низу подлеска, до самой земли все почки и почки раскрываются, посидишь на пне сколько-нибудь-и видишь перемену.
Явление радости
Роскошное утро, везде блестит роса на траве. Окапывали малину, яблони, вырубали колья для малины, вычистил и привел в порядок гараж, инструменты.
Но ничего, даже весь цвет, вся радость весны не могут дать сами по себе удовлетворения, если я сам на все не отвечу записью своих образов и мыслей.
Как что-нибудь шевельнется такое во мне, так и радость является.

 

Открытие
Яркий луч попал в темный лес и открыл, что этой ночью паук с молодых верхних листиков от макушки маленькой рябины протянул к молодому дубу сверкающий путь.
Такое солнце, такие лучи пробили даже и густую темную зелень елок, и там в густоте блеснул, как зеркало, мокрый от сока пень срезанной березы.

Ландыш
Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем посреди.
Но бывают цветы-мечтатели, они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят, и форма цветов у них, как результат отношений света и тени. Посмотрите на ландыш...
Дыханье леса
Бывает, тишина приходит в лес просто, и все смолкает, - и сам где-нибудь замрешь на пеньке. А бывает, деревья, кусты, травы, птицы как будто сговорятся друг с другом, скажут: «Будем молчать!» И все делают тишину, и сам глубоко задумаешься и по-новому смотришь на далекое старое.
Не шевельнется ни одна веточка, ни один листик не дрогнет, и только по форме крон знаешь: деревья стоят, как восковые; никто не может сделать из воска все так неправильно, а в общем чтобы выходило из этого лучше правильного.
И вот чувствуешь щекой, будто кто-то из глубины леса дохнул на тебя. Или это так показалось? Нет! Вот тоненький, в вязальную спицу, и длинный, почти до груди человека, увенчанный цветущей метелкой стебелек пырея пошевельнулся, кивнул другому, и другой нагнулся и кивнул третьему. А дальше там папоротник на одном стебельке перешепнулся с другими, и все о том же, что чувствую я своей щекой: в полной тишине наверху лес дышит изнутри, как человек.
Душа прячется
Сплошное серое небо, как осенью, и мелкий дождь с утра моросит. Душа прячется к себе в дом и тихо радуется, что есть где укрыться от непогоды, и в тишине прийти в себя, и обождать, когда захочется выйти наружу и разбежаться во всем на полях и в лесах.

Домашнее задание на 18. 04. 2016

1. Подготовиться к Литературной игре по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца», знать текст. 

2. Учебник стр. 79-100 - читать. 

Домашнее задание на 14. 04. 2016

1. Нарисовать план путешестия Насти и Митраши на Блудово болото.

2. Подготовиться к опросу по тексту. 

3. Принести исправленные проверочные работы по рассказу Пришвина: "Как я научил своих собак горох есть".

Домашнее задание на 11. 04. 2016

1. Составить план сказки-были М. Пришвина "Кладовая солнца".

2. Самостоятельно выбрать и выучить наизусть стихотворение о природе.  

3. Подготовьте выразительное чтение вслух отрывка из произведения М.М.Пришвина "Кладовая Солнца".
Когда будете готовить задание, подумайте:
Какие словесные картины создаёт писатель, чтобы рассказать нам о судьбе странных деревьев, выросших на болоте у камня?
Какие приёмы он использует?
Какое настроение возникает, когда мы погружаемся в этот пейзаж?


"Кладовая солнца" (отрывок).

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца.

Домашнее задание на 04. 04. 2016

Читать произведение Михаила Пришвина "Кладовая солнца". 

Домашнее задание на 31. 03. 2016

1. Учебник, стр. 47-55 - читать.

2. Стр. 66 вопрос 3 и 7 - письменно в тетради. 

3. Рассказать  о вашем любимом русском писателе и принести его книгу .

Домашнее задание на 28. 03. 2016

Прочитать две главы из произведения Ивана Шмелева "Лето Господне": "Чистый понедельник" и "Постный рынок". 

Написать ваше впечатление от прочитанного. 

Домашнее задание на 24. 03. 2016

1. Подготовиться к контрольной работе "Литературные термины".

2. Учебник стр.28-46. 

Домашнее задание на 21. 03. 2016

1. Подготовиться к контрольной работе "Литературные термины".

2. Прочитать рассказ Ивана Бунина "Косцы"

Косцы
Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом березовом лесу поблизости от нее - и пели.
Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки.
Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.
Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня... Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой - или благословенной - богом стране. И они шли и пели среди ее вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.
Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, еще более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», несознанно радуясь ее красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, - в обычае, в повадке, в языке, - опрятной и красивей одеждой, своими мягкими кожаными бахилками, белыми ладно увязанными онучами, чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами.
Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, - так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, - потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведенными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.
Я сказал:
- Хлеб-соль, здравствуйте.
Они приветливо ответили:
- Доброго здоровья, милости просим!
Поляна спускалась к оврагу, открывая еще светлый за зелеными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись:
- Ничего, они сладкие, чистая курятина!
Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» - подвигались по березовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть мам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни.
Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. Прелесть се была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами - и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим снежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу.
Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось - человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по- своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.
Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:
Ты прости-прощай, любезный друг,
И, родимая, ах да прощай, сторонушка! -
говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.
Ты прости-прощай, любезная, неверная моя,
По тебе ли сердце черней грязи сделалось! -
говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг нее разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, - точно встряхивали головами и кидали на весь лес:
Коль не любишь, не мил - бог с тобою,
Коли лучше найдешь - позабудешь!
и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:
Ах, коли лучше найдешь - позабудешь,
Коли хуже найдешь - пожалеешь!
В чем еще было очарование этой песни, ее неизбывная радость при всей ее будто бы безнадежности? В том, что человек все-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадежность. «Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!» - говорил он, сладко оплакивая себя, Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости-прощай, родимая сторонушка!» - говорил человек - и знал, что все-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, все будет над ним родное небо, а вокруг - беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. «Закатилось солнце красное за темные леса, ах, все пташки приумолкли, все садились по местам!» Закатилось мое счастье, вздыхал он, темная ночь с ее глушью обступает меня, - и все-таки чувствовал: так кровно близок он с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чье-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!» - И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его «по его младости». Были для него ковры-самолеты, шапки- невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды, знал он молитвы и заклятия, чудодейные опять-таки по вере его, улетал из темниц, скинувшись ясным соколом, о сырую Землю-Мать ударившись, заступали его от лихих соседей и ворогов дебри дремучие, черные тони болотные, носки летучие - и прощал милосердный бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие...
Еще одно, говорю я, было в этой песне - это то, что хорошо знали и мы и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие - и невозвратимые. Ибо всему свой срок, - миновала и для нас сказка: отказались от нас паши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобранные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи - и настал конец, предел божьему прощению.
Париж. 1921

Домашнее задание на 17. 03. 2016

Прочитать в учебнике, II часть стр. 4-7, 24-27.

Домашнее задание на 16. 03. 2016

1. Сочинить стихотворение о весне. 

2. Звполнить таблицу "Аллегории".

3. Выучить литературные термины. 


Домашнее задание на 09. 03. 2016

Подготовиться к сочинению по творчеству Гомера и его произведениям "Илиада" и "Одиссея". Работу пишем в классе. Тема: "Произведения Гомера "Герои Эллады в поэмах "Илиада" и "Одиссея".


Домашнее задание на 03. 03. 2016

1. Найти в домашней/школьной библиотеке стихотворение о весне. Выписать его в тетрадь и выучить наизусть. 

2. Выписать в тетрадь и выучить литературные термины со страницы 301-302, 320. 

Напоминаю, что после каникул будет контрольная по теории литературы. 

Список терминов и понятий, который нужно  знать в курсе 5-го класса:

Литературные термины 5-го класса
1. Авторская речь - в прозаическом произведении речь автора, т. е. текст произведения без речи персонажей. Не всегда совпадает с позицией самого автора, ведущего повествование.
2. Аллегория - воплощение отвлеченного понятия, явления или идеи в конкретном образе. (п) В басне Крылова «Стрекоза» - аллегория легкомыслия.
3. Аллитерация - повтора или созвучия согласных:
(п) «Где роща ржуща ружей ржет»
4. Ассонанс - повторение в стихе однородных гласных звуков,
(п) «ночами без улыбки вырос сын»
5. Баллада - жанр лирической поэзии, носящий пове-ствовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Жу¬ковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).
6. Басня - малый повествовательный жанр, преимуще-ственно стихотворный, нравоучительного, сатирического характера. Широко использует олицетворение. Действу¬ющими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни краткая «мораль» (И.А. Крылов).
7. Былины - русские народные героико-эпические песни-сказания, повествуют о богатырях - защитниках родины; отражают нравственные идеалы народа.
8. Гипербола - чрезмерное преувеличение («реки кро-ви»). Обратная гипербола - художественное преуменьшение - литота («мальчик с пальчик»).
9. Деталь - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
10. Диалог (от греч. -разговор, беседа) - разговор между двумя или несколькими лицами в драматическом или прозаическом произведении.
11. Жанр -раз¬новидность художественных произведений.
12. Завязка - начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.
13. Ирония - один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому.
14. Композиция - построение художественного произве¬дения, система организации образов, их связей и отно¬шений.
15. Конфликт - противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении дей¬ствующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.
16. Концовка - заключительная часть художественного произведения.
17. Кульминация - высшая точка напряжения в разви¬тии действия художественного произведения.
18. Метафора -это художественный приём речи - скрытое сравнение. В метафоре сравнивается один предмет с другим, при этом слова используются в переносном значении (под одним подразумевается другое).
19. Миф - предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, повествование о богах, духах и обожествленных героях. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблю¬даемых явлений, исходя из убежденности в существова¬нии божественных сил. По форме миф напоминает сказ¬ку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе все события описаны как реально происходившие.
20. Олицетворение - художественный приём, троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. То есть неодушевлённые предметы наделяются способностью мыслить, чувствовать, говорить. Многие приёмы уже известные нам: метафора, гипербола, сравнение - могут быть частным случаем олицетворения.
21. Повесть - прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах.
22. Поговорка - широко распространенное образное вы¬ражение, определяющее какое-либо жизненное явление; в отличие от пословицы, поговорка лишена назидатель¬ности («Когда рак на горе свистнет»).
23. Пословица - сжатое образное грамматически и ло¬гически законченное изречение с поучительным смыс¬лом: «Что посеешь, то и пожнешь».
24. Поэма - поэтический жанр большого объема.
25. Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всег¬да глубже.
26. Развязка - разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.
27. Рассказ - малая форма эпического рода литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц - особенность рассказа.
28. Ритм - повторяемость однородных звуковых элемен¬тов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.
29. Риторическое восклицание - построение речи, при котором в форме восклицания, в повышенной эмоциональной форме утверждается то или иное понятие. (п) «Да это просто колдовство!»
30. Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. (п) «Какое лето, что за лето?»
31. Рифма - созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на последнем сло¬ге), женская (с ударением на предпоследнем слоге) и дактилическая (рифма с ударением на третьем от конца слоге); по взаимному расположению строк - смежная (аабб), охватная (абба) и перекрестная (абаб).
32. Сравнение - художественный приём, изображение одного предмета (или явления) путём сопоставления, сравнивания его с другим, при помощи сравнительных оборотов речи: как, будто, словно, такой же как, похожий на, как будто, и другие: «Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кри¬сталл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря» (В.Г. Белинский).
33. Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метри¬ческих признаков стиха в нем нет («Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева).
34. Сюжет - совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного про¬изведения.
35. Троп - это любой художественный приём, где слова и выражения используются в переносном значении.С греч. троп -это "поворот", а мы бы сказали - оборот речи. Цель тропов усиление образности языка, украшение речи.
36. Хорей - в силлабо-тоническом стихосложении двус¬ложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным: «Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луна...» (А.С. Пушкин).
37. Эзопов язык - язык иносказаний.
38. Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта.
39. Эпилог - заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.
40. Эпитет - это художественный приём речи, выразительное определение. Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные. Но эпитеты могут быть выражены и другими частями речи, например, краткими прилагательными, числительными, причастиями, деепричастиями существительными.
41. Постоянный эпитет - это художественный приём речи, выразительное определение, которое образует устойчивое словосочетание с определяемым словом.
42. Эпос - род литературы, повествование о минувших событиях, характеризуется предельной отстраненностью автора от предмета повествования.
43. Юмор - комическое и вместе с тем добродушное отношение к серьезному;
44. Ямб - в силлабо-тоническом стихосложении двус¬ложная стопа, в которой ударный слог следует за безу¬дарным: «Какая грусть! Конец аллей / Опять с утра исчез в пыли...» (А. Фет).

 

Домашнее задание на 29. 02. 2016

Знать биографию Антона Павловича Чехова. 

Прочитать рассказ "Хирургия" и любые другие рассказы этого писателя. 

Домашнее задание на 25. 02. 2016

Прочитать рассказ Антона Павловича Чехова "Злоумышленник". Учебник, стр. 315-320.

Домашнее задание на 24. 02. 2016

Подготовиться к сочинению.

Примерные темы: "Что мне нравится в Герасиме?", "Муму в жизни писателя", "Что воспевает Тургенев в образе Герасима?".

Сочинение пишем в классе. Можно пользоваться текстом произведения и домашними заготовками, выписанными на отдельный листок, не тетрадью. 


Домашнее задание на 22. 02. 2016

1. Прочитать рассказ Ивана Тургенева "Муму".

2. Выучить наизусть стихотворение в прозе Ивана Тургенева "Русский язык".


Домашнее задание на 18. 02. 2016

 

1. Учебник - страница 234- 237 - читать.

2. Учебник - 234-248 - ЧИТАТЬ.

3. Выписать в тетрадь и выучить наизусть определение - СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ. стр. 244.

4. Вопросы на странице 245 - письменно в тетради. 

5. Вопросы на странице 247 - устно. 

6. Стихотворение в прозе "Русский язык" - учить наизусть. 

Домашнее задание на 17. 02. 2016

1. Учебник - страница 249 - 250, 261 - 264 - читать.

2. Выписать в тетрадь и выучить определение СТРОФЫ на стр. 263. 

3. Учить наизусть отрывок из стихотворения Н.Некрасова "Крестьянские дети":

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
- Здорово, парнище!- «Ступай себе мимо!»
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?- «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
- А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
- Так вон оно что! А как звать тебя?- «Власом».
- А кой тебе годик?- «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» - крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Домашнее задание на 11. 02. 2016

1. Подготовиться к сочинению по произведению Льва Толстого "Кавказский пленник".
Сочинение будем писать в классе, на уроке литературы. 

Домашнее задание на 10. 02. 2016

1. Выписать в тетрадь сноски стр.265-296.

2. Сделать план 3-ей главы рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".



Домашнее задание на 08 .02. 2016

1. Подготовить рассказ о герое, который вам нравится больше, построить свой рассказ на основе сравнительной характеристики 

1. Портрет.
2. Поведение героев.
3. Речь.
4. Отношение к окружающим.
5. Взаимоотношение героев.
6. Отношение к природе.

2. Сделать план 3-ей главы рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".


Домашнее задание на 04 .02. 2016

Написать отзыв о походе в Литературный музей им. Пушкина. 

Домашнее задание на 3 февраля. 

Ответить письменно в тетради на вопросы по произведению Льва Толстого "Кавказкий пленник".

1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?
2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником»?
3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь.
4. В чем заключалась опасность пути?
5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?
6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?
7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.
8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену?
9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?

Домашнее задание на 31.01. 2016

1. Анализ басни на листах, выданных куратором.

2. Прочитать рассказ Льва Толстого "Кавказский пленник" и принести текст на урок. 

 

Домашнее задание на 28.01. 2016

Прочитать сказку В.А.Жуковского "Спящая царевна"

Домашнее задание на 27.01. 2016

Выучить басню по выбору.

Домашнее задание на 25.01. 2016

1. Знать биографию И.А.Крылова, учебник стр. 77-88

2. Читать как можно больше бесен Крылова - готовимся к Викторине по басням.

3. Сочинить басню.

Домашнее задание на 21.01. 2016

Письменно ответить на вопросы по басне Эзопа "Крестьянин и его дети":

1. Хитро или мудро поступил главный герой басни?

2. Оценили ли сыновья поступок отца?

3. Что Эзоп считает залогом успешной жизни?

Домашнее задание на 20.01. 2016

1. Учебник стр 67-89 - читать.

2. Басня "Волк на псарне" - наизусть.

3. Прочитать баллады Жуковского "Людмила", "Светлана".


Домашнее задание на 14.01. 2016

1. Знать биографию В.А. Жуковского.

2. Прочитать балладу В.А.Жуковского "Кубок", написать план баллады. 



Задание на каникулы: 

1. Написать сочинение на тему:" Гоголь и его произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Объем - не менее трех страниц, обязательно - использование цитат, работа сдается на отдельном листе. 

2. Наизусть -  баллада "Лесной царь" 

Лесной Царь

И. Гете (перевод В. А. Жуковского)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" -
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой". -
"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит". -
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей". -
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой". -
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

1818 г.

Домашнее задание на 21.12.2015

1. Подготовиться к итоговой контрольной работе по теме "Фольклор".

2. Досочинить бытовую сказку, начатую в классе.

3. Знать,  что такое Докучная сказка. 

4. Обязательно: дочитать до конца "Ночь перед Рождеством" Гоголя и выучить стихотворение к Рождеству. 

Домашнее задание на 10.12.2015

Сочинить сказку о животных.

Домашнее задание на 07.12.2015

Прочитать сказку "Мороз Иванович" и заполнить таблицу в тетради до конца.

Прочитать любую сказку о животных.

Выбрать стихотворение  к Рождеству и принести его учителю.

Домашнее задание на 03.12.2015

Прочитать сказку "Бой на Калиновом мосту"

Написать в тетради характеристику персонажей русского фольклора - Финиста Ясна Сокола и Змея Горыныча. Написать характеристики еще трех сказочных персонажей по выбору.

Домашнее задание на 01.12.2015

Заполнить сравнительную таблицу персонажей волшебной сказки "Царевна-лягушка".

Прочитать сказку "Морозко".

Домашнее задание на 26.11.2015

1. Выписать в тетрадь и выучить наизусть определение сказки на стр. 34. 

2. Читать учебник стр. 34-36. Вопросы на стр. 36 - письменно в тетрадь

3. Читать сказку "Царевна-лягушка" стр. 37-48.


Домашнее задание на 24.11.2015

1. Заполнить таблицу "Малые жанры фольклора"

2. Сочинить частушку. 

3. Подготовиться к контрольной работе Малые жанры фольклора".

Домашнее задание на 16.11.2015

Выписать в тетрадь 3 считалки, 3 скороговорки, 3 пословицы, 3 поговорки и одну частушку.

Домашнее задание на 12.11.2015

1. Знать, что такое - метафора, фольклор, потешка, пестушка, загадка. 

2. Сочинить загадку. 

3. Привести пример пестушки и потешки, которую слышали дома.


Домашнее задание на 11.11.2015

Написать на отдельном листочке 5 загадок без ответов.

Домашнее задание на 09.11.2015

1. Дополнить таблицу "Лицейские годы Пушкина". Быть готовым к проверочной работе. 

2. Учить наизусть отрывок из поэмы "Евгений Онегин" 8 глава.I.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: Муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

II.

И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

 

 

Домашнее задание на 04.11.2015

Выписать в тетрадь из стихотворения "19 октября 1825 года" А.С.Пушкина имена лицейских друзей. 

Домашнее задание на 03.11.2015

1. Выписать в тетрадь три примера стихотворений, написанных ямбом и три примера стихотворений, написанных хореем.

Ямб - стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Хорей - стихотворный размер с ударением на первом слоге в стопе. 

2. Выписать в тетрадь по одному примеру парной, перекрестной и опоясывающей рифмы.

3. Учить наизусть два отрывка из стихотворения А.С. Пушкина "19 октября 1825"

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.


Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.


Знать:

Когда и почему празднуется "день Лицея"?
Что такое лицейское братство?
Какие были учителя (несколько имён)? Что вели?
Кто такой Державин? Жуковский? Дмитриев?
Первая публикация поэта? Что Саша Пушкин читал на переводном экзамене?
Что такое эпиграмма?

Дорогие родители пятиклассников и сами пятиклассники!


Не забывайте, что компьютер при выставлении четвертных не учитывает разный "вес" отметок - за домашнюю работу или итоговую контрольную - ему все равно, он высчитывает среднее арифметическое. Отметку выставляет - учитель, компьютер - помогает. Поэтому: если у ученика есть текущие двойки - оценка снижается. Так, если среднее арифметическое 3.75, но есть одна или две двойки, четвертная отметка - 3.

 

Домашнее задание на 19.10.2015

Прочитать греческие мифы о сотворении мира.

Домашнее задание на 15.10.2015

Подготовиться к ПРОВЕРОЧНОЙ работе.

1. Знать, что такое: МИФ, МИФОЛОГИЯ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА.

2. Сдать сочинение "Образ Руслана в поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

3. Учить второй отрывок из "Руслана и Людмилы".

по выбору (один из указанных ниже):
для девочек рекомендуем:
нужно выбрать,один из трёх
1. Людмила в садах Черномора:

от слов: Моя прекрасная Людмила,
По солнцу бегая с утра...
до слов:
Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!»

2.Наина заключает договор с Черномором:

от слов :Как вдруг, откуда ни возьмись,
В окно влетает змий крылатый;
до слов:
Три раза топнула ногой
И черным змием улетела.

для мальчиков(по выбору: один из указанных ниже): 

1.Руслан встречается с Головой(см. ниже):

от- Уж побледнел закат румяный
Над усыпленною землей;
до- Пред ним живая голова.

2 Битва Руслана и Черномора см. ниже):

от Руслан, не говоря ни слова,
С коня долой, к нему спешит,

до Смирись, покорствуй русской силе!
Неси меня к моей Людмиле».

Домашнее задание на 12.10.2015

Выучить наизусть:

Начало поэмы (песнь Первая). Отрывок из двух частей:
от слов.:

" Дела давно минувших дней:.......... до слов. "За их здоровье выпивал."
и от слов: 

 За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые...

до слов : Все трое бледны и угрюмы,
И пир веселый им не в пир.

 

Домашнее задание на 07.10.2015

Готовимся к сочинению по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила".

1. Выписать из текста поэмы характеристики Руслана.

2. Написать в тетради свою характеристику Руслана. 

3. Выучить понятие МЕТАФОРА и и ИРОНИЯ.

(Метафора -это художественный приём речи - скрытое сравнение. В метафоре сравнивается один предмет с другим, при этом слова используются в переносном значении (под одним подразумевается другое).

Ирония - один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому. )

Домашнее задание на 05.10.2015

Задание на листочке.

Домашнее задание на 01.10.2015

1. Выписать из текста поэмы характеристики Людмилы.

2. Написать в тетради свою характеристику Людмилы. 

Домашнее задание на 30.09.2015

1. Выписать в тетрадь "Черты рыцарей - Рогдая, Фарлафа, Ратмира".

2. Прочитать вторую Песнь "Руслана и Людмилы".

Домашнее задание на 28.09.2015

Прочитать поэму А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Подготовка к поездке в усадьбу «Захарово. Большие Вяземы»

Чтение наизусть:

Митрофанова Света - Пушкин, «У Лукоморья»
Збарская Лина - Тютчев «Есть в светлости осенних вечеров»...»
Тугушев Прохор - Бунин «Лес, словно терем расписной»
Стожадзе Трофим - А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Макашов Данила - Пушкин «Няне»
Поздняков Глеб - Бальмонт «Осень»
Рогожина Мария - А.С. Пушкин "Унылая пора..."

 

1. Подготовка контрольной работе: Родословная А.С.Пушкина.

2. Вспомнить начало поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"? Подготовиться к выразительному чтению наизусть.

Домашнее задание на 22.09.2015

Тема урока: Творчество А.С. Пушкина.

1.По учебнику 5 кл., учебник Меркина стр 93-102, выучить наизусть отрывок из стихотворения Пушкина "В вечерней тишине..." (текст есть в учебнике, внутри этого параграфа!)

2.Быть готовым к проверочной работе по "домашнему окружению" Пушкина (см. конспекты и схему урока).

3. Уметь отвечать на вопросы:
Что такое прижизненный портрет?
Какие самые известные портреты.

Домашнее задание на 14.09.2015

Тема урока: Детство Пушкина.

1. Нарисовать рисунок "Няня Пушкина". 

2. Знать: что такое ОКСЮМОРОН и выписать в тетрадь 3-5 примеров этого стилистического приема.

3. Выучить наизусть любое понравившееся вам стихотворение об осени. 

4. Знать родословную А.С. Пушкина.

07.09.2015

Тема урока: Детство Пушкина.

Домашнее задание - стихотворение А.С. Пушкина "Няне" - наизусть.

03.09.2015

Готовимся к поездке в усадьбу "Захарово".

Тема урока: 

"Родословная А.С. Пушкина"

Домашнее задание: Принести свою родословную.

02.09.20115

Тема урока: 

Вводный урок "Что такое литература?"

Домашнее задание на 03.09  - принести свой "Дневник летнего чтения"

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2016.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru