Особенности программы по литературе в гимназии «Радонеж»
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника. Программа по литературе в старшей школе (с 5 по 11 класс) составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта образования и в соответствии с принципом преемственности с программой по литературному чтению в начальной школе. Ее отличительные черты: • Опора на православное мировоззрение. • Преподавание литературы сопровождается специально разработанной внешкольной образовательной программой (посещение музеев, выставок, спектаклей, литературных концертов, участие в экскурсиях, в конференциях, олимпиадах, конкурсах чтецов), построенной с учетом междисциплинарных связей с курсами мировой художественной культуры, истории и философии. • Тесное взаимодействие с программой по риторике, которая преподается в гимназии с 5 по 11 классы. • Внимание к литературному творчеству учащихся (создание творческих работ различных жанров). Все это дает возможность углубленного изучения предмета, формирования культурно развитой и духовно богатой личности, способной к миссионерской деятельности.
5- 6 класс
В 5, 6 классах формируется представление о специфике литературы как искусстве слова. Учащиеся прослеживают исторический процесс развития словесного творчества от мифа через фольклор к литературе. Отбор текстов учитывает возрастные особенности. Гимназисты осваивают теоретико-литературные понятия, необходимые для анализа художественного текста и развития осознанного чтения. По окончании 6 класса учащиеся сдают переводной экзамен по литературе.
7-8 класс
В 7, 8 классах совершенствуются навыки анализа и интерпретации художественного текста, как в устной, так и в письменной форме. В 7 классе продолжают осваивать теоретико-литературные понятия, необходимые для анализа художественного текста, изучают программные произведения, работают над приобретением навыков выразительного чтения, участвуют в конкурсе чтецов, пробуют свои силы в качестве издателей сборников стихов известных русских поэтов. Программа 8 класса включает в себя спецкурс по древнерусской литературе, имеющий большое значение для формирования православного мировоззрения современного школьника. Обязательные для изучения в школе произведения древнерусской литературы дополнены текстами, которые позволяют учащимся познакомиться с важным периодом историко-литературного процесса - русской средневековой книжностью. Спецкурс завершается экзаменом. Это первая ступень в хронологическом подходе к изучению русской литературы: 1. 8 класс – литература XI-XVII веков 2. 9класс – XVIII-первая пол. XIX века 3. 10 класс – втор. пол. XIX века 4. 11 класс – XX-начало XXI века
Логика построения спецкурса по древнерусской литературе в 8 классе:
• Тексты, изучаемые в курсе, включены в задания ЕГЭ по литературе в 9, 11 классах. • В стандартных программах (государственных школах) тексты разрознены и представлены в учебниках каждого класса с 5 по 9. У учащихся складывается обрывочное представление о древнерусской литературе. Нет системы. • Наш подход к преподаванию формирует целостное представление о литературном процессе, где древнерусская литература является важным этапом. Результатом является ясная и последовательная картина истории русской литературы на начальном этапе ее формирования. • Наш курс помогает увидеть школьникам истоки русской классической литературы (Золотой век) в православной книжности Древней Руси, которую мы заимствовали у Византии после принятия христианства. • Знакомясь с древнерусскими шедеврами литературы в подлиннике, учащиеся могут применить полученные ранее навыки чтения на церковно-славянском языке. • Курс древнерусской литературы неразрывно связан со знакомством с другими видами искусства Древней Руси, изучаемых также на уроках МХК (архитектурой, иконописью, музыкой), что расширяет кругозор учащихся. • Памятники древнерусской литературы перекликаются с материалом, изучаемым на уроках истории (иллюстрирует его, дополняет), расширяя представления учащихся о становлении русской государственности. (Этому способствует изучение таких жанров, как летопись, слово, воинские повести, хожения).
9 класс
Произведения XVIII века, представленные федеральным компонентом государственного стандарта, дополнены спецкурсом. Он включает в себя ряд текстов, которые позволяют учащимся лучше представить особенности литературных произведений русских писателей эпохи Просвещения. Гимназисты параллельно знакомятся и с произведениями зарубежной литературы, оказавшими влияние на развитие отечественной словесности XVIII века. Спецкурс изучается в течение первой четверти и завершается зачетом.
После завершения спецкурса гимназисты проходят произведения русской литературы первой половины XIX века в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.
Ученик 9 класса в качестве государственной итоговой аттестации (ГИА), кроме обязательных предметов, может выбрать экзамен по литературе.
10 – 11 класс
Ученики изучают программные произведения второй половины XIX и XX веков. Обобщаются знания по теории литературы, интегрируются сведения, полученные на уроках истории, риторики, мировой художественной культуры, философии и литературы. В течение двух лет (10-11 класс) идет спецкурс по сочинению, целью которого является выработка практических навыков по написанию классического экзаменационного сочинения по литературе. В завершение курса учащиеся 11 класса пишут выпускное экзаменационное шестичасовое сочинение по литературе. Гимназисты 11 класса в качестве единого государственного экзамена (ЕГЭ), кроме обязательных предметов, могут выбрать экзамен по литературе.
|