Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

История. 11 класс

                                                                    Подготовка к ЕГЭ

Из шведской саги «Круг земной» Снорри Стурлусона.

«Из письма Ингигерды, конунговой дочери, он узнал, что к конунгу шведов Олаву прибыли с востока из Хольмгарда послы Ярицлейва конун¬га, чтобы сватать дочь конунга шведов Олава за Ярицлейва, и что Олав конунг хорошо принял их сватовство...

Следующей весной в Швецию прибыли послы Ярицлейва конунга из Хольмгарда узнать, собирается ли Олав конунг сдержать обещание, дан¬ное предыдущим летом, и выдать свою дочь Ингигерду за Ярицлейва ко¬нунга. Олав конунг сказал об этом Ингигерде и заявил, что он хочет, что¬бы она вышла замуж за Ярицлейва конунга. Она отвечает: «Если я выйду замуж за Ярицлейва конунга, то я хочу получить от него как вено [выкуп невесты] все владения ярла [правителя города] Альдейгьюборга и сам Альдейгьюборг [г. Ладога]». Послы из Гардарики согласились от имени своего конунга....

Тем же летом они вместе отправились на восток в Гардарики. Ингигерда вышла замуж за Ярицлейва конунга…

Ингигерда, конунгова жена, пожаловала Рёгнвальду ярлу Альдейгьюборг, и он стал ярлом всей той области».

С1. О событиях какого века говорится в документе? О каком русском князе идёт речь в отрывке?

С2. С какой целью к королю Олаву прибыли русские послы? Используя текст документа, укажите условия, которые выдвигала Ингигерда для того, чтобы согласиться с требованием отца — короля Олава.

С3. Назовите имена не менее трех братьев конунга Ярицлейва. Назовите имена двух братьев, убитых во время междоусобицы. Назовите причину междоусобицы.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале _____ в. всё ещё считали возможной борьбу с татарами.

Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», т.е. угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще _________ не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками... Благодаря тому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола».

С1. Назовите век, о котором говорится в отрывке. Назовите имя московского князя, пропущенное в тексте.

С2. В чём видит историк преимущества московских князей? Укажите в обшей сложности не менее трёх положений.

С3. Приведите не менее трёх случаев военных столкновений Москвы и Твери в XIV-XV вв..

Из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сиеважное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же, как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому..., он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?».

С1. Укажите хронологические рамки царствования Бориса Годунова. В чём состояла особенность его воцарения? С2. Какие заслуги Бориса Годунова отмечены в документе? Назовите не менее трёх положений. 

С3. Почему, несмотря на заслуги, Борис Годунов оставил о себе противоречивую память? Приведите не менее 2 объясне-ний.

Из донесения первого испанского посла в России де Лирия.

«...Офицеры гвардии и другие, находившиеся в большом числе, и в присутствии царицы начали кричать, что они не хотят, чтобы кто-нибудь предписывал законы их государыне, которая должна быть такой же са-модержавною, как и её предшественники. Шум дошел до того, что царица была принуждена пригрозить им; но они все упали к ногам её и сказали: «Мы верные подданные вашего величества, верно служили вашим пред¬шественникам и пожертвуем нашу жизнь на службу вашему величеству, но не можем терпеть тирании над вами. Прикажите нам, ваше величество, и мы повергнем к вашим ногам головы тиранов». Тогда царица приказа¬ла им, чтоб они повиновались генерал-лейтенанту и подполковнику гвар¬дии Салтыкову, который во главе их провозгласил царицу самодержавною государыней. Призванное дворянство сделало то же. Так всеобщий голос провозгласил царицу такой же самодержавною, какими были её предше¬ственники. Это было страшным ударом для Верховного совета, который хотел управлять по своей фантазии, почему он старался не допускать ни¬кого к царице, ни говорить с ней, ни делать какого-нибудь внушения».

C1. В какие годы происходили описанные события? О какой царице и каком историческом событии идёт речь?

C2. В чём заключалась суть возникшего конфликта? Каков был глав¬ный итог описанного события?

С3. Почему гвардия и служилое дворянство не поддержали состав¬ленный документ и выступили против его подписания импера¬трицей? Назовите не менее трёх причин.

Из «Докладной записки потомству о Петре Яковлевиче Чаадаеве» М.И.Жихарева.

«Известно, что с начала царствования Николая I так называемая реакция против переворота, произведенного Петром Великим... внезапно обнаружилась со всею полнотою и решительностью... 

Русская история, — говорили русские новые мыслители, — не только заслуживает внимания народов, но она ещё есть для них единственная... Жизнь всех остальных народов померкнет и превратится в ничто сравнительно с жизнью русского народа, если внимательно, разумно и любовно её постигнуть. С самого первого происхождения Руси, и даже до него, в славянском племени лежали зародыши таких великих и благих начал, про которые никогда и не снилось народам Запада, постоянно целями и соображениями земными с путей добра и правды совращаемые и ввергаемые в пути порока, преступления или нечестия... Европа... иного себе спасения, кроме России, не имеет...

Но сама Россия в продолжение своего исторического существования не избегнула страшного нравственного несчастия, ...чуть её не низведшего до бедственного уровня Европы... Это страшное бедствие, этот неизмеримый удар был, как известно всякому, реформа Петра Великого, того государя, которого в непонятном ослеплении и в заблуждении, не чуждом преступления, столько продолжительное время считали великим преобразователем России и самым славным и полезным из русских властителей, но который, на самом-то деле, ничем иным не был, как злым гением русской земли, первоначальным изменником родным началам и родным верованиям...

Как ни страшен был, однако же, удар и как ни велико извращение народной личности, отчаянного в положении России ничего нет... Чтобы всё пришло опять в прежнее положение, после которого, впрочем, и желать больше будет нечего, стоит только возвратиться к родным началам, к состоянию допетровскому».

С1. Назовите течение общественной мысли, охарактеризованное автором, и хронологические рамки царствования, с которым он связывает его возникновение.

С2. Укажите фамилии не менее трёх представителей этого течения, известные вам из курса истории России, а также название направления общественной мысли, с которым они полемизировали.

С3. Какие идеи характеризует автор воспоминаний? Приведите не менее двух идей. Какие другие идеи, выдвинутые представителями этого направления общественной мысли России, вам известны? Назовите не менее трёх идей.

Из доклада министра внутренних дел А.Д. Протопопова Чрезвычайной комиссии.

«...Финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность страны — на громадную убыль..., пути сообщения — в полном расстройстве..., двоевластие (Ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам... Наборы обезлюдели деревню, остановили землеобрабатывающую промышленность, ощутился громадный недостаток рабочей силы, пополнялось это пленными и наёмным трудом персов и китайцев. Общий урожай в России превышал потребность войска и населения, между тем, система запретов вывоза — сложная, многоэтажная, реквизиции, коими злоупотребляли, и расстройство вывоза создали местами голод, дороговизну товаров и общее недовольство... Многим казалось, что только деревня богата, но товара в деревню не шло, и деревня своего хлеба не выпускала... Таксы развили продажу из-под полы, получилось мародёрство... Армия устала, недостатки всего понизили её дух, а это не ведет к победе...»

С1. О каком времени говорится в приведённом фрагменте документа? О каких событиях в нём идёт речь?

С2. Какие социальные группы наиболее страдали в сложившейся ситуации? Назовите не менее двух групп.

С3. К каким последствиям привело описанное положение страны? Укажите не менее трёх последствий.

Отрывок из мемуаров германского генерала г. Гудериана «Воспоминания солдата»

«Наступление началось 5 июля маневром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом... и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.

С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта... и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших наступательных приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились. 90 танков... фирмы Порше [«фердинанд»]... также показали, что они не соответствуют требованиям ближнего боя; эти танки, как оказалось, не были снабжены в достаточной мере даже боеприпасами. Положение обострялось тем, что они не имели пулеметов... Им не удалось ни уничтожить, ни подавить [русские] пехотные огневые точки, чтобы дать возможность продвинуться... [немецкой] пехоте. Продвинувшись вперед на 10 км, войска [генерала] Моделя были остановлены. Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или понижения ее сопротивления. 15 июля началось русское наступление на Орёл... 4 августа город пришлось оставить. В этот же день пал Белгород.

В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя... Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. Й уже на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».

С1. О какой битве Великой Отечественной войны идет речь в мемуарах Гудериана? Назовите битву, год.

С2. Какие задачи ставило германское командование перед своими войсками в операции «Цитадель»? Назовите не менее двух задач.

С3. Опираясь на текст источника и знания курса истории, объясните, почему события описанной многодневной битвы историки называют «завершением коренного перелома в ходе войны». Приведите не менее двух доказательств.

С6. Напишите исторический портрет Ю.В. Андропова. Дайте краткую характеристику основных на-правлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

 

 

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2016.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru