Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа Православная классическая гимназия (ПКГ) "Радонеж" (Москва, Ясенево) - негосударственная средняя общеобразовательная школа
Директор:
Тишков Михаил Борисович
Учредитель:
Общество "Радонеж"
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
info@gymnasia-radonezh.ru

Образовательная программа

1.Информационная справка о школе

Православная Классическая Гимназия «Радонеж» – первая православная общеобразовательная школа в России после 1917 г. Образовательное учреждение «Православная классическая гимназия «Радонеж» существует с 1989 года; тогда в виде кружков для занятий с детьми музыкой, литературой, основами духовной культуры и катехизаторских курсов для родителей. Школа основана в 1990 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В сентябре 1990 года по многочисленным заявлениям от родителей был сделан первый набор в 1-7 классы (380 чел.). В 1994 году Патриарх Московский и всея Руси Алексей II вручал аттестаты о среднем образовании нашим первым выпускникам.

Учредитель гимназии - известная Религиозная организация Православное Братство «Радонеж» Русской Православной Церкви (выпускающая в свет одноименные газету и радиопрограмму).

С момента организации Гимназии все занятия в ней были предусмотрены для различного контингента желающих. Рядом с учащимися гимназии в различных кружках, студиях, секциях занимались родители, младшие братья и сёстры учащихся. Непрерывность образования, преемственность преподаваемых дисциплин и направленностей дополнительного образования прослеживалась от занятий с младенцами до выпускников по предметам, определяющим общую культуру человека.

На сегодня в гимназии существуют различные образовательные структуры. На подготовительном этапе с детьми от 1,5 до 4-х лет занимаются специалисты по авторским программам, опирающимся на опыт народной педагогики и современные подходы к физическому, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию ребёнка. В основе этих программ лежит воспитательный потенциал отечественной культуры. Средством формирования нравственных позиций личности служат исторические, эстетические, культурологические, естественнонаучные, этнографические представления, которые несут познавательное и воспитательное значение. На этом же этапе активно ведётся работа по дальнейшему становлению семьи, подготовка родителей к воспитанию ребёнка.

Дети в возрасте от 4-х лет могут посещать группы кратковременного пребывания, где образовательный процесс ,помимо подготовки к школе, организован с учётом всех важнейших направлений развития ребёнка и обеспечивает самореализацию детей с разным уровнем развития и формирование нравственного сознания дошкольников.

Гимназия ориентируется на высокий образовательный уровень, воспитание детей в духе православия, традициях русской православной церкви, формирование у них активной жизненной позиции, духа патриотизма. Целью гимназического образования на всех его этапах является не просто усвоение учеником определённой суммы знаний, а формирование личности учащегося на основе традиционных нравственно-культурных ценностей. Приоритетом для школы является личность учащегося. Поэтому всячески поддерживается внедрение инновационных методик, направленных на повышение интереса детей к учёбе, раскрытие их творческого потенциала. Ежегодно проводятся творческие конкурсы по художественному переводу, выставки рисунков, научные конференции, олимпиады. По результатам ЕГЭ выпускники гимназии показывают уровень подготовки значительно выше среднего. Большое количество и разнообразие занятий позволяет говорить о разносторонне образованной и воспитанной личности выпускника гимназии, готового к ответственному социальному служению.

В гимназии работает большое количество развивающих кружков и факультативов: хор, сольфеджио, ИЗО-студия, хореография, дизайн-студия, секция футбола, секция борьбы.

Все учащиеся вовлечены в активное знакомство с культурным наследием России. Учащиеся (и по желанию члены их семей) регулярно совершают паломнические и краеведческие поездки, неразрывно связанные с изучением литературного и художественного наследия России.

Неотъемлемой частью гимназии является гимназический Храм во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, ведь именно в Храме совершается духовное воспитание каждого человека.

Каждое лето в гимназии организуется лагерь при монастыре Оптина Пустынь. За свою работу по организации лагеря для гимназистов и всех желающих начальник лагеря Рогожина Е.Б. награждена медалью Св. Равноапостольной Ольги.

Учащиеся гимназии получают светское образование, соответствующее федеральному стандарту, что осуществляется за счёт преподавания предметов образовательного цикла в объёме, предусмотренном государственными программами. В то же время, благодаря особому отбору текстов, вниманию к отечественной истории и культуре, православному мировоззрению преподавателей, полученные знания способствуют формированию у школьников православной картины мира. С целью расширения представлений учащихся о традиционных нравственных и культурных ценностях русского народа в гимназии ведётся на протяжении всего процесса обучения преподавание Закона Божия, углублённое изучение отечественной истории и русской литературы, риторики.

Гимназия награждена грамотой Правительства Москвы за заслуги в духовно-нравственном просвещении и пропаганду отечественной культуры. Гимназия стала победителем III Шекспировского фестиваля школ Москвы, победителем Фестиваля театральных коллективов православных учебных заведений Москвы под председательством Н.С.Михалкова, Лауреатом Международной выставки «Школа-2000», победителем конкурса «Тропа знаний», проходящего в рамках Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» среди учащихся начальной школы в 2006 году, победителем в номинации «Лучшая музыкальная поэзия» конкурса «Весенний рок-прорыв 2007», победителем открытого конкурса Фонда «Знание» в сфере образования в 2007году, участником конкурса социально-значимых программ, проводимого ДСМП г.Москвы в 2008году. Коллектив гимназии получил благодарственные письма от Совета Ветеранов ЮЗАО, от администрации РДКБ, мэра Москвы. Учащиеся гимназии регулярно становятся победителями окружного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по истории, МХК, иностранному языку, ОДК; победителями Интеллектуальной олимпиады; Ломоносовской олимпиады; конкурсов проектно-исследовательских работ.

Учителя и ученики гимназии ежегодно награждаются Патриаршими грамотами и грамотами Отдела Религиозного образования и катехизации Московской Патриархии,

В учебной и внеучебной деятельности гимназия сотрудничает, помимо методических служб ЮЗАО и города, с Отделом религиозного образования и катехизации Московской Патриархии; Институтом мировой литературы РАН; Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом, Академией славянской культуры.

Гимназия расположена в типовом здании детского сада, находящегося в безвозмездном пользовании. Численность гимназистов не превышает установленной нормы 200 человек. В гимназии работает 36 преподавателя. Из них сотрудники начальной школы - 11 человек и старшей школы - 25 человек. Средний возраст преподавателей 37 лет. Среди преподавателей:

Учителя I и высшей категории – 12 человек

Отличники образования – 2 человека

Преподаватели-мужчины – 5 человек

Имеют ученые степени – 3 человека

Являются разработчиками методических пособий – 5 человек

Учатся в аспирантуре – 3 человека

Продолжают получать высшее образование – 3 человека

Молодые специалисты – 2 человека

Одной из особенностей гимназии является присутствие в каждом классе куратора, которые своей постоянной и внимательной заботой об обучении, воспитании, здоровье окружают каждого учащегося.

В настоящее время в своей работе гимназия постоянно учитывает опыт православного образования, накопленного за последние годы работы гимназии, требования государственного стандарта, изменения в законодательстве об образовании и пожелания родителей.

Негосударственное образовательное учреждение центр образования «Православная классическая гимназия «Радонеж» имеет право осуществления образовательной деятельности по следующим образовательным программам:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее (полное) общее образование

Программы культурологической направленности

Программы художественно-эстетической направленности

Программы физкультурно-спортивной направленности

Программы социально-педагогической направленности.

 

2.Аналитическое обоснование программы


Анализ учебной работы

Итоги сдачи ЕГЭ, а также результаты годовых контрольных работ показывают, что уровень обученности учащихся по гуманитарным дисциплинам существенно превосходит уровень обученности по естественнонаучным дисциплинам и математике.

Причинами такого разрыва являются:

состав учащихся, преимущественно гуманитарной направленности, так как гимназия позиционирует себя как гуманитарное образовательное учреждение;

перегруз учащихся по предметам гуманитарной направленности, выявленный в ходе хронометража домашних заданий.

Таким образом, определяются важнейшие задачи развития Гимназии:

индивидуализация обучения, что позволяет перенести часть нагрузки в область дополнительного образования и скомпенсировать нагрузку учащихся, для которых углубленное изучение профильных предметов вызывает сложности;

использование инновационных педагогических технологий, позволяющих проводить уроки с большей эффективностью и позволяющих усваивать большую часть материала во время урока.

Контроль качества учебного процесса реализовывается через посещения уроков учителей гимназии. На общешкольном методическом объединении было принято решение о том, что учитель должен быть готов к тому, что любой его любой урок может быть открытым. Составлен график взаимного посещения учителями уроков с последующим их анализом. Он выявил лучших учителей гимназии, работа которых могла бы быть принята за образец остальными педагогами школы. В школе налажена система контроля и исправления пропущенных уроков и неудовлетворительных оценок «завуч - классный воспитатель - учитель». Эта система позволяет быстро реагировать на ухудшение успеваемости учащегося и принимать меры для скорейшего исправления ситуации. Родители регулярно получают информацию о недоработанных их детьми темах и сроках их сдачи, что позволяет улучшить взаимодействие школы и родителей.

Анализ воспитательной работы

Воспитательная работа в школе строится в соответствии с требованиями государственного образования, с учетом специфики православной школы на основании Устава Гимназии «Радонеж». Концепция воспитательной работы основана на учении Русской Православной Церкви и строится согласно принципам православного воспитания детей в духе православного мировоззрения.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы в Гимназии является приобщение учащихся к православному Богослужению. Для этого каждое утро все учащиеся собираются в гимназическом храме на утреннее молитвенное правило. Учащиеся 4-11 классов 1 раз в четверть дежурят по храму, то есть готовят его к воскресному Богослужению и участвуют в Богослужении. Ответственными за подготовку класса к дежурству являются классные воспитатели.

Уже в течении многих лет школой разрабатываются программы внеурочной деятельности и дополнительного образования по различным направлениям; в рамках данных программ ежегодно утверждаются рабочие планы на общешкольном уровне. В соответствии с этими планами строятся планы работы по параллелям и в отдельных классах, включающие в себя также и классные мероприятия.

В Гимназии регулярно проводятся малые педсоветы по соотнесению учительской и воспитательской позиции. Каждый учитель в школе – не только квалифицированный педагог-предметник, но и воспитатель, четко понимающий особенности каждого ребенка, и делающий все, чтобы на уроках ученики не только получали знания и совершенствовали учебные навыки, но и решались воспитательные задачи класса и отдельных учеников. Кураторы регулярно присутствуют на уроках (это входит в их должностные обязанности), участвуют во внеурочной учебной деятельности (проекты, экскурсии, и т.п.)

Регулярно проводятся педсоветы по каждому классу, где присутствуют администрация школы, учителя, кураторы. Оценкой работы воспитательной системы являются материалы анкетирования, проводимого психологами и администрацией и среди учащихся, и среди родителей. Судить об эффективности воспитательной работы также позволяют четвертные и годовые отчёты воспитателей.

Воспитательная работа ведется успешно, среди учащихся гимназии отсутствуют дети с асоциальным поведением.

В летний период для учащихся гимназии организован Православный лагерь при монастыре Свято-Введенская Оптина пустынь. Он служит духовно-нравственному и трудовому воспитанию учащихся. Количество детей, проводящих часть лета в Лагере, постоянно растет. В лагере постоянно устраиваются театральные представления, конкурсы, викторины и спортивные праздники.

Руководитель лагеря Рогожина Елена Борисовна в 2006 г. награждена орденом св. равноапостольной княгини Ольги III степени.

Анализ методической работы

Целями методической работы являются:

1) обеспечение взаимодействия между преподавателями различных дисциплин, прежде всего по истории, МХК и литературе, по русскому и иностранным языкам, по физике и химии;

2) обеспечение взаимодействия между учителями, преподающими в одном классе;

3) организация подготовки учащихся 9-11 классов к итоговой аттестации;

4) разработка уроков и методик, реализующих особенности преподавания в православной школе.

Анализ результатов этой работы показывает, что она успешно ведется методическими объединения литературы, истории и иностранных языков.

Были проведены предметные недели по истории, Закону Божию и литературе. В процессе этих мероприятий учащиеся выполняют проектно-исследовательские работы, оформляют стенды. Старшие школьники проводят экскурсии по Москве среди учащихся 4–6 классов.

В рамках проведения предметной недели по Закону Божию каждый декабрь проводится Олимпиада среди православных гимназий и воскресных школ.

Учащиеся 8–10 классов каждый год выполняют проектные работы по выбранным предметам. Лучшие работы представляются на школьной научной конференции.

К сожалению, лишь немногие учащиеся представляли свой проект в виде компьютерной презентации и вообще в должной степени использовали современные информационные технологии. Таким образом, информатизация остается одним из важнейших направлений развития гимназии.

Методическими объединениями литературы и истории составлены программы спецкурсов (палеография, «Сказочными тропами» и др.) и хрестоматии по своим дисциплинам.

В то же время методические объединения математики и естественнонаучных дисциплин работают менее активно, что сказывается и на уровне обученности учащихся по этим дисциплинам (см. выше).

Все учителя постоянно повышают свою квалификацию.

Основной методической проблемой для методического объединения воспитателей является активное подключение воспитателей к задачам образовательного процесса с тесном взаимодействии с психологической службой школы.

Анализ дополнительного образования

Для нас являются приоритетными следующие направленности организации дополнительного образования:

Культурологическая:

В гимназии действует экскурсионно-исторический клуб и курсы экскурсоводов для школьников. В рамках работы клуба учащиеся старших классов получают профессиональную подготовку по экскурсоведческим дисциплинам. Учащимися подготавливаются и проводятся экскурсии по Москве для учащихся 4-6 классов, по московским музеям.

Физкультурно-спортивная:

Большое внимание уделяется общефизическому укреплению учащихся, привитию навыков здорового образа жизни, развитие силы, ловкости, смелости; структурирование послеучебного времени; психологическая разгрузка учащихся. Коллективные виды спорта способствуют межклассной интеграции обучающихся, созданию игровой среды для внешкольного общения. для этого организована система дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Особой полярностью у гимназистов пользуется секция футбола. Действуют две команды – начальной школы и средней школы. Команда гимназии участвует в окружных и городских соревнованиях.

Социально-педагогическая:

Большое внимание уделяется многодетным семьям наших учащихся и будущих гимназистов. Проводятся занятия для родителей, совместные занятия для родителей с детьми, развивающие занятия с дошкольниками. При проведении всех наших внеучебных мероприятий особое внимание уделяется участию в них детей из малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения. Для них стали доступными посещение театров, музеев, выставок.

Художественно-эстетическая:

В ПКГ действует Художественная студия, возглавляемая членом Интернациональной федерации художников-графиков В.П. Флоренским, чьи работы находятся на хранении в Третьяковской галерее и других музеях Москвы и Петербурга. В гимназии регулярно проводятся выставки известных художников и работ детей, занимающихся в студии.

Для учащихся организован церковный хор.

Туристско-краеведческая:

Одним из важных направлений деятельности гимназии является система экскурсионно-паломнических поездок. Во время этих поездок достигаются и воспитательные, и образовательные, и обучающие цели. Воспитательные – через посещение монастырей и храмов, образовательные – через рассказ экскурсовода об историко-культурных памятниках, обучающие – через подготовку учащимися к экскурсии (чтение стихов, подготовка речей и минипостановок и т.п.). Поездки могут однодневными (например, в Хотьково и Абрамцево) и многодневными (во время каникул).

Для маленьких жителей окрестных домов при гимназическом храме действует воскресная школа.

Анализ работы этих секций показал, состав участников этих секций постоянно увеличивается, программы их работы развиваются, поэтому главной задачей для школы будет развитие материально-технической базы дополнительного образования.

Анализ запросов родителей и учащихся.

В силу роста занятости родителей и трудности контроля за ходом образовательного процесса и времяпровождением ребенка во внеурочное время, увеличивается потребность родителей в дополнительном образовании разных видов, обеспечивающем их максимальную защищенность и здоровьесбережение.

Этой же потребностью определяется необходимость организовать помощь детям в преодолении трудностей в изучении отдельных предметов, адаптации вновь пришедших детей к особенностям образовательного процесса

Система формируется также с учетом запроса учащихся, так как только в системе дополнительного образования дети могут реализовать свои природные наклонности и индивидуальные интересы. Эта система делает для них более привлекательным школьное пространство, позволяет эффективно и интересно организовать отдых и психологическую разгрузку, решить трудности, возникающие во время учебного процесса, создает комфортную среду для неформального общения во внеурочное время.

Таким образом, развитие дополнительного образования отвечает запросам родителей и учащихся.

 

3.Приоритетные направления в образовании гимназии.

 

Православная Классическая Гимназия "Радонеж" существует в государственно-правовой форме НОУ, работающего по программам классической гимназии Православная Классическая Гимназия «Радонеж» имеет от прочих школ ряд отличий в учебном плане и внутреннем устройстве как школа православная, школа классическая и школа социальная.

Особенности ПКГ как православной школы.

ПКГ создана православными людьми для детей из семей уже православных или тянущихся к Православию. Внутренняя жизнь ее подчинена церковному уставу и календарю, средоточие ее —храм во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. При этом учредители установили, что православная школа — это не набор дополнительных вероучительных дисциплин, даже не присутствие храма в школе. Это — посильная попытка реализовать жизнь верующего человека в образовательном процессе. Св.апостол Павел говорит: «Вера есть умение взирать на невидимое, вещей невидимых обличение», то есть придание им лика или формы. Это есть особый духовный труд, к которому призваны те, кто может особым образом трудиться, чтобы разгадать скрытый план бытия в котором Бог как бы обозначил Себя как Творца этого мира. Выполнение этой задачи и делает православную школу православной школой. Когда акт православного образования и воспитания удается, происходит то, что мы называем духовным воспитанием — воспитанием через знание.

Образование, которое дает школа — светское. Православная специфика школы выражается в том, что преподавание находит мировоззренческую опору в учении Православной Церкви. Это делает школу приемлемой для тех, кто не считает полезным для подрастающего поколения религиозную индифферентность. Из собственно религиозных предметов преподается (в течение всех лет обучения) только Закон Божий.

Конфессиональный характер школы особым образом организует преподавание основ естественных наук. Руководствуясь словами Святейшего Патриарха, ПКГ в первую очередь стремиться выявить и возродить в учащихся Образ Божий, живущий в душе, имея в виду, что формирование человека как цельной и нравственной личности было и остается главнейшей задачей образования.

Во вторую очередь перед школой стоит задача дать ученикам конкретные сведения об окружающем мире. Православный учитель должен исходить из представления о сосуществовании двух систем знания: богословской и естественнонаучной. Они изучают разные уровни реальности и пересекаются лишь частично. Отсюда следует, что при изучении конкретных наук не следует постоянно обращаться к богословию.

На уроках в духе любви к людям и природе в соответствии с данными науки излагаются факты и закономерности. Но знать обязательные их недостаточно для ученика православной школы. Учитель-христианин должен при изложении фактов выделять их аксиологическую составляющую.

Выявляя внутреннюю системность явлений и целесообразность этой системности, учитель выходит на антропный принцип (всесторонняя направленность природы на обеспечение бытия человека) и на учение о человеке как образе и подобии Божием, созданном для владения миром. Так учитель воспитывает знанием, которое становится при этом религиозно окрашенным и получает особенное достоинство.

В-третьих, ПКГ, как православная школа, воспитывая молодого человека в духе любви к Богу и Отечеству, считает необходимым более тщательное, углубленное изучение истории, в которой раскрывается замысел Бога о человеке. Преподавание истории строится на последовательном изучении Священной истории Ветхого и Нового Завета; истории Древнего Рима – Израиля, Греции и Рима; истории Византии параллельно с историей Древней Церкви, из чего логически вытекает изучение истории России как преемницы и наследницы Рима и Византии. Мы хотим, чтобы концепция Третьего Рима была для наших выпускников не пустым звуком.

Не менее важна для нас история Европы, с которой мы имеем общие христианские корни. Усилением и продолжением исторического курса является преподавание Мировой художественной культуры с безусловным приоритетом Отечественной Европейской культуры.

Особенности ПКГ как классической школы

По содержанию даваемого образования гимназия стремится, насколько это возможно в существующих условиях, ориентироваться на историческую модель классической гимназии, то есть школы, преподавание в которой основано преимущественно на изучении латинского языка, родной словесности и математики.

Изучение древних языков является проверенным вековой практикой мощным образовательным и воспитательным средством и вырабатывает недостижимые иными известными способами навыки работы, в том числе самостоятельной, с иноязычным текстом. Изучение древних языков позволяет освободить мысль от оков слова, которое воспринимается как единственное данное. Дословный перевод с языка на язык невозможен вообще, но дословный перевод на древние языки и с древних языков, если можно так выразиться, сугубо невозможен. Даже элементарные грамматические упражнения зачастую заставляют учащегося древним языкам освободиться от кажущегося ему единственным способа выражения, почувствовать и увидеть свою мысль настолько многосторонне, насколько ни для кого другого это недоступно. Это касается и греческого языка, который соединен с русским прочными узами внутреннего родства через язык церковнославянский, а латынь в этой связи, пожалуй, еще более ценна. Древние языки даже на собственно языковом уровне открывают обучаемому дополнительные познавательные возможности.

Занятия древними языками предоставляют учащемуся уникальную возможность овладения новыми языками. Поэтому в 8-10 классах учащиеся получают возможность выбрать для изучения второй (и третий) иностранный языки, освоение которых значительно облегчается благодаря знакомству с латинским языком.

Придание образованию социальной направленности

Цель воспитательной и образовательной работы гимназии заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, духа патриотизма, подготовка к ответственному социальному служению. Классическое образование дает основу, которая позволяет при индивидуальном подходе к ученику развить именно те способности, которые даны ему Богом. Для этого при школе существует развитая система дополнительного образования, позволяющая каждому учащемуся активно работать в выбранном направлении.

Индивидуальные занятия с учащимися включают углубленное изучение выбранных предметов на спецкурсах и проектную работу. Проектная деятельность гимназистов позволяет расширить диапазон результатов образования каждого учащегося. К наиболее значимым из них следует отнести: повышение уверенности учащихся в собственных силах; развитие позитивного образа себя и других; более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей; усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность; повышение умения адекватно оценивать себя; развитие коммуникабельности, умения сотрудничать с различными людьми; обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи; развитие исследовательских способностей; развитие умения мыслить абстрактно.

Группы дополнительного образования работают по направлениям: социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, культурологическое и туристско-краеведческое.

Гимназия старается привить учащимся интерес к совместным проектам с другими православными школами.

Цель воспитательной и образовательной работы гимназии заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, духа патриотизма, подготовка к ответственному социальному служению.

Цели:

1) Повышение качества образования.

2) Воспитание отношения к учебе как нравственному долгу перед Богом, семьей и отечеством.

3) Совершенствование системы дополнительного образования.

4) Развитие работы с одаренными школьниками.

5) Информатизация образования.

Задачи:

1) Для повышения качества образования:

Интегрирование предметов основного и дополнительного образования.

Повышение навыков самоорганизации учащихся.

Создание условий для повышения учебных мотиваций учащихся.

Повышение уровня индивидуализации обучения с выходом на создание индивидуальных учебных траекторий для каждого учащегося.

Повышение уровня обученности учащихся по предметам естественнонаучного цикла.

Укрепление материально-технической и дидактической базы учебного процесса.

2) Для воспитания отношения к учебе как нравственному долгу перед Богом, семьей и отечеством.

Методическая разработка уроков посвященных святым Православной Церкви и деятелям мировой истории, науки и культуры, чья жизнь являет собой убедительный образец высокого нравственного служения.

Повышение объема самостоятельной практической работы.

Организация общешкольных конференций, на которые приглашаются родители, педагоги и учащиеся всех классов.

Привлечение старших школьников к учебной работе в 5-6 классах.

Организация регулярных встреч учащихся с выпускниками школы, продолжающих успешную профессиональную деятельность.

Укрепление связей ВУЗ-школа путем организации встреч школьников с преподавателями ВУЗов.

3) Для совершенствование системы дополнительного образования.

Расширение материально-технической базы.

Создание школьного театра.

Развитие школьного хора и создание на его базе постоянно действующего церковного хора.

Интеграция предметов дополнительного образования и предметов основного образования для разгрузки основного образования.

Совершенствование дифференцированного подхода к обучению.

Разработка новых модульных курсов и включение их в систему дополнительного образования по запросам родителей и обучающихся.

Совершенствование системы мониторинга достижений учащихся в рамках дополнительного образования.

4) Развитие работы с одаренными школьниками.

Регулярное проведение мониторинга олимпиад и конкурсов по приоритетным для гимназии направлениям.

Участие в межшкольных, окружных и городских олимпиад и конференций.

Создание системы подготовки одаренных детей к олимпиадам.

Развитие форм и видов исследовательской работы школьников.

Создание системы шефства преподавателей над одаренными школьниками.

5) Для информатизации образования.

Информатизация административного управления.

Информатизация учебно-воспитательного процесса (размещение учебно-методических материалов и учебных заданий на сайте школы, доступном для обучающихся и их родителей).

Внедрение информационных технологий в проектную работу.

Привлечение обучающихся к работе над школьным сайтом, создание электронного гимназического журнала силами обучающихся.

Внедрение форм дистантного обучения для учащихся, временно лишенных возможности посещения гимназии.

В ПКГ «Радонеж» имеется все необходимое для реализации этих целей:

квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по дальнейшему развитию гимназии;

качественная начальная подготовка, позволяющая учащимся добиваться хороших результатов в дальнейшем образовании;

преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников, готовых к продолжению образования в высших учебных заведениях;

качественное изучение иностранных языков;

использование современных компьютерных технологий;

взаимосвязанные, взаимодополняющие друг друга программы дошкольного, начального, основного, полного среднего и дополнительного образования.

 

4.Учебный план и пояснительная записка к нему

 

Пояснительная записка к учебному плану

Общие положения.

Учебный план Православной классической гимназии «Радонеж» разработан на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года №1312 (в редакции от 20 августа 2008 года №241), Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года №1089 (в редакции от 19 октября 2009 года №427), Федерального государственного образовательного стандартов начального и основного общего образования в их последней версии и Московского базисного учебного плана (МБУП), утвержденного приказом Департамента образования города Москвы от 11 мая 2010 года №958.

Учебный план Православной классической гимназии «Радонеж» обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02».

Учебный план Православной классической гимназии «Радонеж» определяет:

Перечень учебных предметов, обязательных для изучения на данной ступени обучения, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;

Распределение учебного времени между федеральным и региональным (не менее 75% + 10%) и компонентом образовательного учреждения (не менее 10%);

Максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;

Максимальный объём домашних заданий.

Учебный план Православной классической гимназии «Радонеж» представлен для начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования. Для каждой ступени обучения приводится перечень обязательных для изучения учебных предметов, отражающий требования федерального государственного образовательного стандарта.

Учебный план Православной классической гимназии «Радонеж» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года №1008 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 года №216) предусматривает:

4 - летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1- 4 классов. Продолжительность учебного года: 1класс 33 учебные недели, 2 – 4 классы не менее 34 учебных недель;

5 - летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5- 9 классов. Продолжительность учебного года 34 – 37 учебных недель (не включая экзаменационный период);

2 – летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования для 10–11 классов. Продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период).

Продолжительность урока для 1 класса – 35 минут (пп.2.9.4 – 2.9.5 СанПиН 2.4.2.1178-02), число уроков в день в сентябре-октябре – 3, в последующие месяцы – не более 4-х. Продолжительность урока для 2-4 классов 40 мин., для 5-11 классов – 45 мин.

Продолжительность учебной недели – 6 дней, в соответствии с п.2.9.2 СанПин 2.4.2.1178-02. В 1-х классах обучение организуется только в режиме 5-дневной учебной недели (п.2.9.4 СанПин 2.4.2.1178-02).

Индивидуальные, групповые, факультативные занятия и домашние задания учитываются при планировании внеурочной деятельности обучающихся с учетом действующих санитарных правил и нормативов (п.2.9.1 СанПин 2.4.2.1178-02).

Учебные часы компонента образовательного учреждения в учебном плане использованы на:

Увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение предметов, указанных в федеральном и региональном компонентах учебного плана;

Организацию занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов.

Дополнительным резервом увеличения времени реализации московского регионального компонента и компонента Православной классической гимназии «Радонеж» является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах (не более 37 учебных недель). Это время используется для организации экскурсионно-краеведческой работы, проектно-исследовательской деятельности обучающихся, учебной практики обучающихся в соответствии с образовательной программой Гимназии «Радонеж».

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1классе (со второго полугодия) – до 1 ч., во 2-м – до 1,5 ч., в 3-4 – до 2-х ч., в 5-6 – до 2,5-х ч., в 7-8 – до 3-х ч., в 9-11 – до 4-х ч.( п. 2.9.19 СанПин 2.4.2.1178-02).

Учебный план Православной классической гимназии «Радонеж», как центра образования строится на принципах преемственности между дошкольным, начальным общим, основным общим и средним (полным) общим образованием и дополнительным образованием.


Начальное общее образование.

Обязательные для изучения в начальной школе предметы полностью соответствуют МБУП-2010. Образовательные области филология, математика, окружающий мир, физическая культура, искусство, технология, музыка полностью представлены в учебном плане Гимназии «Радонеж». Изучение предметов: русский язык, литературное чтение, иностранный язык (английский или немецкий по выбору учащегося), математика, окружающий мир, физкультура, изобразительное искусство, технология, музыка проводится как изучение самостоятельных учебных предметов в необходимом определяемом МБУП количестве часов. Изучение ИКТ проводится интегративно во всех образовательных областях. Образовательные области окружающий мир и физическая культура включают в себя интегративное изучение ОБЖ. Образовательная область технология включает в себя материалы профориентационного информирования обучающихся. Также в рамках проектной, исследовательской деятельности обучающихся предусмотрена пропедевтическая профориентационная направленность.

Компонент образовательного учреждения в начальной школе используется на:

Увеличение количества учебных часов, отводимых на литературное чтение во 2 кл. – 2 ч., в 3 и 4 кл. – по 1 ч.;

Организацию занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов: Закон Божий в 1 – 4 кл. по 1 ч., церковнославянский язык в 3 – 4 кл. по 1 ч. , риторика (развитие речи) во 2 – 4 кл. по 1 ч.

В образовательной области «Филология» уделяется постоянное внимание развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, грамотности, навыков скорописи. Реализация целей освоения русского языка и литературного чтения происходит также в областях «Окружающий мир», «Искусство, технология», «Музыка».

Образовательные области «Математика», «Окружающий мир», «Физическая культура» преподаются в полном соответствии с МБУП. Изучение предмета «ОБЖ» происходит интегративно в области «Окружающий мир» и «Физкультура». Интеграция ОБЖ содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей с повседневной жизнью учащегося и его семьи и всем контекстом окружающего ребёнка мира большого города.

Учебные предметы «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка» преподаются как самостоятельные, разделённые по часам и преподавателям, с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1-4 классах.

Основное общее образование

Обязательные для изучения в основной школе учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык (английский или немецкий по выбору учащегося), Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, География, Биология, Физика, Химия, Технология, ОБЖ, Физическая культура, Изобразительное искусство, Музыка представлены в учебном плане Православной классической гимназии «Радонеж» в объёме, не ниже предусмотренного МБУП-2010.

В образовательной области «Русский язык и литература» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом выделено на изучение предмета «Литература» в 5-8 классах по 2 часа, в 9 классе – 3 часа. Остающиеся часы относятся к предмету «Русский язык». Гуманитарная направленность Гимназии предполагает углублённое изучение литературы и расширение её курса Древнерусской литературой в 8 классе и Литературой XYIII века в 9 классе за счёт компонента образовательного учреждения. Важным ресурсом в повышении эффективности учебного процесса в этой области является интеграция трёх предметов: русского языка, литературы и ИКТ, в частности использование ИКТ при написании домашних сочинений и выполнении других видов домашних заданий, проектных работ.

Количество часов, выделяемых на изучение предмета «Иностранный язык» (английский или немецкий по выбору учащихся) определено моделью языковой подготовки. В 5-9 классах Гимназии Радонеж преподавание иностранного языка ведётся углублённо и на их преподавание добавляется ещё по 2 часа из компонента образовательного учреждения.

В образовательную область «Математика» включено изучение разделов «Теория вероятностей, статистика и информатика (алгоритмика)» в 7-8 классах.

В образовательную область «Социальные науки» включено изучение учебных предметов «История», «Обществознание», «География» и включает в себя содержательные разделы «Москвоведение», «ОБЖ», «ИКТ». Гуманитарная направленность Гимназии предполагает углублённое изучение истории и расширение курса истории России и Всемирной истории историей Церкви. На это отводится дополнительно в 5-9 классах по 1 часу за счёт компонента образовательного учреждения. Кроме того, начиная с 9 класса при изучении предмета «История» преподается спецкурс, целью которого является углубленное изучение истории и культуры, послуживших основой для христианской цивилизации и который включает в себя в 9 классе «Историю Палестины и сопредельных государств».

Образовательная область «Естествознание» представлена предметами «Природоведение» в 5 классе – 2 часа, с интегративным изучением в его рамках предметов «География» и «Биология» и последующим изучением с 6 по 9 класс «Биологии» - 238 часов, «Физики» - 204 часа, «Химии» - 136 часов. Суммарный объём изучения предмета «География» в основной школе в рамках образовательных областей «Социальные науки» и «Естествознание» составляет не менее 238 часов.

Образовательная область «Искусство» представлено предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» с изучением разделов «Мировой художественной культуры». Минимальный объём предмета «Изобразительное искусство» - 170 часов, «Музыка» - 136 часов. Интегративно в рамках предмета музыка в 5-6 классах изучается предмет православной составляющей школьного компонента «Литургика». С 7-го класса в предмет «Мировая художественная культура» включаются вопросы музыкальной культуры и истории искусств. Предметы «Мировая художественная культура» и «История» синхронизировано между собой изучают одинаковые исторические эпохи.

Учебный предмет «ОБЖ» изучается на интегративной основе в 5 – 9 классах в часах «Физической культуры», «Биологии», «Физики», «Химии».

Предмет «Информатика и ИКТ» осваивается с использованием часов образовательной области «Технология» в объёме не менее 136 часов за 5-9 классы. ИКТ включены интегративно во все образовательные области. В рамках предмета «Технология» проводится работа по профессиональному самоопределению. На протяжении 5 – 9 классов в рамках предмета «Технология» учащиеся гимназии изучают «Риторику», как технологию составления и произнесения речи, написания статей, техники спора. Навыки, полученные при изучении предмета «Риторика» используются при написании научно-популярных статей, эссе, рефератов, составлении презентаций, проведение экскурсий.

Учебные часы компонента образовательного учреждения в учебном плане использованы на:

Увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение иностранного языка (английский или немецкий по выбору учащихся) в 5 – 9 классах – 2 часа, истории в 5 – 9 классах – 1 час, литературы в 5 – 8 классах – 1 час, 9 класс – 2 часа на модуль «Древнерусская литература», указанных в федеральном и региональном компонентах учебного плана;

Организацию занятий по выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов: в 9 классе предпрофильная подготовка 2 часа – курс «История древних цивилизаций».

Учебный план основного общего образования неразрывно связан с изучением Закона Божия, церковнославянского языка, латинского языка, как предметов православной и классической составляющей компонента Центра образования «Православная классическая гимназия «Радонеж» и включены в сетку дополнительного образования.

К результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования относятся:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметные,  включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Среднее (полное) общее образование.

Обязательные для изучения в старшей школе общеобразовательные учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, Обществознание, География, Биология, Физика, Химия, ОБЖ, Физическая культура, Экология Москвы и устойчивое развитие представлены в учебном плане Православной классической гимназии «Радонеж» в объёме, не ниже предусмотренного МБУП-2010.

На стадии обучения в 10-11 классах реализуется модель углублённого изучения предметов Федерального базисного учебного плана за счёт увеличения количества часов изучения за счет компонента образовательного учреждения. В связи с необходимостью подготовки обучающихся к итоговой аттестации и расширения профильного обучения так же вводятся индивидуальные учебные планы.

В образовательной области «Математика» выделяются предметы «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия». В предметной области «История» выделяются предметы «История России» и «Всеобщая история». Кроме того, продолжает преподаваться спецкурс, целью которого является углубленное изучение истории и культуры, послуживших основой для христианской цивилизации и который включает в себя в 10 -11 классах изучение истории Античной Греции, историю Древнего Рима и Римской Империи, историю Византийской Империи. Изучение естественно-научного цикла обеспечивается отдельными дисциплинами «Физика», «Химия», «Биология». В 10-11 классах предмет «ОБЖ» изучается как самостоятельный с учебной нагрузкой 68 часов на 2 года обучения. При изучении предмета «Искусство» используется проектно-исследовательская деятельность обучающихся, музейно-экскурсионная работа. Изучение предмета «Технология» строится как профориентационное, дающее учащемуся опыт решения производственных задач, выполнения соответствующих проектов в областях, связанных с профилем школы. Интегративное включение предмета «Риторика» в предмет «Технология» позволяет учащимся продолжить осваивать технологию составления и произнесения речи, написания статей, техники спора. Навыки, полученные при изучении предмета «Риторика» используются при написании научно-популярных статей, эссе, рефератов, составлении презентаций, проведение экскурсий.

На этапе старшей школы продолжается изучение предметов православной и классической направленностей Гимназии. Предметы «Закон Божий» и «Латинский язык» изучаются в рамках дополнительного образования Центра образования «Православная классическая гимназия «Радонеж» как единой структуры.

Дополнительное образование.

Учебный план дополнительного образования НОУ центр образования «Православная классическая гимназия «Радонеж» составлен на основании закона «Об образовании» с учетом кадрового обеспечения специалистами.

Занятия в кружках, секциях, студиях дополнительного образования проводятся во второй половине дня в помещениях НОУ ЦО «Православная классическая гимназия «Радонеж». Состав кружков разновозрастный. Руководители кружков ориентируются на совместную работу детей с родителями, что позволяет сплотить семейные отношения и укрепить связи Церкви, семьи и школы.

Для обеспечения подрастающему поколению нового качества образования необходимо построить педагогическую деятельность на принципе полноты образования. Это означает, что базовое (основное) и дополнительное образование становятся полноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами. Тем самым создаётся единое образовательное пространство, на основе непрерывности и преемственности, необходимое для личностного развития каждого ребёнка. Многогранному развитию личности, раскрытию её способностей, социальной адаптации, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей делать безошибочный профессиональный выбор в более зрелом возрасте. Через дополнительное образование проще всего реализовать задачи профессиональной ориентации учащихся по разным направлениям, а так же всесторонне развить интересы учащихся в разных направлениях.

Для того чтобы дополнительное образование могло реализовать заложенный в нём потенциал, необходима чёткая слаженная работа всего педагогического коллектива. Массовое участие детей в программах дополнительного образования способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Через дополнительное образование учащиеся погружаются в области предметов

Культурологической направленности

Физкультурно-спортивной направленности

Социально-педагогической направленности

Художественно-эстетической направленности

Туристско-краеведческой направленности

Через дополнительное образование учащиеся более активно погружаются в исследовательскую деятельность.

Культурологическая направленность ярче всего показывает принципы непрерывности и преемственности между дополнительным и общим образованием в структуре Центр образования «Православная классическая гимназия «Радонеж». Изучение Закона Божия, церковнославянского языка, латинского языка, занятия в клубах Гимназии, таких как экскурсионно-исторический, «В мире искусства», «Сказочными тропами», «Книжники и книжность» позволяют учащимся не только глубже изучать образовательные предметы, но и познавать истоки культуры, литературы, видеть взаимосвязь различных направлений культуры, ощущать себя «своими» в мире искусства и культуры. В рамках данной направленности учащиеся регулярно посещают литературные, исторические и художественные музеи Москвы. Дополнительно изучая английский язык, учащиеся имеют возможность шире развивать свой кругозор, общаться с носителями языка.

Физкультурно – спортивная направленность:

Во все времена и для всех народов актуальным был закон – здоровье и качество обучения детей тесно взаимосвязаны: чем крепче здоровье тем продуктивнее обучение. Для учащихся общеобразовательной школы независимо от возраста характерны: ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, выносливости, скорости, ловкости, гибкости), а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости, что негативно сказывается на качестве учебного процесса.

В сложившихся условиях необходимы мероприятия, которые помогли бы ребёнку справиться с возросшей нагрузкой. В первую очередь, это рациональная организация учебных занятий и всего режима дня школьника, основанные на чередовании различных видов деятельности – умственной нагрузки и активных физических занятий на свежем воздухе. На занятия в фитнес-клубе могут приходить все желающие; они проводятся в зависимости от погоды, внешних условий, наполняемости группы на данном занятии. Помимо основных знаний по основам ЗОЖ и силовой подготовке, посещающие занятия учащиеся могут поиграть в настольный теннис, волейбол, пробежать кросс, поучаствовать в лыжной гонке. Занятия в секции футбола и в фитнес-клубе позволяет гимназистам развиваться в выбранных ими спортивных направлениях.

Социально-педагогическая направленность: в рамках данного направления производится работа с семьями, священники помогают семьям в решении трудных семейных ситуаций, в воспитании детей. Осуществляются встречи с врачами, педагогами, происходит обмен опытом. По программе «Введение в традицию» с семьями и будущими гимназистами работу по авторской программе проводят специалисты из известного семейного клуба «Рождество». С учащимися старших классов гимназии по программе личностного роста работают специалисты из Патриаршего центра Данилова монастыря «Звезда Вифлеема». Дошкольники объединены в группу «Огоньки». Все отделения социально-педагогической направленности работают в тесной взаимосвязи с педагогами-психологами.

Художественно-эстетическая направленность: кружки развивают в детях различные умения и навыки, раскрывают изобразительные способности и таланты, учат их работе с различными материалами. С их помощью в детях воспитывается эстетических вкус. Учащиеся не только должны знать свои традиции и обычаи, но и уметь выполнять работы по изготовлению различных предметов. В работе студии дизайна участвуют родители, бабушки, дедушки и младшее поколение. Занятия музыкой, рисованием, хореографией развивают детей, укрепляет их понимание культуры, общественную и коллективную значимость, уважение к себе и к школе.

Туристско-краеведческая направленность: многочисленные паломнические поездки, занятия по краеведению помогают детям изучать историю родного края, получать дополнительные знания по истории и географии.

Научная (исследовательская) работа: данная направленность ставит своей задачей более глубокое изучение образовательных предметов через самостоятельное их исследование по интересующим учащихся вопросам и проблемам. Особенно активно под руководством специалистов-предметников изучаются история Византии, России, древнерусская литература. Через дополнительное образование каждый учитель может углубить свои предметы до высокого уровня научной работы.

5.Программное обеспечение учебного процесса

Обучение по обязательным для изучения учебным предметам, отражающих требования федерального государственного образовательного стандарта проводится по традиционным типовым государственным образовательным программам. Предметы внутришкольного компонента преподаются по авторским программам, согласованным с ОРОиК РПЦ.
Программы учебных предметов, курсов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Программы учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы учебных предметов, курсов содержат:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5)  содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

6.Особенности организации воспитательного процесса

Духовно-нравственное развитие детей и их практическая деятельность, без сомнения, неразрывно связаны между собой, но если задача духовного развития в большей степени подразумевает формирование православного мировоззрения, то практическая деятельность способствует утверждению православного образа жизни.
Православное мировоззрение и система ценностей у детей Православной Классической гимназии в основном формируется:
при посещении ими церковных богослужений:
на уроках по Закону Божию, а так же при общении с православными педагогами на всех уроках и, особенно, уроках гуманитарного цикла:
во время духовно-нравственных бесед детей и преподавателей со священником:
на встречах с ветеранами войны, учеными (историками, филологами и др.), писателями и т.д.
Когда воспитание на православной основе начинается с дошкольного возраста (семья, церковь, детский сад) и продолжается в школе (с первых же шагов), то и можно говорить о непрерывности духовно-нравственного воспитания будущего гражданина России.
Практическая деятельность
Важным условием для усвоения основ православной этики и культуры, определяющих духовно-нравственное развитие ребенка в системе православной педагогики, является непосредственное включение его в практическую жизнь православного прихода и Православной гимназии.
Очень важным является участие детей:
в воскресном богослужении, где они принимают активное участие в службе, читают, поют, заботятся о маленьких и немощных прихожанах;
в ежедневных молитвах перед учением и после учения, перед трапезой и после трапезы;
в молебнах перед началом каждого учебного года и каждой учебной седмицы;
в подготовке и проведении праздников (Масленица, День Победы).
Большую роль играют также:
ежегодный отдых детей в православном летнем молитвенно-трудовом лагере, где каждый ребенок трудится на разных послушаниях при монастыре «Оптина пустынь»;
подготовка и участие школьников в олимпиадах по Закону Божию и истории;
выпуск гимназического журнала силами учащихся старших классов.
Праздники, вечера духовной поэзии, проведение выставок детских рисунков, подготовка альбомов и поделок, выпуск школьного журнала, просмотр церковных видеофильмов - все это позволяет в форме организации досуга приобщить детей к непреходящим ценностям христианской православной культуры и истории.
Программа духовно-нравственного воспитания в Православной Классической гимназии учитывает церковный календарь, который задает тон различным временам и празднованиям года и одновременно является беспримерным хранилищем памяти о священных событиях и дорогих именах в истории Отечества, без которых у нас нет духовной связи с многовековым культурно-историческим наследием России.
Единство школы, семьи и церкви в вопросах воспитания
Все учащиеся, их родители и учителя являются членами разных православных приходов.
Родители помогают в подготовке здания к началу учебного года, к праздникам (текущий ремонт, уборка, украшение помещений), в подготовке декораций и костюмов к концертам, работе с реквизитом, проведении конкурсов. Учителя прибегают к помощи родителей в организации экскурсий, а также посещений музеев и театров, паломнических поездок, работы в молитвенно-трудовом лагере.
Сотрудники Православной Классической гимназии, родители и дети, все вместе помогают в подготовке территории и установке летнего трудового лагеря в Козельском районе Калужской области (многие родители и выпускники школы работают в лагере в течение летнего сезона).
Проводятся богословские семинары, встречи с интересными людьми для воспитателей, преподавателей и родителей.
Основные принципы управления воспитательным процессом
Управление Воспитательной системой Православной Классической гимназии основано на гуманистических принципах.
Характер взаимоотношений между членами коллектива воспитателей и преподавателей являются важным фактором успешного воспитательного процесса. Главный принцип взаимоотношений между воспитателями и преподавателями гимназии - соучастие, сотрудничество, сотворчество.
Для успешного управления необходимо знать, в каком состоянии находятся в данный момент воспитатели, каковы их ожидания, в чем их проблемы. Любой вид контроля должен обеспечивать оказание методической помощи воспитателям с целью совершенствования и развития их профессионального мастерства; а также взаимодействие администрации и педагогического коллектива с целью повышения эффективности воспитательного процесса.
С этой целью в школе ежемесячно (и чаще) собирается совет воспитателей, где присутствует заместитель директора по воспитательной работе. На советах обсуждаются планы, отчеты, координируется работа, воспитатели делятся своим опытом, сообщают о своих проблемах. В гимназии проводятся также и методические семинары воспитателей, куда приглашаются педагоги, преподаватели-предметники.

7.Система аттестации обучающихся.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы включает в себя государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, промежуточную аттестацию обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговую оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценку проектной деятельности обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования:
1)  определяет  основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам  освоения основной образовательной программы общего образования;
3) обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования;
4) обеспечивает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы общего образования;
5) предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
6) позволяет использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного  учреждения и системы образования разного уровня.
Итоговая и промежуточная аттестация учащихся проводится на основании «Положения о переводных экзаменах, переводе обучающихся в следующий класс, допуске к итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов в гимназии «Радонеж».
Данное Положение основывается на Законе РФ «Об образовании», «Типовом положении об общеобразовательном учреждении», Уставе Гимназии и утверждено на заседании Педагогического совета образовательного учреждения. (Протокол заседания Педагогического совета от «4» января 2007г.).
Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Освоение образовательной программы в полном объеме означает, что у обучающегося положительные годовые оценки по всем предметам учебного плана (отсутствует оценка «2»).
Годовая оценка по предмету по итогам года выставляется учителем данного предмета на основании четвертных, триместровых или полугодовых оценок обучающегося и результатов экзаменов. Педагогический совет имеет право принять решение о промежуточной аттестации для учащихся не выпускных классов, определить, какие классы будут сдавать экзамены, сроки проведения экзаменов и учебные предметы.

При переводе в следующий класс обучающиеся сдают экзамены:

4 класс:
1. Закон Божий, церковно-славянский
2. Русский яз.
3. Математика
4. Чтение
6 класс:
1. Закон Божий
2. Церковно-славянский язык
3. Литература
7 класс:
1. Геометрия (устно)
2. История средних веков
3. Англ./нем.
4. Русский язык
8 класс:
1. Латинский язык
2. Алгебра
3. Др. русская литература
4. Нем./англ.
10 класс:
1. Закон Божий
2. Латинский язык
3. Алгебра
4. Англ./нем. язык (по выбору)

В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по не более двум предметам.
Вопрос о переводе обучающегося в следующий класс «условно» решает Педагогический совет образовательного учреждения.
Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение лета текущего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей) (в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении).
Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или продолжают обучение в форме семейного образования. Решение принимается на заседании Педагогического совета.
Родители обучающегося имеют право выбрать одну из форм дальнейшего обучения по программе того класса, где учащийся показал неудовлетворительные знания: перевод в класс компенсирующего обучения другого образовательного заведения, перевод на обучение в форме семейного образования.
Директор образовательного учреждения издает приказ на основании решения Педагогического совета.
Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня (не сдавшие переводные экзамены до 31) августа, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается итоговой аттестацией.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников гимназии осуществляется в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.
Итоговая аттестация обучающегося по завершению основного общего образования и среднего (полного) общего образования является обязательной для всех обучающихся.
Лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.
Решение о допуске обучающихся к итоговой аттестации и о выдаче справок установленного образца тем, кто не допущен к итоговой аттестации, принимается решением Педагогического совета, на основании которого директор образовательного учреждения издает приказ. Положительное решение о допуске к итоговой аттестации принимается в случае удовлетворительной текущей успеваемости обучающегося и выполнении им предэкзаменационных работ на отметку равную или выше удовлетворительной.
Выпускники общеобразовательных учреждений, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы, среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью.
Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе четвертные (триместровые) и годовые отметки «5», награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении».

8.Управление реализацией программы

Контроль за реализацией Образовательной программы проводится путем ежегодного планирования деятельности методических объединений по соответствующим направлениям с последующим анализом выполнения этих планов. Это позволяет следить за ходом реализации программы и корректировать конкретные задачи по отдельным направлениям.
На общешкольном уровне, по направлениям, контроль проходит в виде:
1) Повышение качества образования:
Анализ административных и годовых контрольных работ, результатов окружного тестирования и ЕГЭ.
Анализ динамики успеваемости каждого учащегося по полугодиям, составление рейтинговых таблиц.
Анкетирование учащихся.
2) Воспитание отношения к учебе как нравственному долгу перед Богом, семьей и отечеством.
Ежегодный анализ (педсоветы по классам) динамики количества детей, не имеющих замечаний по поведению и учебе, регулярно выполняющих домашние задания.
3) Для совершенствование системы дополнительного образования.
Анализ динамики качества и количества проектных работ, представленных на школьной конференции.
Регулярное посещение занятий администрацией гимназии.
Ежегодный анализ отчетов о работе секций.
Анкетирование учащихся.
4) Развитие работы с одаренными школьниками.
Анализ динамики количества участников и победителей в олимпиадах различных уровней.
5) Для информатизации образования.
Ежегодные отчеты учителей об использовании информационных технологий в преподавательской деятельности и проектной работе.
Контроль динамики использования учащимися информационных технологий в учебной и проектной работе.

 

 

Создание сайта: Pavrona © Православная классическая гимназия "Радонеж", 2000-2016.
При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru
117574, Москва, пр-д Одоевского, 13
Тел./факс: (495) 423-51-22
Orthodox Christianity.ru